Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­
Оценка 4.7

Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
6 кл—11 кл +1
24.11.2022
Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­
урок
урок рус.яз. 6 класс Буквы А-О в корне -кас- -кос- Office Word.docx

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

 

          Предмет: Русский язык

          Класс: 6  класс

 Ф.И.О. учителя: Битимирова Мария Николаевна

          Дата: 23.10.2021 год

    Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана,РСО-Алания

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

 

1.    Организационный момент (1 минута).

2.    Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного) (7 минут).

3.    Постановка цели обучения перед учащимися (1 минута).

4.    Мотивация обучения (2 минуты).

5.    Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков (17 минут).

6.    Закрепление знаний, умений и навыков (8 минут).

7.    Информация о домашнем задании (2 минуты).

8.    Подведение итогов (2 минуты).

 

Тема урока

Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­ 

 

Цель деятельности учителя

научить правильно писать слова с чередовани-ем букв ао в корне -кас--кос- сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить представление о различиях в условиях выбора между чередующимися гласными в корне и проверяемыми безударными гласными. умение графически обозначать условия выбора гласных; закре-пить умение различать слова с омонимичными корнями.

      

 

 

 

 

Тип урока

 

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образова-

Предметные:осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

4ЛР: находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

 

тельные результаты

 

 

 

работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

Метапредметные: находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне  -кас­ – ­кос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

 

 

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

 

 

 

http://www.zavuch.info                              http.V/festival. 1 september.ru/subjects  

Оборудование

Интерактивная доска , компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион

Мультимедийный  ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

ный

материал

 

Основные понятия

Чередующиеся гласные

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

Формы организации взаимо­действия

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

Мотивация к учебной деятельности

 

Эмоциональная,

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

1. Проверка домашнего задания.

 

Слушают учителя,

участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы

на рабочем месте,

демонстрируют

готовность к уроку

 

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,

познавательной деятельности, стремятся приобретать

новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают

Учебно- познавательную за­дачу.

 

2. Актуа-

лизация

и пробное

учебное

действие

 

Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Учитель диктует слова:

маршрут, рекорд,  велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль.

Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

 

 

Отвечают, записывают, выделяют, анализируют, обобщают, извлекают необходимую информацию.

групповая

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

 

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выявле-

ние места

и причины

затрудне-'

ния

 

 

Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт-

минутка

На слайде слова:

Касается, коснётся, коснулось,  коса, касание.

– Прочитайте слова, выделите в них корни.

Учитель ведёт беседу по вопросам и заданиям учебника (поиск лишнего слова с объяснением, выявление особенностей написания буквы гласного в корне).

.(Выяснить, в каких случаях пишется буква о, в каких а, вывести новое правило правописания корней с чередованием в корне ­кас­ – ­кос­.) Запись темы урока на доске и в тетрадях

 

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег на месте).                  

 

формулируют задачу урока

Смотрят презен­тацию, восприни­мают на слух информацию, ос­ваивают лингвис­тические термины. Отвечают на во­просы, выполня­ют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физические упражнения, садятся за парты.

 

фронтальная

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

4. Целепо-

лагание и постро-

ение про-

екта вы­хода

из затруд­нения

 

– Назовите виды орфограмм, зашифрованных в графических схемах, сформулируйте тему и цели урока.

 

 

И  (а)

                          Е/О (нет а)

А (а)

 

– Какое правило подсказывает это стихотворение?

Чтобы не было ошибки

У тебя в корнях ­кос­ –­ кас­,

Ты запомни, что в ­каса­

Надо написать две  а!

Слышу гласный только раз –

Букву о пишу тотчас.

                                     (Исмайловская Р.)

 

Слушают, отвечают, анализируют, сравнивают, планируют свою деятельность , формулируют проблему урока, осуществляют самоконтроль, корректируют свою деятельность.

Проверка и обсуждение работы. Чтение составленного алгоритма.

 

фронтальная

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

.

 

5. Практи­ческая деятель­ность

Работа по теме урока

 Проводится в форме соревнования между группами.

