Урок литературы. 5 класс. «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Оценка 5

Урок литературы. 5 класс. «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Оценка 5
docx
11.05.2023
Урок литературы. 5 класс. «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Человек и природа в рассказе Васюткино озеро. Литература..docx

 

 

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова  ст. Архонская» МО  Пригородный район  РСО-Алания.

 

 

Открытый урок литературы

в 5 «А» классе по теме

 

«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
 

 

 


                         

 

Учитель русского языка и литературы:  Ряшко Наталья Васильевна



                               

                                                                    2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта открытого урока литературы

Учитель: Ряшко Наталья Васильевна

Класс:

Дата проведения: 18.02.2023 г.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Тип: урок «открытия» нового знания.

Форма: урок-исследование.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Цель урока:

1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя , работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.

2  Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

  Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание содержания рассказа «Васюткино озеро»; осознание эстетической ценности произведений; развитие таких черт, как трудолюбие, ответственность, мужество.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы. Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы.

                                Универсальные  учебные действия.

 

Регулятивные

 

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. Уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Познавательные

 Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Личностные

 

Формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного      

произведения, поступков литературного героя.

              

Межпредметные связи: Литература, география, ОБЖ.

Формы работы: Индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы: Ресурсы урока: Компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литература» для 5 класса общеобразовательных учреждений», в двух частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2020, толковый словарь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.

- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?

 

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение;

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности;

Познавательные: готовность к получению новых знаний;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Этап самоопределения к деятельности

Фронтальная работа
Видеоролик (Тайга Сибирская)
-Ребята, послушайте меня и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке!?

 (На фоне таежной музыки учитель задает вопросы):
1.Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири. 
- Что это?
- Действительно, это тайга. 
- Как вы думаете, что скрывает в себе тайга?
Продолжаем слушать музыку тайги…
2.Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее. 
- Кто это?  – Да, ребята это главный герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока.
-Молодцы, ребята! (Слайд №1)

Слушают музыку и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

-Тайга.

 

 

 

 

-Тайну, загадку, силу, мощь, величие.

 

 

-Васютка.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение;

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности;

Познавательные: готовность к получению новых знаний;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Этап актуализации и фиксации затруднений и индивидуальной деятельности

(Постановка учебной задачи, целей урока)

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 2)
- Как вы понимаете эти слова?

-В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро".

- Что с ним произошло, напомните?

- А вы хорошо помните и знаете содержание рассказа? Вы не заблудитесь в вопросах, которые я вам задам?

Выполнение задания «Поймай ошибку» - учитель читает утверждения правильные и с ошибками.

 

 

«Поймай ошибку!»

1)    Васютка отправился в лес за кедровыми орехами. (+)

2)    Была весна. (-)

3)    «Тьфу, ведьма проклятая!» - выругался Васютка на сороку. (-)

4)    Мальчик заблудился в лесу, так как побежал за раненым фазаном. (-)

5)    Он совсем не испугался. (-)

6)    Он блуждал по лесу 5 дней. (+)

7)    Нужно было найти дорогу к Ангаре. (-)

8)    Васютка скучал по родным, одноклассникам и  учительнице Ольге Федоровне. (+)

9)    Васютка нашел озеро, богатое ценными породами рыб. (+)

- Проверьте друг друга по эталону и оцените выполнение своей работы. Молодцы, ребята1

- Какие же проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься

Астафьев?

 

 

 

 

- Что помогло Васютке остаться в живых?

 

 

- Что заставило его действовать в затруднительной ситуации? Чьи слова он вспомнил?

- Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову «хлипких»?

- слабых

- слабохарактерных

- слабосильных

- малосильных

- бессильных

- бесхарактерных

- расслабленных

- тщедушных

- маломощных

- болезненных

- растерянных

- отчаявшихся (на доске с обратной стороны)

- Что значит природа для человека?

