В докладе по теме "Информационная безопасность" рассматриваются возможные факторы риска, возникающие при использовании детьми и подростками сети Интернет, данные факторы разделены на 4 различные группы. Так же рассматриваются аспекты противодействия данным факторам риска, приводятся примеры. Для преподавателей приводятся программы, благодаря которым возможно создать факультатив "Информационная безопасность" и рассмотреть все более подробно
Информационная безопасность в рамках внеклассных мероприятий.docx
В настоящее время никто не может отрицать значение сети Интернет как
всемирной информационной среды. Однако, современное информационное
пространство сети Интернет это не только источник полезной информации, но и
угроза информационной безопасности обучающихся. Данный фактор не дает
возможности рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду.
Поэтому обеспечение информационной безопасности детей и подростков не теряет
своей актуальности.
Факторы риска, возникающие при использовании среды Интернет можно
разделить на следующие группы:
1. Электронные риски: атака вредоносных программ, онлайнмошенничество,
спам, фишинг (хищение персональных данных).
2. Контентные риски связаны с потреблением незаконных, непредназначенных
для обучающихся материалов. К материалам с неподобающим содержанием можно
отнести данные, содержащие: информацию, разжигающую расовую ненависть,
нецензурную лексику и т.д.
3. Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными
отношениями интернетпользователей.
Включают в себя кибербуллинг
(намеренные оскорбления, угрозы и сообщение других компрометирующих данных
с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение
продолжительного периода времени), группы смерти (синий кит, тихий дом).
Таким образом, обучение информационной безопасности в информационной
среде одна из основных задач на сегодняшний день. Обучающиеся должны знать о
негативных формах и способах воздействия ИКТ, методах защиты, правилах и
нормах сетевого этикета, и т.д.
В учебных программах, методических пособиях, учебниках информатики,
нашли отражение такие аспекты проблемы безопасности как:
техника безопасности при использовании компьютера,
правовая охрана программ и данных,
защита информации,
соблюдение прав человека,
искусственный интеллект и безопасность общества,
качество программного обеспечения.
Эти и многие другие темы раскрывают вопросы безопасности компьютерной
защиты интересов общества и
техники,
рассматриваются как во время урока, так и во время внеклассных мероприятий.
информационных ресурсов,
В временных рамках урока невозможно достаточно подробно изучить
информационную безопасность, поэтому на её изучение отводятся внеурочные
занятия. В нашем техникуме для этих занятий был выбран курс для средних школ
«Основы кибербезопасности 1011 классы» (авторы составители Тонких И.М.,
Комаров М.М., Ледовской В.И., Михайлов А.В.) который был выбран изза
подробного описания тем, разбитых не только по разделам, но и по возрастным
категориям, что помогает дать обучающимся знания, необходимые в их возрастной
группе.
Применяется рабочая программа по внеурочной деятельности «Квест по
цифровой грамотности «Сетевичок»». Данная программа рассчитана на 36 часов.
На данный момент в рамках месячника кибербезопасности Молодежный центр
развития личности проводит вебинары по теме «Место без опасностей», в которых
мы так же принимаем участие.
В рамках вебинаров изучаются следующие вопросы:
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе в информационнотелекоммуникационной среде;
умения соблюдать нормы информационной этики и права;
правовые основы использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
Как обобщение и контроль внеурочной деятельности в конце темы
проводятся тестирования (Всероссийская контрольная работа по информационной
безопасности на сайте Единыйурок.дети, квест по цифровой грамотности
«Сетевичок»). За участие в контрольной работе и квесте обучающиеся получили
сертификаты и грамоты.
Возможно ли, пребывая в сети интернет, не попасть в поле зрения мошенников
или кибербуллера? Нет. Но благодаря знанию сетевого этикета и основ
кибербезопасности обучающиеся смогут правильно отреагировать в таких
ситуациях.
Информационная безопасность
Информационная безопасность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.