 

1. Основное задание .Каждая группа должна представить один из корней с чередующимися гласными: сформулировать правило, подобрать примеры, проверить

представителей других групп на знание орфограммы. Представители групп поочерёдно работают у доски. За каждое правильно написанное выражение группа получает балл.

 

     Выбор основания для группировки предложенных учителем слов. Каждая команда предлагает и защищает свой вариант.

 

Прикосновение, косоворотка, косица, косогор, косоглазие, косить, косец, кособокий, косилка, косарь, коса, коснуться, скосить, откос, косичка, косьба, косоглазый, перекос, косолапый.

 

     До п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: а) найти слова-омонимы; б) сгруппировать слова по способам образования. (Непроизводным в данном перечне является слово коса.)

           

Учащиеся, используя первый форзац, собирают все известные им корни с чередующимися гласными (орфо-граммы 12, 13, 24), добавляют отсутствующие в примерах учебника корни, составляют словосочетания, проводят по парам мини-диктанты.

 

групповая

Познавательные УУД

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

6. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие учебно­языковых и правописных умений

Учитель  сообщает  о  том,  что  в  русском  языке  есть

другие корни с чередующимися гласными, и представляет один из них: касатьсякоснуться. Учащиеся определяют, чем отличаются эти глаголы друг от друга (видом), вспоминают, что в грамматике есть специальное название для них — видовая пара. Затем, используя толковый словарь, учащиеся определяют все значения многозначного корня -кас--кос-.

 

     Чтение материалов учебника на с. 104—105.

1. Работа по учебнику.

Упр.184(выборочное списывание) – развивается умение различать слова с орфограммой­буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова. Выполняется под руководством учителя.

Упр.185 – развивается умение выявлять разные значения слова касаться в предложениях, писать слова с орфограммой­буквой а–о в корне ­кас­ – ­кос­, графически обозначать условия выбора изученных орфограмм.

– Какие значения имеют слова с корнями ­кас­ – ­кос­? Найдите в предложениях соответствующие значениям слова. Приведите свои примеры.

1) Я коснулся стены рукой (прямое значение: дотрагиваться до чего­либо). 2) Автор книги касается темы воспитания детей(переносное значение: затрагивать в статье, разговоре); 3) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей (переносное значение: иметь отношение к чему­либо).

2. Объяснительный диктант.

Записать под диктовку, устно и графически объяснить выбор о–а  в ­кас­ – ­кос­:

Коснись воды, прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, касательная линия, чуть­чуть соприкоснулись, касание мяча о сетку, неприкосновенность личности.

– Что такое касательная линия? (Это прямая линия, которая не пересекает, а только касается окружности.)

 

Выполняют задания, записывают диктант под руководством учителя

фронтальная

Познавательные УУД

4. Составлять алгоритм и действовать по нему.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

7. Рефлексия
учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

– Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

1. Прикосновение, касаться, касательная, скосить.

2. Косой, косолапый, костлявый, покоситься.

С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

1. Составить черновой вариант

обобщающей таблицы «Чередование гласных в корнях слов».

2. Составить рассказ «В походе» с использованием слов с чередующимися гласными в корне.

 

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке,. Записывают домашнее задание

фронтальная

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Наглядно-демонстрацион Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся ный материал

Наглядно-демонстрацион Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся ный материал

Отвечают, записывают, выделяют, анализируют, обобщают, извлекают необходимую информацию

Отвечают, записывают, выделяют, анализируют, обобщают, извлекают необходимую информацию

Мы руки поднимаем (руки вверх)

Мы руки поднимаем (руки вверх)

Работа по теме урока Проводится в форме соревнования между группами

Работа по теме урока Проводится в форме соревнования между группами

Учащиеся, используя первый форзац, собирают все известные им корни с чередующимися гласными (орфо-граммы 12, 13, 24), добавляют отсутствующие в примерах учебника корни, составляют словосочетания, проводят…

Учащиеся, используя первый форзац, собирают все известные им корни с чередующимися гласными (орфо-граммы 12, 13, 24), добавляют отсутствующие в примерах учебника корни, составляют словосочетания, проводят…

Какие значения имеют слова с корнями ­кас­ – ­кос­ ?

Какие значения имеют слова с корнями ­кас­ – ­кос­ ?

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022