Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 0 1 . 1 0 . 1 5
У р о к 23
Тема:
Ц ел и д е я т е л ь н о с т и п е д а г ог а :
Образовательные:
Буква ё в начале слова (обозначение звуками [й’] и [о])
1) способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [й’o] и [о] буквами;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, развитие познавательной
активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным
инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую
моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё
мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [й’о]; правила применения на практике;
умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной
посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность
научиться правильно обозначать звуки [й’o] и [о] буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске
образцом начертания; сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного
состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить
необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей
деятельности.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.
Л и ч н о с т н ы е : понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость
самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе;
выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Посмотрели все направо,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И урок письма начнём.
II. Изучение нового материала.
1– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет вам открыть тайну буквы Ё.
1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова.
– Рассмотрите картинку в учебнике. Произнесите слово «ёжик» по слогам. Назовите первый слог. ([й’о].)
– Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё. (Показ буквы.)
– На что похожа буква ё?
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Е. Тарлапан
2. Разгадывание кроссворда.
– Прочитайте слова с буквой ё. (Утёнок, ёжик.)
– В каких словах эта буква обозначает два звука? (В слове «ёжик». Буква ё в начале слова и после гласных
обозначает два звука.) Придумайте примеры таких слов. (Ёлка, каёмка.)
3. Работа по картинке в учебнике. Нахождение места звуков [й’], [о] в слове.
– Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами. Посчитайте, сколько клеточек в
схеме звукового состава.
– Можно ли назвать картинку словом дерево? Как правильно назвать картинку?
– Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава. Произнесите слово ёлка так, чтобы
отчетливо был слышен первый звук. Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [ й’] ? (Зеленой.)
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Какой второй звук в слове ёлка?
Какой фишкой обозначить звук [ о] ? (Красной.)
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Какой это звук? Какой фишкой
обозначим звук [ л] ? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. ([л’])
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук. Определите, какой это звук.
Какой фишкой обозначим звук [ к] ? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. ([к’])
– Определите пятый звук в слове ёлка. Какой фишкой обозначить звук [ а] ? (Красной.)
– Замените первые две фишки в модели буквой Ё. Это любимая буква ёжика. А вот и секрет. Запомните
правило: «Если в слове звуки [й’]и [ о] находятся рядом, пиши букву ё».
4. Работа в прописи.
На доске образцы написания букв Е, е, Ё, ё.
– Сядьте правильно, следите за положением тетради. Напишите строчку Ё, ё.
СКАЗКА ПРО БУКВУ Ё
– Однажды ежик гулял по лесу и встретил букву Ё. Произошел интересный случай. Сейчас вы узнаете, откуда
взялись у буквы Ё вверху две шишки. Ой! Нет! Две точки. Интересно? Тогда слушайте.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она
спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е тоже
образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Люди договорились, во избежание недоразумений и неожиданных превращений, в словах с буквой ё ударение
не ставить.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки –
2Словно в лесенке гвоздочки.
В. Степанов
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести
пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной
прижать друг к другу, пальцы развести.)
5. Задание «Впиши пропущенные буквы».
– Отгадайте з а г а д к и . В словоотгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.
Что же это за девица – не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ёлка.)
Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг волк навстречу появился –
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся – и не видно ножек.
Ответьте, кто же это?
(Ёжик.)
– Какую букву вписали? Объясните почему? (В начале слова буква ё обозначает два звука [й’], [о].)
– Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словахотгадках: ё л к а – 4 б., 5 зв.; ё ж и к – 4 б., 5 зв.
Объясните, почему количество звуков и букв разное?
– Какой секрет буквы ё открыл вам ёжик?
6. Работа со скороговорками.
– Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорки. (На доске написаны скороговорки.)
1) Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка – орешкам.
2) Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
– Подготовьтесь к чтению скороговорок:
1) прочитайте про себя;
2) прочитайте шепотом;
3) вполголоса;
4) громко.
7. Письмо гласных букв.
– Назовите буквы. Объясните, на что указывает синяя точка. Найдите «лишнюю» букву.
III. Итог урока.
– Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре. Объясните
свой выбор.
– Какого цвета шарик вам хотелось бы подарить ёжику? Объясните выбранный цвет.
– В каких случаях буква ё может передавать один звук, а в каких – два?
34