Буклет "Развиваем фонематическое восприятие"
Оценка 5

Буклет "Развиваем фонематическое восприятие"

Оценка 5
docx
28.08.2021
Буклет "Развиваем фонематическое восприятие"
буклет фонематическое восприятие.docx

Подставь нужное слово.

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен вы­брать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …На крючок в реке попал? ...

Может всё, хоть ростом мал? ... (дом, ком, гном, сом)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: Вот печать на простыне —… Зеленеет на окне …

Волейбольная висит …Канарейка в ней сидит —…(сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

Я опять задачу дам — всё расставить по местам: Что стащил игривый кот?... Детям мамочка плетёт?... С гор спускается, течёт?... Что за скользкий, ровный лёд?.. (каток, поток, венок, моток)

 

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

Придумывание слов с определённым количеством звуков.

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р

У

Ч

К

А

РОТ

УЛЯ

ЧАС

КОТ

АНЯ

РОЗА

УГОЛ

ЧАША

КАША

АИСТ

РУКАВ

УЛИЦА

ЧЕХОЛ

КОРКА

АСТРА

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Черёмуха или Каштан?

Так звали докторов, которые  лечили одинаково графа Вишенку. Кто из них вместо лекарства  прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два слога.

Налим или Сом?

У какой рыбы нет чешуи? В слове – отгадке все согласные звуки звонкие.

Пуфф или Буфф?

Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет  вместе с прекрасной принцессой из  сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d0c/00068933-8cb913e5/img5.jpg

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

Базовой предпосылкой овладения правильным и грамотным письмом является развитый фонематический слух. Для чего нужен хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха - залог успешного овладения чтением и письмом, а в дальнейшем - и иностранным языкам. Каким же образом развивать у ребёнка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Предлагаю Вашему вниманию игры, которые Вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным» (представленный речевой материал может меняться)

 

«Чем отличаются слова?»

Назвать, чем (какими звуками) отличаются предложенные слова

 Кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

 

«Четвёртый лишний». Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;

будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута

 

«Продолжи слово»

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.

 

«Математическая грамматика».

Ребёнок должен выполнить действия, указанные на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).

 «Путаница»

Нужно обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребёнку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

 

 «Поймай слово»

Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

 

«Разбросай слово»

Предложите ребёнку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

 

 «Угадай звук»

Какой одинаковый звук слышишь в слогах за, зо, зу ,зы? (Ребёнок называет звук [з]).

 

 «Магазин»

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’].

 

«Замени букву в слове»

 Заменить согласный звук в середине или начале слова так, чтобы получилось новое слово (маска – марка, банан – баран, лейка – рейка, кепка – репка).

 

«Подбери слова к схемам»

Ребёнку  предлагают схемы, в соответствии с которой нужно подобрать слова: Буква = Звук (малина), Буква > Звук (пальма), Буква < Звук (юла).

 

«Перестановки»

Получение новых слов путем перестановки звуков и букв:

Пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, ручка – круча.

 

«Найди слова в слове»

На листе пишется длинное слово. Инструкция: «Возьми буквы из исходного слова, составь и запиши из них новые слова».

 

«Твёрдый – мягкий»

Подбери мягкую пару словам: дал-даль, пыл-пыль, хор-хорь, угол-уголь, кон-конь.

 

«В каком вагоне?»

Ребёнку предлагается поезд с тремя вагонами, на которых схема места звука в слове, звук или буква. Ребёнок определяет, в каком вагоне поедут слова, в зависимости от расположения звука: в начале – первый вагон, в середине-второй, в конце- третий.

 

«Цепочка слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.


 

Подставь нужное слово. Взрослый читает стихотворение

Подставь нужное слово. Взрослый читает стихотворение

Базовой предпосылкой овладения правильным и грамотным письмом является развитый фонематический слух

Базовой предпосылкой овладения правильным и грамотным письмом является развитый фонематический слух
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2021