Буквы з-с на конце приставок
Оценка 4.9

Буквы з-с на конце приставок

Оценка 4.9
docx
19.05.2020
Буквы з-с на конце приставок
конспект Истомина.docx

 

 

Учитель Истомина М. А.

Дата: 04.02.2020

Класс: 5Б

Предмет: русский язык

Тема: Буквы з и с на конце приставок.

Цель урока для учителя:  формирование  у обучающихся умения находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки.

Цель урока для учащихся: научиться находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки.

Задачи урока для учителя:

 1.Обеспечить усвоение знаний  о правописании букв з и с на конце приставок..

2. Развитие коммуникативных умений обучающихся через  работу в парах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

3. Развитие умения устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Задачи урока для учащихся:

1.      Уметь  преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), анализировать, сравнивать, делать выводы.

2.      Уметь осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме

3.      Применять приобретённые умения в жизни.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Оборудование:  презентация, учебники, оценочные листы.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся  научатся выявлять условия выбора согласных з – с на конце приставок, правильно писать орфограмму.

 

 Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), «развёртывать» информацию из ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Умения понимать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, учебная задача,  которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.

Результат (продукт) каждого этапа учебной  деятельности учащихся

Создание учебно познавательных мотивов

Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Слайд 3. Творческий диктант.

Диктую словосочетания, а ученики должны так изменить первое слово, чтобы в нём была изученная орфограмма.

(Пре)интересный фильм, (при)остановить движение, (при)уральские растения,

красивый (прекрасный) вид, (пре)спокойно отнестись.

- В каком разделе русского языка изучается данная орфограмма?

- Какие знания и умения вам пригодились, чтобы выполнить эти задания?

 Провожу  устное и письменное (лист самооценки) оценивание.

Развитие словарного запаса.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Прогностическое оценивание.

Самопроверка по  слайду 4.

 

 

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Провожу  устное и письменное (лист самооценки) оценивание.

Записывают в тетрадь слова.

Действие целеполагания

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

 

1. Чтение ключевых слов урока.

Приставка, орфограмма – буквы согласных.

– Спрогнозируйте цель урока до изучения темы.

2. Понаблюдаем.

Задание на листе исследования. Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.
…дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть

- А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?

Сформулируйте, исходя из проблемы тему урока и цель.

 

 

 

Развитие словарного запаса.

Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

 

Рефлексивное оценивание.

Осознание у учащихся затруднений. Формулируют проблему урока.

 

Проблема: Какую букву – з или с – нужно

писать на конце приставок?

 

 Цель учащиеся проговаривают во внешней речи.

См. лист самооценки

Цель 1: Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке

 

На слайде и доске. Тема: Буквы з и с на конце приставок. (записали в тетрадь)

Цель (на слайде): научиться находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки

Планирование и организация деятельности

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний.

Определите основные шаги выхода из затруднения.

Определите форму работы.

Умение определять основные шаги своей деятельности.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексивное оценивание.

См. лист самооценки

План записывается на доске.

1.        Исследуем. Делаем выводы.

2.        Читаем  правило.

3.        Сравниваем выводы   с правилом.

4.        Работаем над ошибками.

5.        Применяем на практике.

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

 

 

 

 

 

 

 

1.       Исследуем. Делаем выводы.

 - Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов?

2.  Читаем  правило.

3.Сравниваем выводы   с правилом.

4.Работаем над ошибками.

Беседа на углубление понимания:

– Каков опознавательный признак для орфограмм – букв согласных в приставках?

5.Применяем на практике. Развиваем умения.

А) Вернемся к словам задания 2. …дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть

Оцените деятельность на листе самооценки.

Б) Выберите только слова  с приставками на з – с. Обозначьте условия выбора буквы з или с в приставках.

Вздыхать, рассмотреть, восковой, избрать, испечь, искра, испачкать, разбить, бесконтрольный, излагать.

Оцените деятельность на листе самооценки.

В) «Ловцы мух»

Читаю слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети хлопают, если с не хлопают. Упражнение выполняют стоя.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Оцените деятельность на листе самооценки.

Г)  Тестовое задание. (Приложение 1)

 

 

Ценность знания. Внимательность  по отношению к другим.

Познавательные УУД  Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

 

Рефлексивное оценивание.

 

Проводится самооценка. Проговаривание во внешней речи.

 

– В чём добились успеха?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

 

 

 

 

 

 

Работа с листом самооценки.

 

 

 

 

 

 

1.             Исследуют, делают выводы.

 Инструкция. Сравните произношение конечного согласного звука в приставках и его обозначение на письме. Проанализируйте следующий за ним звук. Какую закономерность ты заметил? Сделай вывод. Назови основное условие выбора букв з и с на конце приставок, обозначь его графически.

безбрежный – бессильный

вздохнуть – вспорхнуть

возрождение – восклицание

избежать – истолковать

раздать – распустить

низвергать – нисходить

2.  Читаем  правило.

3.Сравниваем выводы   с правилом.

4.Работаем над ошибками.

5.Применяем на практике. Развиваем умения.

