МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО Пригородный район РСО-Алания.
Открытый урок по русскому языку
на тему:
5 «Б» класс.
Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна
2020-2021 учебный год
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учитель |
Ряшко Наталья Васильевна |
|
|
||
Класс |
5б |
|
|
||
Предмет |
Русский язык |
|
|
||
Тема |
Буквы Е-И в корнях с чередованием |
|
|
||
Дата |
23.04.2021 |
|
|||
Цель |
Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой. |
||||
Задачи |
Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв Е-И в корнях с чередование организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания.
|
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. |
Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.
|
|||
Методы обучения |
Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. |
||||
Формы организации деятельности учащихся |
Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая |
||||
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний. |
||||
|
|
||||
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Русский язык (автор УМК Т.А. Ладыженская) |
||||
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
текстовый документ, презентация. |
Техническое оснащение |
Компьютер, интерактивная доска, проектор |
Этапы |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые УУД |
||||||
Организационный |
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. |
Записывают число и классная работа |
Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л) |
||||||
Этап мотивации. |
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны высказывания, давайте их прочитаем. С..деньем г..р..да не берут. Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт. Что это за высказывания? -Пословицы. Какой смысл у этих пословиц? - Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
- Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы. |
Читает пословицы. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок. |
Слушают и определяют смысл пословиц. |
|
||||||
Актуализация знаний |
Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? -Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Давайте посмотрим на табличку на доске, проверим, правильно ли вы ответили?
Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм: Сиденьем, города, лежачий, камень, вода, не течет, города, камень, берут. Орфограмму графически обозначьте, работаем в паре. (По окончании выполнения задания проверьте друг друга)
Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное) Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах? -В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая - непроверяемая. Какое слово осталось без вашего внимания? -Берут. Запишите его на новой строке. Выделим корень. (Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.) Какая же гласная в корне этого слова? -Непроверяемая, а может чередующаяся. Вот вам ещё одна пословица: СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК. (Корзина для переноса ягод и грибов) Какое отношение имеет эта пословица к двум предыдущим? -Прямое. Ягодка – это малое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться. Выберите из этой пословицы слова, однокоренные слову БЕРУТ. (ученики называют, учитель делает на доске запись: БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем? -Чередование букв Е-И. Что такое чередование? -Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы. Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ? (Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица Ребята, а можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? -Нет. Почему? -Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
|
Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. |
Комментируют выполнение домашнего задания. Применяют изученные орфографические правила |
Строить речевое высказывание в устной форме (К) Возможность существования разных точек зрения (К) Высказывать предположения (Р) |
||||||
Целеполагание.
|
- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель? -Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников) |
Задает вопросы, Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. |
Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель. |
Формулировать тему и цель урока (Р) |
||||||
Открытие новых знаний |
Ребята, скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании) Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные) Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями, а теперь за словами с этими корнями. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»? -Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. Откроем учебник, стр.96,§28, проверим(правило), правильный ли мы сделали вывод? (Ученики читают правило) – Правильный. Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске – ученики в тетрадях) Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий. Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде. 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (ударение). 3. Нахожу (безударную гласную в корне). 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И). 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).
|
Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи технологии изучающего чтения. |
Анализируют материал для наблюдений
После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.
Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника. Составляют алгоритм. |
Работать в группе (К) Слышать и понимать речь других (К) Стремление к получению новых знаний (Л) Соотносить результат своей деятельности с образцом (П) |
||||||
Физкультминутка |
Я вижу, что вы немного устали. Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох) Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой) Покрутили головой и усталость вся долой; Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук); Встали дружно. Наклонились Раз - вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Приседаем быстро, ловко Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать Надо много приседать. Мы на месте снова ходим Но от парты не уходим (ходьба на месте). По местам пора садиться И опять пора учиться (дети садятся за парты).
|
Проводит физкультминутку |
Делают зарядку. |
|
||||||
Закрепление |
- Ребята, а где нам могут пригодиться знания о правописании букв И-Е в корнях с чередованием? -При выполнении упражнений в учебнике Правильно. Вот сейчас мы и выполним упражнение 214 на стр.96 вашего учебника. А теперь проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму, и поработаем над созданием новых слов при помощи приставок и корней с чередованием. Работать будем в парах: До-, со- (бир//бер); За-, у- (мир//мер); Про-, пере- (тир//тер); От-, за- (пир//пер); Рас-, по- (стил//стел); Вы-, раз- (дир//дер). А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. Молодцы, с этой работой вы хорошо справились. |
|
Выполняют упражнение в соответствии с заданием.
|
Планировать способы совместной деятельности (К)
Контролировать свое время (Р)
Находить и исправлять ошибки (Р) |
||||||
Итог урока. |
Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? -Правописание Е-И в корнях с чередованием. Перечислите корни, в которых происходит чередование. (ученики перечисляют) От чего зависит правописание букв Е-И в этих корнях? -От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)
|
|
Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки |
Уметь оценивать свою деятельность (Р) |
||||||
Рефлексия |
Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике, поднимите улыбающийся смайлик. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике – серьёзный. а кто испытывает затруднения - грустный. Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками. Анализ рефлексии. |
Организует рефлексию
|
Анализируют и фиксируют уровень |
Уметь анализировать свою деятельность (Р) |
||||||
Домашнее задание |
Запишите, пожалуйста домашнее задание. Параграф 28 (стр. 95-96) Упр.215 подготовиться к орфографическому диктанту. Упр. 216 (сильные ученики) Урок окончен. Спасибо за внимание. |
Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся |
Задают вопросы |
Уметь оценивать свои возможности (Р) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.