Буква ё в начале слова (обозначение звуками [й’] и [о])

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 23.docx
Д а т а : 0 1 . 1 0 . 1 5 У р о к  23 Тема: Ц ел и   д е я т е л ь н о с т и   п е д а г ог а :  Образовательные:       Буква ё в начале слова (обозначение звуками [й’] и [о]) 1) способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [й’o] и [о] буквами; Развивающие: 2)  создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, развитие познавательной активности   учащихся;   умения   работать   дружно   и   сообща,   развивать   умение   следовать   заданным   вербальным инструкциям   учителя;   совершенствовать   мыслительные   операции:   анализа,   синтеза,   сравнения,   сопоставления; развивать психические процессы:  память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:             3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях. Планируемые результаты обучения. Предметные:  знают,  что  буква  ё  в начале слова обозначает звуки [й’о]; правила применения на практике; умеют  соотносить   звуковую   и   буквенную   записи   слова;   соблюдать  гигиенические   требования   к   правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме;  получат возможность научиться правильно обозначать звуки [й’o] и [о] буквами. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :  общеучебные –  написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом   начертания;   сравнение   звукового   состава   слов;  логические   –  осуществление   анализа   поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов. Р е г у л я т и в н ы е :  умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности. К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи. Л и ч н о с т н ы е :  понимают   значение   границ   собственного   знания   и   незнания;   осознают   необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях. I. Организационный момент. Х о д   у р о к а Прозвенел звонок для нас!  Все зашли спокойно в класс,  Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво. Посмотрели все направо, Тихо сели, спинки прямо.  Мы легонечко вздохнём И урок письма начнём. II. Изучение нового материала. 1– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет вам открыть тайну буквы Ё. 1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова. – Рассмотрите картинку в учебнике. Произнесите слово «ёжик» по слогам. Назовите первый слог. ([й’о].) – Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё. (Показ буквы.) – На что похожа буква ё? Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё.  Е. Тарлапан 2. Разгадывание кроссворда. – Прочитайте слова с буквой ё. (Утёнок, ёжик.) – В каких словах эта буква обозначает два звука? (В слове «ёжик». Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука.) Придумайте примеры таких слов. (Ёлка, каёмка.) 3. Работа по картинке в учебнике. Нахождение места звуков [й’], [о] в слове. – Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами. Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава. – Можно ли назвать картинку словом дерево? Как правильно назвать картинку? –   Прочитайте   слово  ёлка,   ведя   указкой   по   схеме   звукового   состава.   Произнесите   слово  ёлка  так,   чтобы отчетливо был слышен первый звук. Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [ й’] ? (Зеленой.) – Произнесите слово  ёлка  так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Какой второй звук в слове  ёлка? Какой фишкой обозначить звук [ о] ? (Красной.) – Произнесите слово  ёлка  так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Какой это звук? Какой фишкой обозначим звук [ л] ? (Синей.) – Назовите его мягкую пару. ([л’]) – Произнесите слово  ёлка  так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук. Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [ к] ? (Синей.) – Назовите его мягкую пару. ([к’]) – Определите пятый звук в слове ёлка. Какой фишкой обозначить звук [ а] ? (Красной.) – Замените первые две фишки в модели буквой  Ё. Это любимая буква ёжика. А вот и секрет. Запомните правило: «Если в слове звуки [й’]и [ о]  находятся рядом, пиши букву ё». 4. Работа в прописи. На доске образцы написания букв Е, е, Ё, ё. – Сядьте правильно, следите за положением тетради. Напишите строчку Ё, ё. СКАЗКА ПРО БУКВУ Ё – Однажды ежик гулял по лесу и встретил букву Ё. Произошел интересный случай. Сейчас вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки. Ой! Нет! Две точки. Интересно? Тогда слушайте. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е тоже образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.  Люди договорились, во избежание недоразумений и неожиданных превращений, в словах с буквой ё ударение не ставить. Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки – 2Словно в лесенке гвоздочки. В. Степанов Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы   рук.   Ритмичное   движение   пальцами   врозь   и  вместе.   Ладони  опустить   вниз   и   тыльной   стороной прижать друг к другу, пальцы развести.) 5. Задание «Впиши пропущенные буквы». – Отгадайте з а г а д к и . В слово­отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой. Что же это за девица – не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ёлка.) Бежит между ёлками Живой клубок с иголками. Вдруг волк навстречу появился – Клубочек вмиг остановился. Свернулся – и не видно ножек. Ответьте, кто же это?  (Ёжик.) – Какую букву вписали? Объясните почему? (В начале слова буква ё обозначает два звука [й’], [о].) – Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах­отгадках: ё л к а  – 4 б., 5 зв.; ё ж и к  – 4 б., 5 зв. Объясните, почему количество звуков и букв разное?  – Какой секрет буквы ё открыл вам ёжик? 6. Работа со скороговорками. – Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорки. (На доске написаны скороговорки.) 1) Ёжик желтой сыроежке      Рад, как белочка – орешкам.  2) Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. – Подготовьтесь к чтению скороговорок: 1) прочитайте про себя; 2) прочитайте шепотом; 3) вполголоса; 4) громко. 7. Письмо гласных букв. – Назовите буквы. Объясните, на что указывает синяя точка. Найдите «лишнюю» букву. III. Итог урока. – Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре. Объясните свой выбор. – Какого цвета шарик вам хотелось бы подарить ёжику? Объясните выбранный цвет. – В каких случаях буква ё может передавать один звук, а в каких – два? 34

Посмотрите также