А) Проверяем по ключу. Бездельник, беспорядок, встрепенуться, бесконечный, разжалобить, исчезнуть.

 Б) Один ученик у доски распределяет слова.

 Все остальные подчеркнули только слова: Вздыхать, рассмотреть, избрать, испечь, испачкать, разбить, бесконтрольный, излагать.

В) «Ловцы мух»

Если в слове нужно писать приставку з, дети хлопают, если с не хлопают. Упражнение выполняют стоя.

Г) Тестовое задание.

Самопроверка (ответы на слайде)

 

1.       А

2.       Б

3.       Б

4.       В

5.       Б

   Оценивать свой уровень на листе самооценки.

 

Рефлексивно оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного  продукта

 

 – Составьте схему правила, изученного на уроке.

Допишите ключевые слова к тем, которые мы записали в начале урока.

Буквы с, з, согласный, глухой, звонкий.

– Сравните их с ключевыми словами в конце темы.

 

 

Ценность знания.

Созидание.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), свёртывать информацию до ключевых слов.

Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

 

1.  Составить опору к тексту правила.

2. Задание по уровням.

 

В зависимости от того, сколько баллов заработали за урок, определяют уровень выполнения индивидуального задания. А, В или  С.

( приложение 2)

 

 

 

Приложение 1.

Тест «Буквы з и с на конце приставок»

1.В приставках на з(с) перед звонкими согласными пишется

А) з

Б) с

2.  В приставках на з(с) перед глухими согласными пишется

А) з

Б) с

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква з?

А) и..печь

Б) ра..бежаться

В) и..купаться

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква с?

А) ра..говориться

Б) ра..ведывать

В) в..кипеть

5. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква с:

А) в..ходы, бе..ветрие

Б) бе..покойство, ра..полагаться

В) и..лить, бе..делье

 

Самопроверка (ответы на слайде)

 

1.А

2.Б

3.Б

4.В

5.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Уровень А.  Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Графически обозначьте условия выбора буквы з или с при написании приставки.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

 

 

Уровень В. Замените существительные с предлогами на  прилагательные с приставками. Графически обозначьте условия выбора буквы з или с при написании приставки.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

 

Уровень С. Выпишите словосочетания, в составе которых слово с приставками на З и С. Графически обозначьте условия выбора буквы з или с при написании приставки.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

     Тихое безоблачное утро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Лист оценивания       Ф. И._________________________________________________

 

 

баллы

1

Прогностическое оценивание. Творческий диктант.

Я без ошибок написал все  словосочетания (3 балла)

Допустил 1 ошибку в словосочетании (2 балл)

Допустил  2 ошибки в словосочетаниях (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

2

Рефлексивное оценивание Тема, которую я сформулировал, совпала с темой урока (1 балл)

Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов)

 

3

Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл)

Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов)

 

4

Рефлексивное оценивание Я определил шаги действий  выхода из затруднения (1 балла)

Я не понял, что надо делать(0 баллов)

 

5

Рефлексивное оценивание

Исследуем, делаем выводы.

Мы провели исследование…

 выводы совпали с информацией учебника (3 балла)

выводы совпали  с информацией учебника с 1-2 неточностями ( 2 балла)

выводы совпали с информацией учебника с 3 ошибками (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 баллов)

 

 

6

Рефлексивное оценивание.

Я без ошибок написал все  слова с приставками на з и с (3 балла)

Допустил 1 ошибку в словах с приставками на з и с (2 балл)

Допустил  2 ошибки в словах с приставками на з и с (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

7

Рефлексивное оценивание 

Я выбрал только слова  с приставками на з – с и выделил графически приставки  верно (3 балла)

Я выбрал только слова  с приставками на з – с, но не выделил графически приставки (2 балла)

Я выбрал  слова  с приставками на з – с, но допустил ошибки и не выделил графически приставки (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 баллов)

 

8

Рефлексивное оценивание  «Ловцы мух»

Я без ошибок выполнил задание (3 балла)

Допустил 1 ошибку (2 балл)

Допустил  2 ошибки (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 балл)

 

9

Рефлексивное оценивание

Тестовое задание. Я  выполнил  тест верно (3 балла)

Я выполнил  тест с 1-2 ошибками  (2 балла)

Я выполнил  тест с 3-4  ошибками  (1 балл)

Не смог выполнить задание (0 баллов)

 

10

Ретроспективное оценивание

Я составил схему верно (1 балл)

Я не понял, что надо делать(0 баллов)

 

 

Итого

 

22 - 21 баллов  -  уровень С    20 - 17 баллов – уровень В       16 – 11  баллов - уровень А


 

Учитель Истомина М. А. Дата: 04

Учитель Истомина М. А. Дата: 04

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Почему? Сформулируйте, исходя из проблемы тему урока и цель

Почему? Сформулируйте, исходя из проблемы тему урока и цель

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Приложение 1. Тест « Буквы з и с на конце приставок » 1

Приложение 1. Тест « Буквы з и с на конце приставок » 1

Приложение 2. Уровень А.

Приложение 2. Уровень А.

Приложение 3. Лист оценивания

Приложение 3. Лист оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020