Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Оценка 4.9

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—3 кл
13.03.2023
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Буквосочетания чк чн.docx

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Словарная работа

(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.

— Прочитайте группу слов.

— Что у них общего?

— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

III. Самоопределение к деятельности

— На какие три группы разделены слова?

Бол., кол.цо, хищ.ный, пал.то, кон.чик, справоч.ник.             

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

Во втором столбике?

— Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике — в конце слова, а во втором столби­ке—в середине слова.)

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

— Откройте учебник на е. 4. Прочитайте название темы сего­дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}

IV. Работа по теме урока Упр. / (с. 4).

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

— Назовите слова с непарными шипящими согласными зву­ками. (Помощник, улочка, курочка.)

Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под­черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).

Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно по­размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч'], [Щ']? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить^)

Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения про­водится самопроверка по образцам на доске.)

— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

— Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

 

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)

 

Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

 

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

 

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

 

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

 

— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч1]? (Мягкий согласный звук}

— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.}

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, , птен.лик,  хищ.-ник, бол.,ной.

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

— Оцените себя с помощью «светофора».

 

VII. Подведение итогов урока

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

 

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

 


 

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023