"Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс.
Оценка 5

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс.

Оценка 5
docx
10.05.2023
"Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс.
Урок русского языка в 5 классе.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.docx

 

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

МО Пригородный район РСО-Алания.

 

 

 

Открытый урок по русскому языку

на тему:

«Буквы Е-И в корнях с чередованием»
 

 

 

 

 

 


5 «Б» класс.

 

Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна

                               

                                                                    

 

                                                                           2020-2021 учебный год

                                    

                                                                    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

 

 

 

Учитель

Ряшко Наталья Васильевна

 

 

Класс

 

 

Предмет

Русский язык

 

 

Тема

Буквы Е-И в корнях с чередованием

 

 

Дата

23.04.2021

 

Цель

Создание  условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой.

Задачи

Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв Е-И в корнях с чередование организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием

Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания.

 

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности.

Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием».  Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание  приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.

 

 

 

 

 

Методы обучения

Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

 

 

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Русский язык (автор УМК Т.А. Ладыженская)

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый

документ и другие)

текстовый документ, презентация.

Техническое оснащение

Компьютер, интерактивная доска, проектор

 

 

 

 

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Записывают число и классная работа

Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л)

Этап мотивации.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны высказывания, давайте их прочитаем.

С..деньем г..р..да не берут.

Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт.

Что это за высказывания?

-Пословицы.

Какой смысл у этих пословиц?

- Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

 

- Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы.

Читает пословицы. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок.

Слушают и определяют смысл пословиц.

 

 

 

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

-Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Давайте посмотрим на табличку на доске, проверим, правильно ли вы ответили?

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм:

Сиденьем, города, лежачий, камень, вода, не течет, города, камень, берут.

Орфограмму графически обозначьте, работаем в паре. (По окончании выполнения задания проверьте друг друга)

 

 Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное)

Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

-В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая - непроверяемая.

Какое слово осталось без вашего внимания?

-Берут.

Запишите его на новой строке. Выделим корень. (Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.)

Какая же гласная в корне этого слова?

-Непроверяемая, а может чередующаяся.

Вот вам ещё одна пословица: СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК. (Корзина для переноса ягод и грибов)

Какое отношение имеет эта пословица к двум предыдущим?

-Прямое. Ягодка – это малое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой  пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Выберите из этой пословицы слова, однокоренные слову БЕРУТ.

(ученики называют, учитель делает на доске запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ

Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем?

-Чередование букв Е-И.

Что такое чередование?

-Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы.

Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

(Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица

Ребята, а можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов?

-Нет.

Почему?

-Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

 

Проверяет полученные ранее знания.

Создаёт условия для проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выявление места и причины затруднения.

Комментируют выполнение домашнего задания.

Применяют изученные орфографические правила

Строить речевое высказывание в устной форме (К)

Возможность существования разных точек зрения (К)

Высказывать предположения (Р)

Целеполагание.

 

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?

-Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Давайте сформулируем  тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников)

Задает вопросы,

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель.

Формулировать тему и цель урока (Р)

Открытие новых знаний

Ребята, скажите, а как тема нашего урока связана  темой прошлого урока? (Понятие о чередовании)

Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные)

Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями, а теперь за словами с этими корнями.

От чего зависит выбор букв Е или И?

Обратите внимание на морфемный состав слов.

Кто готов представить  своё «открытие»?

-Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Откроем учебник, стр.96,§28, проверим(правило), правильный ли мы сделали вывод?

(Ученики читают правило) – Правильный.

Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске – ученики в тетрадях)

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий.

Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.

1.      Выделяю в слове (корень).

2.      Ставлю (ударение).

3.      Нахожу (безударную гласную в корне).

4.      Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).

5.      Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

6.      Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).

 

Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи  технологии изучающего чтения.

Анализируют материал для наблюдений

 

После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.

 

Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника.

Составляют алгоритм.

Работать в группе (К)

Слышать и понимать речь других (К)

Стремление к получению новых знаний (Л)

Соотносить результат своей деятельности с образцом (П)

Физкультминутка

Я вижу, что вы немного устали.

Нам пора передохнуть,

 потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой)

Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились

Раз - вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим

(ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять пора учиться

(дети садятся за парты).

 

Проводит физкультминутку

Делают зарядку.

 

Закрепление

- Ребята, а где нам могут пригодиться знания о правописании букв И-Е в корнях с чередованием?

-При выполнении упражнений в учебнике Правильно. Вот сейчас мы и выполним упражнение 214 на стр.96 вашего учебника. А теперь проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму, и поработаем над созданием новых слов при помощи приставок и корней с чередованием.

Работать будем в парах:

До-, со- (бир//бер);

За-, у- (мир//мер);

Про-, пере- (тир//тер);

От-, за- (пир//пер);

Рас-, по- (стил//стел);

Вы-, раз- (дир//дер).

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Молодцы, с этой работой вы хорошо справились.

 

Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

 

 

Планировать способы совместной деятельности (К)

 

Контролировать свое время (Р)

 

Находить и исправлять ошибки (Р)

Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Перечислите корни, в которых происходит чередование.

(ученики перечисляют)

От чего зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

-От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е.

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)

 

 

Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки

Уметь оценивать свою деятельность (Р)

Рефлексия

Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике, поднимите улыбающийся смайлик. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике   – серьёзный. а кто испытывает затруднения - грустный. Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками.

Анализ рефлексии.

Организует рефлексию

 

Анализируют и фиксируют уровень

Уметь анализировать свою деятельность (Р)

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста домашнее задание. Параграф 28 (стр. 95-96)

Упр.215 подготовиться к орфографическому диктанту.

Упр. 216 (сильные ученики)

Урок окончен. Спасибо за внимание. 

Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

Уметь оценивать свои возможности (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

Учитель Ряшко Наталья

Учитель Ряшко Наталья

Методы обучения Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов

Методы обучения Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов

Пословицы. Какой смысл у этих пословиц? -

Пословицы. Какой смысл у этих пословиц? -

Запишите его на новой строке

Запишите его на новой строке

Целеполагание. - О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Целеполагание. - О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет –

Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет –

До-, со- (бир//бер); За-, у- (мир//мер);

До-, со- (бир//бер); За-, у- (мир//мер);

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс.

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2023