Статья. «Нравственное воспитание на уроках литературы».
Оценка 4.6

Статья. «Нравственное воспитание на уроках литературы».

Оценка 4.6
docx
11.05.2023
Статья. «Нравственное воспитание на уроках литературы».
Нравственное воспитание на уроках литературы..docx

 

Ряшко Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ«СОШ №1им. Героя Советского Союза

 П.В. Масленникова ст. Архонская»

 МО  Пригородный район  РСО-Алания,

Российская федерация.

 

Нравственное воспитание на уроках литературы.

 

     Уроки литературы – необычные уроки. Они связаны с родным языком, его историей, с любовью к слову, к Родине, искусству. Все знают, что слово воспитывает человека, развивает не только ум, но и душу. Сначала в фольклоре мы видим представления народа о моральных ценностях, а затем и писатели, поэты размышляют о нравственности и заставляют задуматься над этим своих читателей.

Русская  литература глубоко нравственная. Именно поэтому через слово, понятия морали, нравственности на уроках литературы происходит воспитание подрастающего человека.

В словаре С.И. Ожегова говорится, что нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Какими будут эти внутренние личностные качества, чем будет руководствоваться человек в своих поступках? Эти вопросы не могут не волновать учителя. Поэтому считаем важным обращение к данной теме – воспитание нравственных качеств личности.

Л.Н. Толстой говорил: «Растите духовно и помогайте расти другим».

Мы считаем, что учитель должен помогать нынешнему поколению в самоопределении, расти духовно, развиваться. Все знают, что на становление личности влияет много факторов, но именно на уроках происходит познание мира в подростковом возрасте, школьник учится взаимоуважению, человеческим отношениям, так как он в стенах школы проводит большую  часть времени.

Всех волнует вопрос падения нравственности среди молодежи. Мы ответственны за будущее страны. Дети, глядя на нас, взрослых, имеют наглядный образец поведения. Многое в воспитании новой личности зависит от нас, педагогов. Поэтому проблема нравственного воспитания – одна из центральных задач  в развитии и становлении молодых людей. Долг, честь, совесть, любовь, доброта, ответственность за поступки, сочувствие другим и желание оказать помощь это не громкие слова, а черты, которые мы должны воспитать в ученике, который создаст будущее  нашей Родины.

Уроки литературы неиссякаемый источник формирования нравственных качеств личности человека.

Изучая произведения писателей на темы морали и нравственности, на темы духовности, мы развиваем положительные качества личности у учащихся, формируем чувство сострадания, любви к родному языку, малой Родине, природе, стране, учим ответственности и трудолюбию.

К.Д. Ушинский говорил: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя, чтобы он умел воспитывать своим предметом». Основное назначение учителя быть источником нравственного влияния через воспитание на своих предметах, так как ни один предмет в учебном плане не близок настолько к духовности человека, как литература. Она неиссякаемый источник примеров нравственности, на основе которых воспитываются многие поколения нашей страны, формируется человеческая душа.

Ученик, читая книгу, анализирует поступки героев, сопоставляет свои оценки с оценками авторитетных писателей, людей с «именем», осмысляя подходы к миру и человеку, то есть через познание других осуществляет процесс собственного познания. Он слушает высказывания своих товарищей, вступает в беседы, полемику, соглашается или нет с чем-то, читает критику, приходит к определенным выводам. Происходит корректировка личности, ученик понимает нравственные критерии. Главная задача педагога – не исказить их в  умах детей. Что такое хорошо и что такое плохо должны иметь четкие, а не зыбкие границы. В этом помогает нам великая высоконравственная русская литература.

Уроки литературы позволяют достичь определенных целей в нравственном развитии личности:

1.                            Воспитание нравственных устоев;

2.                 Приобретение социального и духовного опыта;             3.Определение ценностных ориентаций.