Слово учителя:

Природа в рассказе Астафьева не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

- Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в маршрутных листах.

- А какова цель урока? Попробуем сформулировать вместе.

 

- Верно, размышляя над рассказом «Васюткино озеро», нам предстоит ответить на вопрос – Как вести себя наедине с природой?

Итак, мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а защитники природы – юные натуралисты.

Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, но и многому может научить. Она может погубить и может помочь).

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.
- Он заблудился.

Дети находят ошибки, исправляют их, заменяя предметы и понятия, не соответствующие содержанию текста. Вносят ответы в таблицу. ( - / +)

+

- осень

- кедровку

 

- глухарем

- испугался

+

- к Енисею

 

+

 

+

СЛАЙД № 3. Взаимопроверка и оценивание.

 

 

Ответы детей:

Всегда ли природа друг?

Природа – друг или враг?

Какие уроки дает природа герою и читателю?

-нужно быть осторожным, внимательным, не торопиться, обдумывать каждый шаг.

- Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников, слышал от них много мудрых советов.

- Слова деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

 

 

 

 

 

 

 

- Кормилица, матушка, красота, деревья, цветы……

 

 

 

 

 

 

 

 

-Человек и природа.

 

 

- Любить, беречь и охранять природу родного края.

- Выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы.

- Какие правила нужно знать и помнить человеку, если он оказался в лесу.

Личностные: осознание необходимости данной работы;

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей;

Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Физминутка

- И прямо сейчас мы отправляемся в лес, немного отдохнем и отправимся в путь дальше!

-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, на пенечке посидели.

Всюду бабочки летали, птички крыльями махали.

Дружно мы похлопаем, ножками потопаем.

Мы природу любим? Да! С ней мы верные друзья!

 

Дети выполняют двигательную гимнастику.

 

 

Построение проекта и его реализация

ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!

Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес».
(Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу?)
Задание для группы 2:
Проанализировать поведение Васютки в лесу. Составить памятку «Если ты заблудился в лесу»
(С какого события начались приключения Васютки? Найдите описание тайги, как рисует её автор?  Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?)

Задание для группы 3: Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки» и «Встреча Васютки с Енисеем». Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка.
(На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

i_kalend2-may2004_1

 Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка, когда он вышел к Енисею?

1160858385_mana

 Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

- Какие законы тайги помогли выжить Васютке?  Давайте их назовём?

- «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

- «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

-  Надо беречь патроны

- «Тайга хлипких не любит!» Слайд № 4

- Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге?

 

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

 

 

- Какие уроки преподнесла  Васютке «Матушка-природа»?


- Какие черты характера проявила в нем?

- О чём же этот рассказ, как вы думаете?

- Происходили ли с вами истории, подобные этой?

-  Как бы вы повели себя на месте героя?

- Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа?

 

 

- Ребята, давайте составим синквейн на тему «Образ Васютки» в группах.

 

-  я напомню вам порядок:

1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь

2) Вторая строка – два прилагательных

3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета

4) Четвертая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта

-Молодцы ребята!

 

 

 

Памятка 1. «Советы идущему в лес»
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3.Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
 5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

 

Памятка 2 «Если ты заблудился в лесу»
1. Не паникуй, успокойся.
2. Осмотри место, где находишься.
 3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
4. Разожги костер, приготовь пищу.
5. Подготовь место для ночлега.
6. Ищи путь домой, вспоминая сведения о лесе, народные приметы.
7. Если ничего больше сделать не можешь, спокойно ожидай спасателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети представляют свои проекты, аплодируют выступающим, оценивая их.

 

 

 

 

 

 

(Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)
Ответы детей

 

-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты:

 

Мужество, храбрость, смелость, доброту, выносливость, находчивость.

О преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится.

 

 

 

 

Дети в группах составляют синквейн на тему

 «Образ Васютки»

Васютка

Выносливый, умелый

Не сдаётся, действует, выживает

Восхищает силой своего духа

Борец

 

Васютка.
Наблюдательный, находчивый.
Увлекся, заблудился, выдержал.
Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.
Герой. Победитель.

