- а здесь она взлетает Мы пытаемся использовать свои
"картинки" для понимания музыки. И чем больше этих
"картинок", тем разносторонней восприятие и сильнее чувство
эстетического удовольствия от услышанного. Когда мы рисуем музыку, то закрепляем это представление, наглядно фиксируем музыкальный образ, делаем его своим знакомым, запоминаем и кладем в творческую копилку. современного культурного человека красота и смысловое наполнение художественного творчества должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».
Практический совет: Для рисования музыки у самых маленьких можно взять одно музыкальное произведение, как инструментальное, так и со словами: «Кошечка» Т.Ломова, «Лиса-плутовка» (нем. нар. музыка), «Зайчик», М. Старокадомский, сл. М.Клокова, «Слон», М.Раухвергер, «Новая кукла», П.Чайковский, «Борзый конь» Ц.Кюи, и др.
Для детей постарше можно взять уже два контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Вот моя любимая подборка классики,
которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего
музыкального портрета:
«Вальс
снежных хлопьев», «Вальс цветов», «Баба-Яга», П.Чайковский, «Материнские ласки»
А.Гречанинов, «Лунная соната» Л. Ван Бетховен, «Шутка» И. С. Бах, «Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, «Грустное
настроение», муз. А.Штейнвиля , «Вечер», «Утро», «Прогулка», С. Прокофьев и
др. |
музыки в заданном смысловом пространстве, а
смыслы нам дает название, композитор, стиль, движение, ритм, тембр.... Пятна, линии, узоры –
все это живо интересует юного художника в возрасте 5 – 8 лет, он так или
иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или
почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому».
Взрослый может рисовать произведение одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы). И если в первом случае (для более младших детей или для старших детей, которые впервые рисуют музыку) мы можем нарисовать портретный образ (кошечка, зайчик, новая кукла и т.д.), то во втором случае (для опытных художников) мы можем применять для создания «портрета музыки» другие выразительные средства: пятна, линии, геометрические фигуры.
ИТАК, зачем рисовать музыку?
|
Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Взрослый спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из детей даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической! Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого необходимо расширять рамки восприятия с самого детства — для
МБДОУ «Детский сад № 12»
Буклет для родителей: «Рисуем музыку дома»
Муз. руководитель Жуланова М. Р.
г. Чернушка |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.