Приёмы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ.
Оценка 4.6

Приёмы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ.

Оценка 4.6
docx
10.05.2023
Приёмы сжатия  текста. Подготовка к ОГЭ.
Урок русского языка. Приемы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ.(8 класс).docx

 

 

 

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

МО Пригородный район РСО-Алания.

 

Открытый урок по русскому языку

на тему:

              «Приёмы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ»

 

8 «А» класс.

 

Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна

                               

                                                              

                                                                           2021-2022 учебный год.

 

                                               

 

 

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Учитель: Ряшко Наталья Васильевна

Класс: 8 А

Тема урока: Приёмы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ.

Дата: 14.03.2022.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Сингапурская технология

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмами сжатия текста.

Задачи урока:

1)    изучить приёмы сжатия текста, уметь находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию;

2)    научить кратко и ясно излагать свои мысли; применять различные приёмы сжатия текста при работе с текстом;

3)    развитие познавательных интересов учащихся, развитие самостоятельности;

4)    формирование стремления к новым знаниям, развитие познавательной активности, воспитание дисциплинированности и интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: систематизировать знания по теме; научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию;

Метапредметные: развивать речь учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации; прививать интерес к обучению;

Личностные: формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Методы и формы обучения: Проблемно-обобщающий метод, эвристический метод, исследовательский метод; индивидуальная форма обучения, групповая, фронтальная.

 

 

 


 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный момент.

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя.

СУ: Здравствуйте, ребята. В начале урока прошу обратить внимание на табличку у вас на столах. Это карта, обозначающая ваш номер в группе. Теперь давайте поприветствуем друг друга: партнеры по плечу похлопайте товарища по плечу и улыбнитесь, а партнеры по лицу – улыбнитесь и дайте пять друг другу.

 

                           

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

Познавательные: понимают познавательную задачу; учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

 

Устные ответы

2.этап целеполагания

 

Выдает каждой группе текст художественного стиля.

СУ: Перед вами лежит текст. Ваша задача прочитать его, понять основную мысль текста, можно подчёркивать ключевые слова. Затем вам нужно будет пересказать этот текст. Время на выполнение 2 минуты.

После прочтения.

Участники 1 и 3, перескажите текст своему партнёру по плечу данный текст за 30 секунд.

То же самое выполняют участники 2 и 4.

СУ: Получилось ли у вас пересказать текст за 30 секунд?

Работают с текстом: читают, готовят пересказ.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ

 

Предполагаемый ответ: нужно знать способы или приёмы сжатия текста.

 

 

 

Формулируют тему урока. Делают запись в тетрадь.

 

 

Формулируют цель урока: изучить способы сжатия текста.

 

 

Формулируют задачи урока.

Предполагаемый ответ:

-узнать, какие существуют приёмы сжатия текста;

- научиться применять эти приёмы в речи.

 

Парная; фронтальная

Если получилось

Если не получилось

Что вы сделали с текстом, чтобы успеть пересказать за такое короткое время?

Что нужно предпринять, чтобы уложиться в отведённое время?

Сжать (сократить) текст

СУ: Что нужно знать, чтобы правильно сократить текст, не потеряв его основную мысль?

 

 

 

 

 

 

СУ: Сформулируйте тему урока и запишите её в свой рабочий лист.

 

 

СУ: давайте сформулируем цель урока. Что мы хотим узнать на уроке?

 

 

СУ: Что нужно сделать, чтобы достичь нашей цели?

 

3. деятельностный этап

 

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Самостоятельная работа в группе. У каждого участника группы свой приём, над которым он работает. После выполнения задания партнёры по лицу проверяют правильность выполнения задания.

 

 

      

 

Работа в паре. Учащиеся делятся друг с другом приёмами, над которыми работали.

СУ: партнёры по плечу обсудите приёмы и запишите их в свой рабочий лист. Участники 1, 4 и 2, 3 поделитесь приёмами, с которыми работали и запишите.

Работа в группе. СУ: Сократите текст, применяя те приёмы, которые вы узнали. По часовой стрелке участники передают текст, используя приёмы сжатия.

Смешение команд. Представитель от команды садится в другую группу, рассказывает о приёмах и способах сжатия текста, показывает приёмы сжатия на тексте, с которым работала группа. Остальные записывают.

После того, как участники вернулись в свою группу, участники переписывают сжатый текст.

СУ: теперь давайте вернёмся к задаче, поставленной вначале урока. Попробуйте пересказать получившийся тест за 30 секунд.

СУ: Удалось ли пересказать сжатый текст?

Выполняют задания, изучают приёмы сжатия текста индивидуально, затем работают в группе.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная, парная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

 

 

 

4Физминутка.

 

   

 

 

Проводит физкультминутку

 

 

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

 

 

 

зарядку для глаз.

 

 

 

5. подведение итогов

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам

СУ: Что мы изучили? Заполните итоговый кластер в вашем рабочем листе.

Представитель от команды подойдите к доске и напишите способ сжатия, который рассматривала ваша группа.

СУ: перед тем, как сжимать текст, что нужно обязательно с текстом сделать?

 

      

 

СУ: в карточках для индивидуальной работы есть подсказка.

Учащиеся делают обобщенную запись в рабочем листе.

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ: нужно определить тему текста и его основную мысль.

Индивидуальная, групповая

Ученик научится: основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность

письменная работа

6.рефлексивный

Заполнение рефлексивной анкеты.

Заполняют рефлексивную анкету.

индивидуальная

Листы обратной связи

7.Домашнее задание

Выполнение разноуровневых упражнений.

1.     Сжать текст, который читали в начале урока, применяя изученный приёмы сжатия текста;

2.     Найти текст любого стиля речи и сократить его;

 

 

 

 

 

3.     Составить памятку «Как написать сжатое изложение».

Выбирают домашнее задание

 

 

 

 

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

Карточки для урока по русскому языку 8 класс

I

Задание 1

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,  и никто не мог распознать в нём русского.

 

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с  детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. А основное  занятие подростков – спортивные игры и соревнования.

 

ЗАМЕНА

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

II

Задание 2

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 

 

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

 

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

 

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя.

Делают запись в тетрадь.

Делают запись в тетрадь.

Самостоятельная работа в группе

Самостоятельная работа в группе

Проводит физкультминутку

Проводит физкультминутку

СУ: в карточках для индивидуальной работы есть подсказка

СУ: в карточках для индивидуальной работы есть подсказка

Домашнее задание Выполнение разноуровневых упражнений

Домашнее задание Выполнение разноуровневых упражнений

Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы

Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2023