 

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Личностные: смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется;

Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата;

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации; моделирование результата; смысловое чтение;

Логические: структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство:

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас поработайте самостоятельно.
Тест с проверкой по эталону.

1. жанр произведения

А) рассказ;

Б) повесть;

В) сказка-быль.

2. в основе произведения лежит:

А) повествование о трудной работе рыбаков;

Б) изображение природы Сибири;

В) повествование о приключениях героя
3. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
4. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько заплакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
5. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесет непогоду.
6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
 А) речка;
 Б) болото;
 В) озеро.
7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
8. Родные Васютки:
 А) были уверены в том, что он сам найдется;
 Б) потеряли надежду найти его;
 В) продолжали искать и надеяться.
9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
 Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
10. Найдя озеро, Васютка:
 А) стал известным на всю страну;
 Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
11. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»
 Б) «Тайга хлипких не любит!»
В) «В тайге одному делать нечего!»

  1 - А       8 – А

   2 - В       9 – А

  3 – А      10 – В

                 11 – В
  4 – Б       12 – В

  6 – В       13 – Б

  7 – Б

Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б.

Выполняют тест. Проверяют по эталону.

 

Личностные: понимание учащимся значения данной деятельности;

Регулятивные: контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с законным эталоном для обнаружения отклонений от него;

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока. -- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

 

 

 

 

 

Достигли ли мы этих целей?
Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?

 

 

 

 


И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:
Ты,человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
 - Продолжите фразы, выскажите свое отношение к уроку.
Сегодня на уроке я узнал, что… 
Урок помог мне… 
Урок был интересным, потому что… 
После урока мне захотелось… 
Я хочу похвалить себя за… 

 

- Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.

- Человек и природа неразрывно связаны между собой.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо (пища, кров, тепло).
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

Знание законов природы помогает человеку выжить. 

 

Стихотворение выразительно читает подготовленный ученик.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

1.     Письменно ответьте на вопрос «Чему меня научил рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?»

2.     Написать Васютке письмо – отзыв о нашем путешествии или о том, чему вы научились у героя.

3.     Ответить на вопрос: «Кем стал Васютка и как сложилась его судьба?»

Получают карточки с домашним заданием. Учащиеся выбирают одно из заданий.

Личностные:  осмысление предложенного задания;

Регулятивные: оценивание качества и уровня своей подготовки

Коммуникативные:  прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: закрепление умения грамотно строить свое высказывание в письменной форме речи

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

Технологическая карта открытого урока литературы

Технологическая карта открытого урока литературы

Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Коммуникативные Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения

Коммуникативные Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю

Как вы думаете, что скрывает в себе тайга?

Как вы думаете, что скрывает в себе тайга?

Васютка - главный герой рассказа

Васютка - главный герой рассказа

Ангаре. (-) 2) Васютка скучал по родным, одноклассникам и учительнице

Ангаре. (-) 2) Васютка скучал по родным, одноклассникам и учительнице

Что значит природа для человека?

Что значит природа для человека?

Верно, размышляя над рассказом «Васюткино озеро», нам предстоит ответить на вопрос –

Верно, размышляя над рассказом «Васюткино озеро», нам предстоит ответить на вопрос –

Мы природу любим? Да! С ней мы верные друзья!

Мы природу любим? Да! С ней мы верные друзья!

Что символизирует паутина, изображаемая автором?

Что символизирует паутина, изображаемая автором?

Почему отражение в Енисее удивило

Почему отражение в Енисее удивило

Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»? -

Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»? -

Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь 2)

Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь 2)

А) повествование о трудной работе рыбаков;

А) повествование о трудной работе рыбаков;

Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

В 9 – А 3 – А 10 –

В 9 – А 3 – А 10 –

И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение

И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023