Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

  • doc
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок в 1 классе.doc

Урок в 1 классе по обучению грамоте.

 

Тема урока
Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Цели
познакомить обучающихся с новыми буквами «С», «с», и звуками [с], [с’].

Задачи урока:

1.  Предметные:

·      формировать представление о звуках [с], [с'] как о согласных звуках;

·      учить отличать звук [с], [с'] и букву «С,с» от других звуков и букв;

·      учить читать и писать слоги, слова с новой буквой;

2.  Метапредметные:

Познавательные:

воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные:

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1.  Предметные
знакомство с буквой С, с и звуками, которые она обозначает; развитие фонематического слуха.

2.  Метапредметные:

Регулятивные:

контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные:

проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии:

системно-деятельностный подход, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ.

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Формы организации деятельности:

фронтальная, групповая, парная.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Злость, капризы, ссоры с ленью
Пусть останутся за дверью.
С улыбкой и старанием
Получим много знаний мы.
(С. Чижова)

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
Прежде, чем получить новые знания, давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

Дети готовятся к уроку

Личностные:
способность откликаться на добрые чувства;

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Отгадывают слово

Коммуникативные:
проявляют интерес к общению на уроке и предмету

 

 

- А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим.

Отвечают

Регулятивные:
понимают цель и смысл выполняемых заданий

 

 

- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета.
- Кто поможет?
- Почему так думаешь?
- Какие пассажиры остались на остановке?
- Автобус какого цвета для них потребуется?
Почему?

А,о,у,ы,и - они гласные

Н и С.

Для Н – синего
Согласный

 

3.

Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили?
- Вы знаете, как она называется?
- Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:

На чужой спине едет,
А на своей груз везёт. (Седло)

Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк,
А зовут его … (Сурок)

- С какого звука начинаются слова?
- Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук?

Мы с ней ещё не знакомились близко

Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

- На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.
- А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение:
Буква … и звуки, которые она обозначает …
Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Формулируют тему урока

 

 

 

Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.)
Учиться отличать … звуки [с], [с’] от других звуков;
Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.)

Ставят задачи урока

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу.
Улица Рассуждай-ка
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать!

 

Познавательные:
умение обобщать и классифицировать по признакам

 

 

– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.)

согласный

Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

– Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука слышится только шум, значит он (глухой.)

глухой

 

 

 

Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов на доске «лес», «лось» (картинки)
– Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?

твёрдо

 

 

 

-А во втором?

мягко

 

 

 

- Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с'].

Отвечают

 

 

 

(После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику).

Смотрят

Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы?

Несколько детей поднимают один из цветов Светофора

 

 

 

-Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы.
- Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило?
- Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?
Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус?

Отвечают

 

 

 

Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими.

– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква С, с, которая на письме обозначается как звуки [с], [с'] .

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква С?

Да, вы правильно решили:
С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц.

Полумесяц в небе тёмном
Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов)

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву?
Из истории буквы «с».

 

 

 

 

- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.
Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».

- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков)
- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.
- Вспомните, какое правило было нарушено.
Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»
Твёрдо ты произноси!
Согласный с «и»
Мягко ты произноси!

(В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)

 

 

 

А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16 прописи № 2.
Давайте сравним печатную и письменную букву С.
- Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи»
Пальчиковая гимнастика.

Пишут в прописи букву Сс
Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка.

 

5.

Первичное закрепление

Остановка «Читай-ка»
Чтение слогов с новой буквой– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ)

Читают

Познавательные:
выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов

 

 

Настало время поработать со схемами в группах.
На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками.

Вспоминают и обговаривают правила работы в группах. Соотносят схемы и картинки

 

 

 

Какую работу вы выполняли?
- Ты делал сам или тебе помогали?
- Ты доволен своей работой?

Отвечают на вопросы для самооценки.

 

 

 

Игра «Доскажи словечко»

Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз)

Регулятивные: умение определять успешность

 

 

«…в лесу бегает лиса.»

«…прилетела к нам оса.»

«…кошка любит колбасу.»

«Су-су-су…»

Коммуникативные:
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах.

 

 

«…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки)


Физминутка
Ребята, а у нас физкультминутка,
Поднимитесь, наклонитесь,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

«Со-со-со…»

 

6.

Включение в систему знаний

Улица «Всезнайка»
Работа по учебнику стр.46
- Какие слова спрятались в схемах?
Игра «Кто больше составит слов из слогов»
Работа со словом Ось по словарю.

Работа по учебнику стр.44.

Отвечают

Составляют рассказ по иллюстрации «Девочки заблудились»

Коммуникативные:
умение слушать других.

 

 

Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи № 2 (стр. 17). Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений.

Пишут
Определяют количества слов в предложении.
Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах:
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Клички, имена, моря …
И фамилия твоя.

Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания

Познавательные:
смысловое восприятие познавательного текста

 

 

Гимнастика для глаз с использованием тренажёра
- А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс …
Сон в страну свою унёс
Всех.       (В. Лунин)

- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы)
- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)
Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).

 

 

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Дома я расскажу….
А сейчас отметьте своё настроение по лесенке.
У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С.

Машут до свидания Светофору

Регулятивные:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.