Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы на тему: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку».
Оценка 4.9

Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы на тему: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку».

Оценка 4.9
docx
11.05.2023
Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы на тему: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку».
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку.docx

                                            

 

                                                    МБОУ

«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова

ст. Архонская» МО  Пригородный район  РСО-Алания.

 

 

 

 

Мастер-класс

на РМО учителей русского языка и литературы на тему:

«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
 

 


       

 

                         

 

 

 

 

                  

 

Руководитель РМО учителей русского языка

                            и литературы Пригородного района: Ряшко Н.В.

 

 


                   

                        

 

                                     2019-2020 учебный год.

 

                                                    Мастер-класс

 

Тема: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку».

          Едва ли кто станет отрицать, что умение говорить правильно, образно очень важно. Ведь по речи человека можно судить не только о его интеллектуальном уровне, но и о духовном развитии.

          «Заговори, чтоб я тебя увидел», - писал Сократ.

          Нынешним выпускникам 9 классов предстоит сдача устного экзамена по русскому языку.

           И главная трудность состоит в том, что дети не умеют говорить, создавать монологические высказывания. Это заставило задуматься: «На каких уроках дети говорят?» Ведь сейчас устных ответов на уроках, действительно, мало. Опросы в школе проводятся в письменной форме или в виде тестов. Живая речь звучит на уроках литературы, истории, физики, информатики, биологии, географии, но не в том объеме, в каком хотелось бы.

     Современный ритм жизни диктует свои правила. И в речи сейчас не только дети, но и взрослые стремятся к краткости. Обращали ли вы внимание, как они говорят? Вот некоторые слова из лексикона ребят:

комп — компьютер

ноут — ноутбук

инфа — информация

вк — социальная сеть «В контакте»

инста — социальная сеть «Инстаграм»

поц — пацан

норм — нормально и т.д.

     Общение в соцсетях накладывает свой отпечаток на речь. Здесь тоже стремление к краткости. Общаясь в социальных сетях со своими старшеклассниками, очень часто встречаю слова:

поч — почему

спс — спасибо

пон - понятно,

ясн — ясно

хор — хорошо

Анализируя вышеизложенную информацию, несложно догадаться, какова роль учителя-филолога в формировании культуры речи детей.

Цель встречи.

- Сегодня мы поговорим о способах подготовки к успешной сдаче устного экзамена по русскому языку в 9 классе.

Модель итогового собеседования

Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов будут сдавать в своих школах. Оценка по системе «зачет»/«незачет». 

На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 20.

Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов.

Основной день проведения итогового собеседования - 12 февраля. Для

получивших «незачёт» или не явившихся по уважительным причинам - 11 марта и 18 мая.

Итоговое собеседование - это серьёзное испытание, к которому, безусловно, надо серьёзно готовиться. Несмотря на кажущуюся простоту заданий и временные рамки в 15 минут, многие школьники допускают ошибки из-за колоссального волнения. Именно поэтому к итоговому собеседованию необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю 2020 года быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания не вызывает никаких сложностей и доведено до автоматизма.

Напомню, что устный экзамен направлен на проверку спонтанной речи учащихся.

Состоит устная часть из 4 частей:

1) выразительное чтение вслух небольшого текста;

2) подробный пересказ прочитанного текста и дополнение его высказыванием;

3) создание монологического высказывания

4) диалог по теме предыдущего задания.

На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги

Особенности задания 1 (чтение текста вслух)

 Будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России;

 текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста;

 объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов;

 контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;

 проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;

 текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.

 На подготовку к заданию отводится 2 минуты.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1) он должен:

 

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий(Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема).

Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания, ключевые слова в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте.

- В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования.

В пункте 5 рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий

2. Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем.

4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1).

Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте.

Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.

Пересказ

Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа, повторно – совершенно естественно. Ученые, изучающие свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Главное в пересказе не механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

Цитирование.

   Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

   Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывании.

Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию.

    Неоценимую роль при подготовке к ИС играет правильно выработанный алгоритм работы по предлагаемым заданиям. Каждый организует самостоятельную работу по-своему, так как она должна, на мой взгляд, носить индивидуализированный характер. Ученик использует источник информации в зависимости от своих потребностей.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с трудностями при соблюдении

грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам на помощь приходят памятки, которые  рассчитаны на способность школьников сознательно управлять своей волей, эмоциями. При использовании памяток идет формирование «методики учащегося». Вашему вниманию будут предложены  памятки, способствующие эффективной подготовке к ИС.