В преподавании литературы можно использовать различные эффективные в той или иной ситуации методы и приемы: исследование, моделирование этических ситуаций, комментированное чтение, анализ эпизодов текста, сравнительные характеристики, сопоставление понятий, беседы, дискуссии, сообщения и доклады, творческие, проблемные, итоговые вопросы, написание сочинений-рассуждений, мини-сочинений.

Хочу остановиться на тех методах и приемах, которые способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, вовлечению в спор, дискуссию, беседу как можно большего количества детей. Одним из таких приемов является сравнительная характеристика, сопоставление героев, их поведения в одной и той же ситуации.

Вашему вниманию предлагаем фрагмент урока «Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце».

                                                            Цели урока:

    Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

     Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

    Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

   Развитие культуры общения в различных видах речевой деятельности.

Задачи урока:

     Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

      Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

      Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

    Создание проблемной ситуации.

     Работа с текстом.

    Беседа по содержанию повести.

    Анализ ключевых эпизодов.

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Звучит слово учителя.

        Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

     Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, то есть смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье». Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, то есть через духовное и нравственное воспитание.

Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В. Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург, занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

   Создаём проблемную ситуацию:

Класс делится на микрогруппы, каждая группа получает своё задание. Дети должны обсудить задание,  высказать своё мнения,  могут пользоваться словарём)

       1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

Ответы ребят: Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

       2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

Ответы ребят: Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь, умение сострадать, слышать и прощать..

       3группа: в каких условиях находился «гомо сапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

Ответы ребят: Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

      4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

Ответы ребят: Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность, необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома, идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

Ответы ребят: Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

       5 группа: какова позиция автора к эксперименту Преображенского? В чём она проявляется?

Ответы ребят: М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.

После дискуссии, выступления групп, учащиеся отвечают на проблемные вопросы урока:

·        Что является основой нравственного воспитания?

·        По каким законам должен жить человек?

·        Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

.      Какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

 

  Подводятся итоги урока.

  Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

   Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет. 

Учащиеся получают домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1.      «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2.      «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3.      «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

 

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Хочется воспитать Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он должен знать, что такое честь, совесть, долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

Нравственность наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с принятия решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, ничего не требуя взамен.

На уроках русской литературы через учебный диалог учителя и учащихся происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учеников и преподавателя.

Как важно для педагога объяснить школьникам, чтобы они поняли, что конкретно поможет им сохранить человеческое в себе, защитить от бездуховности, бессердечия, зла. Очень важно воспитать человека таким, чтобы для него совершение нравственных поступков стало бы обычным делом, чтоб школьники, поговорив и обсудив вопросы нравственности на уроке, перенесли все это в свою жизнь. Гегель говорил: « Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Воспитание человека, привитие ему нравственных качеств  кропотливая работа. По крупицам, из урока в урок какие-то нравственные понятия, категории должны войти в   душу каждого ребёнка. Не так быстро и легко это сделать, и если  хоть до кого-то на уроке мы смогли донести нравственные истины, то это  хорошо,  усилия не пропали даром.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.

От учителя, зависит очень многое, поэтому вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

 

                                          Список литературы

 

1.    Газета «Первое сентября», 55/2000г.

2.    Ильин         Е.Н.        Шаги         навстречу.          –        М.:        Просвещение,           1986.

3.    Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.

4. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям.- Самара, 2011г.

5.    Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1975.

6.    Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. М.: Просвещение, 1982.



 

Скачано с www.znanio.ru

Ряшко Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Ряшко Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Ученик, читая книгу, анализирует поступки героев, сопоставляет свои оценки с оценками авторитетных писателей, людей с «именем», осмысляя подходы к миру и человеку, то есть через…

Ученик, читая книгу, анализирует поступки героев, сопоставляет свои оценки с оценками авторитетных писателей, людей с «именем», осмысляя подходы к миру и человеку, то есть через…

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия

Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки…

Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки…

Воспитание человека, привитие ему нравственных качеств – кропотливая работа

Воспитание человека, привитие ему нравственных качеств – кропотливая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023