Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].
Оценка 4.6

Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Оценка 4.6
doc
15.01.2024
Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].
Урок в 1 классе.doc

Урок в 1 классе по обучению грамоте.

 

Тема урока
Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Цели
познакомить обучающихся с новыми буквами «С», «с», и звуками [с], [с’].

Задачи урока:

1.  Предметные:

·      формировать представление о звуках [с], [с'] как о согласных звуках;

·      учить отличать звук [с], [с'] и букву «С,с» от других звуков и букв;

·      учить читать и писать слоги, слова с новой буквой;

2.  Метапредметные:

Познавательные:

воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные:

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1.  Предметные
знакомство с буквой С, с и звуками, которые она обозначает; развитие фонематического слуха.

2.  Метапредметные:

Регулятивные:

контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные:

проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии:

системно-деятельностный подход, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ.

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Формы организации деятельности:

фронтальная, групповая, парная.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Злость, капризы, ссоры с ленью
Пусть останутся за дверью.
С улыбкой и старанием
Получим много знаний мы.
(С. Чижова)

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
Прежде, чем получить новые знания, давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

Дети готовятся к уроку

Личностные:
способность откликаться на добрые чувства;

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Отгадывают слово

Коммуникативные:
проявляют интерес к общению на уроке и предмету

 

 

- А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим.

Отвечают

Регулятивные:
понимают цель и смысл выполняемых заданий

 

 

- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета.
- Кто поможет?
- Почему так думаешь?
- Какие пассажиры остались на остановке?
- Автобус какого цвета для них потребуется?
Почему?

А,о,у,ы,и - они гласные

Н и С.

Для Н – синего
Согласный

 

3.

Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили?
- Вы знаете, как она называется?
- Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:

На чужой спине едет,
А на своей груз везёт. (Седло)

Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк,
А зовут его … (Сурок)

- С какого звука начинаются слова?
- Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук?

Мы с ней ещё не знакомились близко

Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

- На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.
- А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение:
Буква … и звуки, которые она обозначает …
Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Формулируют тему урока

 

 

 

Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.)
Учиться отличать … звуки [с], [с’] от других звуков;
Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.)

Ставят задачи урока

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу.
Улица Рассуждай-ка
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать!

 

Познавательные:
умение обобщать и классифицировать по признакам

 

 

– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.)

согласный

Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

– Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука слышится только шум, значит он (глухой.)

глухой

 

 

 

Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов на доске «лес», «лось» (картинки)
– Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?

твёрдо

 

 

 

-А во втором?

мягко

 

 

 

- Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с'].

Отвечают

 

 

 

(После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику).

Смотрят

Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы?

Несколько детей поднимают один из цветов Светофора

 

 

 

-Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы.
- Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило?
- Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?
Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус?

Отвечают

 

 

 

Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими.

– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква С, с, которая на письме обозначается как звуки [с], [с'] .

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква С?

Да, вы правильно решили:
С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц.

Полумесяц в небе тёмном
Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов)

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву?
Из истории буквы «с».

 

 

 

 

- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.
Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».

- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков)
- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.
- Вспомните, какое правило было нарушено.
Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»
Твёрдо ты произноси!
Согласный с «и»
Мягко ты произноси!

(В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)

 

 

 

А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16 прописи № 2.
Давайте сравним печатную и письменную букву С.
- Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи»
Пальчиковая гимнастика.

Пишут в прописи букву Сс
Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка.

 

5.

Первичное закрепление

Остановка «Читай-ка»
Чтение слогов с новой буквой– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ)

Читают

Познавательные:
выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов

 

 

Настало время поработать со схемами в группах.
На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками.

Вспоминают и обговаривают правила работы в группах. Соотносят схемы и картинки

 

 

 

Какую работу вы выполняли?
- Ты делал сам или тебе помогали?
- Ты доволен своей работой?

Отвечают на вопросы для самооценки.

 

 

 

Игра «Доскажи словечко»

Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз)

Регулятивные: умение определять успешность

 

 

«…в лесу бегает лиса.»

«…прилетела к нам оса.»

«…кошка любит колбасу.»

«Су-су-су…»

Коммуникативные:
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах.

 

 

«…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки)


Физминутка
Ребята, а у нас физкультминутка,
Поднимитесь, наклонитесь,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

«Со-со-со…»

 

6.

Включение в систему знаний

Улица «Всезнайка»
Работа по учебнику стр.46
- Какие слова спрятались в схемах?
Игра «Кто больше составит слов из слогов»
Работа со словом Ось по словарю.

Работа по учебнику стр.44.

Отвечают

Составляют рассказ по иллюстрации «Девочки заблудились»

Коммуникативные:
умение слушать других.

 

 

Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи № 2 (стр. 17). Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений.

Пишут
Определяют количества слов в предложении.
Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах:
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Клички, имена, моря …
И фамилия твоя.

Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания

Познавательные:
смысловое восприятие познавательного текста

 

 

Гимнастика для глаз с использованием тренажёра
- А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс …
Сон в страну свою унёс
Всех.       (В. Лунин)

- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы)
- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)
Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).

 

 

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Дома я расскажу….
А сейчас отметьте своё настроение по лесенке.
У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С.

Машут до свидания Светофору

Регулятивные:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 


Урок в 1 классе по обучению грамоте

Урок в 1 классе по обучению грамоте

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации

Дети готовятся к уроку Личностные: способность откликаться на добрые чувства; 2

Дети готовятся к уроку Личностные: способность откликаться на добрые чувства; 2

Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон

Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон

На чужой спине едет, А на своей груз везёт

На чужой спине едет, А на своей груз везёт

Буква … и звуки, которые она обозначает …

Буква … и звуки, которые она обозначает …

Построение проекта выхода из затруднения -

Построение проекта выхода из затруднения -

Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?твёрдо -А во втором?мягко -

Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?твёрдо -А во втором?мягко -

Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?

Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?

Да, вы правильно решили: С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц

Да, вы правильно решили: С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц

Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы

Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы

Вспомните, какое правило было нарушено

Вспомните, какое правило было нарушено

Пальчиковая гимнастика. Пишут в прописи букву

Пальчиковая гимнастика. Пишут в прописи букву

Су-су-су…» Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах

Су-су-су…» Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова

С». Верхнее и нижнее соединения

С». Верхнее и нижнее соединения

Сон в страну свою унёс Всех. (В

Сон в страну свою унёс Всех. (В

Дорожного движения. – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? –

Дорожного движения. – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? –

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024