Задание 1.Чтение текста.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

 выразительность речи во время чтения;

 соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;

 искажение / верное прочтение слов;

 темп чтения.

Признаки выразительного чтения

 умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

 умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные

эмоциональные окраски;

 хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

 замены,

 пропусков,

 перестановки,

 добавления,

 искажения,

 повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.

4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.

5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.

7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Задание 2. Пересказ текста.

Прежде всего обращаем внимание ученика на то, что текст состоит из трех частей, то есть построен как рассуждение: тезис, доказательства, вывод.

Следовательно, запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста, формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.

Памятка для подготовки к пересказу текста

1. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и

озаглавливая их.

2. Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при

пересказе.

3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы.

Постарайтесь сохранить их при изложении.

4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.

5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).

2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)

3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).

4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой  жизни).

5. В виде части предложения.

6. Введите цитату не полностью.

Первые два задания особых трудностей у обучающихся не вызывают. Мне хотелось бы немного рассказать о том, как я веду на занятиях подготовку к созданию монологического высказывания.

В процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи.

Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности - говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти процессы лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 3 и 4 частей определены следующие:

музыка,

музеи,

театры,

кинофильмы, 

путешествия,

города,

увлечения

хобби.

Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода.

Возникает другой вопрос: насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам?

Поэтому задача учителей-филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена. Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Описание фотографии.

Для достижения успеха на этом этапе можно предложить использовать методический алгоритм «Смысловые вопросы»: используя эти вопросы в свободном порядке, ученик дает на них краткие ответы, совокупность которых и составляет требуемый текст.

Смысл предложения строится так: главные члены отвечают на вопросы «кто?» и «что делает?» второстепенные члены отвечают на вопросы «какой (предмет)?» - группа подлежащего и на вопросы «где, когда, почему, зачем (делает)?» – группа сказуемого.

Микротема как линейная последовательность предложений (предложения – это отдельные информативные сообщения) строится так же:

Основная (главная) информация - это тема («кто?») + новая о теме информация (соответствует вопросу «что делает?»). Новая информация развивает тему по законам типа речи, который в микротеме использован. Видим типологическое сходство с главными членами предложения. Второстепенная информация в описательной микротеме – это ответы на вопросы: «где и когда находится предмет?», «каков он?», «как он выглядит?». Это описание. Вывод в описании – это ответ на вопрос: «почему этот предмет мне нравится или вызывает иные чувства?»

Второстепенная информация в повествовательной микротеме –это ответы на вопросы: «где и когда находятся главные действующие лица – герои повествования?», «каковы они (при знакомстве читателя с ними)?», «что, как и почему они делают (в начале, в середине и в конце (истории)?». Вывод в повествовании – это ответ на вопрос: «зачем мне рассказана эта история? Каков ее нравственный смысл?» Снова видим типологическое сходство с второстепенными членами предложения.

Подготовку к этому заданию лучше всего начать с тематических блоков. На уроках развития речи вместе с учащимися определили понятия: «музеи», «театры», «праздники» и т.д.

Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь.

Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём

перечисления их качеств, признаков, особенностей.

Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.

Основная задача – указать признаки  описываемого предмета, лица, места, явления.

Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.

 

Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.

Речевые стандарты

На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …

В объектив фотографа попали …

В центре фотографии мы видим …

На заднем плане находится …

Вдалеке мы можем разглядеть …

Можно предположить, что …

Кажется, что …

Смотришь на фотографию и представляешь…

Фотография передаёт ощущение …

Фотографу удалось показать …

Алгоритм выполнения задания 3.1

1. Внимательно рассмотрите фотографию.

2. Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии.

3. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось

монологическое высказывание.

Примерный план монологического высказывания – описания

Время высказывания – не более 3 минут.

1. Вводные фразы по теме фотографии.

2. Описание фотографии с учётом задания:

             - время действия (когда? в какое время?)

             - место действия (где? в каком месте?)

             - внешний вид участников (кто? как выглядят?)

             - занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

             - настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)

Обучающая работа с фотографией

- Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание.

