поступка все окружающие, описать сложившиеся обстоятельства. Использовать можно такого роду парадигму: «Теперь мы все не можем...» или «Нам надо бы приступать к работе, но...»
• 4 шаг. «Апеллировать к разуму»: после того как ситуация описана и выявлена проблема, возникшая в силу содеянного, педагог может обратиться к нарушителю достойного поведения с вопросом: «Что ты (вы) сам(и) думаешь(ете) по этому поводу?» — просьба высказать мнение носит общий характер, так как на конкретный вопрос вряд ли способен нарушитель ответить.
• 5 шаг. «Положительное подкрепление»: провозгласить достоинство личности нарушителя, которое «здесь и сейчас» проявилось либо в виде признания недостойное своего поступка, либо в виде стремления «не быть как все», либо в виде уважения к поискам собственных решений, противостоящих общепринятому и т. д.
• 6 шаг. «Предложение помощи»: чтобы изменить содеянное, нужны усилия, и педагог обращается с вопросом «Нужна ли помощь?» Если воспитанник отказывается от помощи, говоря, что сам исправит, педагог производит второе положительное подкрепление — лучше всего в форме «Я-сообщения».
• 7 шаг. «Инструментовка ситуации успеха»: благополучное разрешение эпизода инструментуется как успех самого воспитанника. Парадигма «Не страшны ошибки — страшно, когда их не исправляют» могла бы быть использована. Но возможно простое и краткое выражение удовлетворения завершением эпизода.
Работа с ребенком осуществляется успешно при одном условии — при наличии у педагога интереса к человеку как таковому, а также интереса к человеку как уникальному, неповторимому, непохожему на всех окружающих людей феномену
При сформированном интересе к человеку как таковому профессиональная оснащенность становится залогом успешной деятельности.
ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга»
Особенность работы педагога с детьми осложненного поведения
2024г.
Детей осложненного поведения квалифицируют как «трудных», «педагогически запущенных», «девиантных» и т. п. Такие ярлыки сами по себе негуманистичны и снимают заведомо профессиональную ответственность с педагога, возлагая целиком вину на самого ребенка.
Дети осложненного поведения — это дети, характеризующиеся постоянным или достаточно частым нарушением социальных норм жизни, которое наносит ущерб общественной жизни и жизни отдельных людей общества.
Очертим основы методики работы педагога с детьми осложненного поведения. Поставим на первое место педагогическое терпение как условие постепенного и затрудненного овладения ребенком социально-ценностной нормы поведения, ранее ему не свойственной. Новообразования психики человека, когда сенситивный период становления упущен, затруднены и нуждаются в терпеливом взращивании.
Перспектива будущей жизни разворачивается перед воспитанником обязательным порядком, чтобы тот мог представить, во имя чего необходимы большие усилия, — организуется влияние на мотивационноценностную сторону личностной структуры. Перспектива всегда связана с образом жизни воспитанника как центральной установки личности.
Педагогическая инструкция должна облегчать ребенку освоение неосвоенного, поэтому педагог основательно продумывает легкие, простые, экономные способы выполнения необходимых действий. Иногда педагог так и говорит: «Это совсем просто — смотри!»
Личный пример педагога убеждает ребенка в возможности требуемого и действительной легкости исполнения. Личный пример третьего лица тоже может быть использован во влиянии на ребенка, но с некоторым исключением: это не должно быть лицо, с которым воспитанник находится в конфронтации.
Поощрение как положительное подкрепление производится при малейшем успехе ребенка, даже если это просто выраженное желание сделать нечто ему несвойственное. Оно направляется в адрес отдельных сторон деятельности ребенка, но ни в коем случае не в адрес целостной личности, ибо самооценка ребенка столь низка, что он не верит положительной оценке в свой личностный адрес.
Педагогическое требование, последующее за поощрением, играет очень важную роль: во-первых, укрепляет веру ребенка в положительное к себе отношение педагога, а во-вторых, вселяет веру в собственные способности.
Педагогическая поддержка обеспечивает продуктивность реального предметного результата деятельности воспитанника, он воспринимает материализованный результат своих усилий и проживает ситуацию успеха, восходя к положительной самооценке и самоуважению.
Особого внимания профессионала-педагога требует первичное воздействие. Вот как выглядит алгоритмическое решение вопроса особого прикосновения к ребенку в момент его социального вызова.
• 1 шаг. «Не удивляться»: мимически выразить отсутствие удивления и возмущения, даже изобразить некоторую скуку при виде содеянного, чтобы снять ореол ложного героизма свершаемого поступка, можно сказать: «Это я не раз видал... Такое, к сожалению, бывает в вашем возрасте...»
• 2 шаг. «Присоединиться»: сняв ореол героизма, слегка поднять авторитет «нарушителя», указав на его поведение как слабость, которую проявляет иногда любой другой человек и которую, может быть, мог бы проявить и сам педагог. Парадигма здесь такова: «Наверное, и я в вашем возрасте...» или «Стыдно признаться, но и я в детстве тоже...» или же «Вероятно, когда-то я тоже такое проделывал...»
• 3 шаг. «Обозначить обстоятельства»: очертить положение, в котором находятся в данный момент свершения недостойного
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.