Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Симптомы дисграфии
Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться
ü смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
ü искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
ü нарушением слитности и раздельности написания слов;
ü аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении,
ü недописыванием или добавлением элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот, ü зеркальным написанием букв. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет. Как известно, любую «болезнь» (нарушение) легче предупредить, чем «лечить».
Поэтому ведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5 – 7 лет необходимо.
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики
Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Варианты кинезиологических упражнений. «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры. «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Количество повторений: 5-15; время упражнения: 10-35 мин. в день.
Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажеров разной степени твёрдости и остроты.
Игры для профилактики дисграфии
Игры – раскраски
ü раскраски с кодированием цвета (цифрами или символами)
ü раскрашивание по образцу;
ü раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
ü раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
ü штриховки – дорисовки.
ü соедини точки (по цифрам, по символам и т.
д.) и т. п.
Игры с буквами
ü нахождение букв среди ряда других (в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А (или любую другую)
ü сравнение букв написанных разными шрифтами (печатные, рукописные,
различные стили)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.