Вводная фраза

Перед нами фотография, тема которой  «Мир увлечений».

Место действия

Автор снимка запечатлел школьника в классе-мастерской.

Время действия

Можно предположить, что ученик после уроков или во время каникул увлечённо занимается робототехникой.

Внешний вид участников

 На мальчике одеты удобная рубашка и джинсы.

Занятие и настроение участников

Фотограф показал  зрителям заинтересованность подростка.  Внимание зрителей приковано к его сосредоточенному умному лицу. Движения рук, которыми он держит инструменты, точны. Мальчик старается выполнить работу аккуратно.

Завершающие фразы

Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что таким лаконичным кадром, фотограф передал своё отношение к теме « Мир увлечений»: как же прекрасен человек искренне увлечённый интересным делом. ( 10 фраз)

Задание 4. Диалог.

Памятка при подготовке к диалогу

Единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге.

Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением  и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.

Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.

Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.

Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3

существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

 Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.

Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому – получается связный ответ объемом 3 фразы.

Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.

Обучающая работа

1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?

О чём в вопросе идет речь, нашли тему.( Что такое увлечение?)

Выделяем и запоминаем основные тематические слова. ( Привлекательность увлечений)

Повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

Что такое увлечение? По моему мнению, увлечение – это такое занятие, которое человек выполняет с особым интересом. Я люблю русские народные песни, поэтому  уже несколько лет занимаюсь народным пением в ДШИ в образцовом фольклорном ансамбле «Ладушки».

2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?

Среди моих друзей и одноклассников много тех, кто занят - танцами, пением,

живописью, спортом, коллекционированием...

3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?

Безусловно, увлечение может повлиять на выбор профессии. Я после окончания девятого класса собираюсь поступать в  техникум культуры, так  моё увлечение исполнением народных песен в будущем станет моей профессией.

Основные приемы при подготовке к монологическому высказыванию:

1. Ассоциации. На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

Так, к слову «Кино» у ребят получился следующий ряд:

3 D, времяпровождение, большой экран, сюжет, комедия, попкорн, большой экран, удобные кресла, игра актеров, актерский состав, заинтересованность, развязка, драма, саундтрек, трейлер, реклама, ужасы, кока-кола, отдых, кинотеатр, увлечение, любовь.

Предлагаю Вам, уважаемые члены жюри проговорить ассоциации, которые возникают у Вас со словом «Театр»партер, актеры, профессиональная игра, Островский, Катерина, антракт, первый звонок, пьеса, занавес, суфлер, декорации, критика, эмоции, буфет, бинокль, перчатка, опера и балет, роли, Фонвизин.

Следующий прием:

2. Сравнение образца и антиобразца

Обучающимся предлагается текст образцовый и такой, каким он не должен быть:

В качестве антиобразца можно организовать работу с текстом Ирины Пивоваровой  «Интересный концерт»

Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая…

—Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке— ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола. Мы взял бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый!  А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!

А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие!

Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.

А потом на сцену вышла очень красивая тётенька. Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска,

Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела! Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали.

Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться. А потом села и заиграла вторую вещь.

Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте

подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий! Она по нему, наверное, целый час дубасила. У меня даже в ушах звенело…

Очень интересный был концерт!

В процессе работы над текстом можно предложить следующие вопросы:

1.Если люди делятся впечатлениями от спектакля (кино, концерта), то о чем, как правило, они рассказывают?

2. Сумела ли героиня рассказа объяснить подруге, почему концерт был «очень

интересным»?

3. По каким на Ваш взгляд, критериям, Люська должна была оценивать концерт? На какие детали ей необходимо было обратить внимание?

4. Можно ли по рассказу девочки определить круг ее интересов? Обоснуйте свое мнение.

5. Какие слова и детали в монологе героини Вам кажутся совершенно неуместными?

Почему?

3. Технология «Кластер» как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов). Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.

Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

К каждой из предложенных в тренировочных вариантов тем составляем кластер.

Например, экскурсия. Какая бывает экскурсия? Какие действия могут быть связаны с этим словом?

Кластер к теме «Музей». Каким бывает музей?

- Что есть в нем?

- Кто работает?

- Что можно с ним сделать? Что может музей?

Наши дети не знают, каким бывает музей, какие виды театров бывают, какие виды досугов существуют. Поэтому составление кластера – оптимальный вариант работы.

 

4. Рассказ из глаголов.

Опираясь на предыдущую технологию, можно дать обучающимся задание составить рассказ из глаголов по определенной теме. В качестве образца приводим такое стихотворение:

Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала!

Вскочила, стала будить.

Буркнул, отвернулся.

Растолкала, подняла.

Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться...

Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит.

Пощекотала. Лягнул.

Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся...

Опоздаю!! Выскочила, помчалась.

Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!

Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!

Поднялась. Уселась.

Вскочила, позвонила, напомнила погасить,

выключить, причесать, застегнуть, обуть...

Бросил.

Разложилась, начала работать.

Примеры, созданные моими учениками:

Зазвенел. Проснулась, не могу встать. Уснула. Очнулась, поняла — опаздываю. Вскочила, начала собираться. Умылась, оделась, причесалась, собрала, закрыла, пошла. Забыла,вернулась, взяла, побежала, боюсь опоздать.

Пришла, успела. Прозвенел, начался. Хочется спать.

Нашла, вспомнила, заинтересовалась, пролистала, решила, пошла легла, открыла. Начала читать. Познакомилась, удивилась, узнала, восхитилась. Продолжила — огорчило.

Позвали ужинать. Оторвалась, поела-попила. Побежала, села отыскала, изумилась,  окаменел, ахнула, прочувствовала, зачиталась... отправилась спать. Не спится. Встала , взяла, открыла, нашла, дочитала — понравилось. Успокоилась, уснула.

Подобное задание развивает не только речь учащихся, но и кругозор, и логическое мышление. Знания при этом добываются самостоятельно, т.е. перед нами исследовательская деятельность.

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся

определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение,выделить главное, сделать выводы или заключения.

Подготовка к устной части — это работа не одного года. Начинать ее необходимо уже в начальной школе, требуя полных ответов на поставленные вопросы, включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации создавать ситуации говорения, высказывания собственного мнения по определенному вопросу, чаще проводить экскурсии в музеи, походы в театры, на выставки, хотя бы виртуальные.

Важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи.

Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении

предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Итак, для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.

В заключение я бы хотела, чтобы вы помогли ответить девятиклассникам на

интересующие их вопросы.

РефлЕксия

 

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С

ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?

Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?

Итоговое собеседование состоит из 4 частей:

1. Чтение (2 балла);

2. Пересказ (5 баллов);

3. Монолог (3 балла);

4. Диалог (2 балла).

Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и

4 балла за задания

№3-4.

Всего 20 баллов.

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?

Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-10 баллов из 20), либо зачёт (11-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум.

Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?

Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на 11 марта и 18 мая. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?

Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?

В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?

Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи.

Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи. Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.

Если дефекты речи абсолютно не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?

Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?

Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?

Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?

Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?

Да, можно.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?

Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение 

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?

В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно.

Самое сложное – это склонение числительных.

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?

Нет.

Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?

Да

СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?

Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.

 

СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?

Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа

вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.

МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ В ТЕКСТЕ?

Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте

ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.

СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?

Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?

Всё зависит от текста.

В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата).

 В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не

всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?

НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!

Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?

Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?

Нет, выбрать тему можно только один раз.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?

Чёрно-белой.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.

Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.


 

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

Мастер-класс Тема: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»

Мастер-класс Тема: «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»

Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов

Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов

На подготовку к заданию отводится 2 минуты

На подготовку к заданию отводится 2 минуты

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным

Внимательно прочитайте текст.

Внимательно прочитайте текст.

Введите цитату не полностью.

Введите цитату не полностью.

Это описание. Вывод в описании – это ответ на вопрос: «почему этот предмет мне нравится или вызывает иные чувства?»

Это описание. Вывод в описании – это ответ на вопрос: «почему этот предмет мне нравится или вызывает иные чувства?»

Описание фотографии с учётом задания: - время действия (когда? в какое время?) - место действия (где? в каком месте?) - внешний вид участников (кто? как…

Описание фотографии с учётом задания: - время действия (когда? в какое время?) - место действия (где? в каком месте?) - внешний вид участников (кто? как…

Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную

Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную

Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая… —Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо…

Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая… —Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо…

Кластер — один из его методов (приемов)

Кластер — один из его методов (приемов)

Зазвенел. Проснулась, не могу встать

Зазвенел. Проснулась, не могу встать

ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?

ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023