Буллинг и конфликт

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буллинг и конфликт.docx

Буллинг и конфликт. Различия. Особенности стратегии урегулирования проблем.

В переводе с английског слово «булли» означает хулиган, драчун, насильник. А сам «буллинг» определяется притеснение, дискриминация, травля, подразумевает запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв.

Буллинг в отличие от конфликта – процесс длительного, намеренного, осознанного, причинение жертве, не способной себя защитить, страданий одним ребенком или группой детей.

Отличительная особенность буллинга от конфликта- наличие союзников и зачинщиков травли (булли).

Жертвой может стать любой ребенок. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

1.                     Физические недостатки.

2.                     Особенности поведения.

3.                     Особенности внешности.

4.                     Плохие социальные навыки (не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине

недостаточного опыта общения и самовыражения).

5.                     Страх перед школой.

6.                     Отсутствие опыта в коллективе (домашние дети).

7.                     Низкий интеллект и трудности в обучении.

8.                     Болезни.

 

 Дети булли

 Часто становятся булли

 Союзники булли

 1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей.

 2. Легковозбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

 3. Неумеющие сочувствовать своим жертвам.

 1. Желающие быть в центре внимания.

 2. Уверенные в своем превосходстве над жертвой.

 3. С высоким уровнем притязания.

 4. Мечтающие быть лидером в классе.

 5. Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве.

 6. Дети, не признающие компромиссы.

 7. Со слабым самоконтролем.

 8. Интуитивно чувствующие какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления.

 1. Дорожащие своими отношениями с лидером насилия

 2. Боящиеся быть на месте жертвы.

 3. Поддаюшиеся влиянию.

 4. Не желающие выделяться из толпы.

 5.Не умеющие сочувствовать и переживать другим детям

 6. Принимающие травлю за развлечение.

 7. Без собственной инициативы.

 8. Из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

 9. Дети жестоких родителей.

 10. Озлобленные ровесники.

 

Типы буллинга

 

Тип буллинга

Признаки

Физическая агрессия

Толкание, пинки, удары. В крайних случаях может применяться оружие.

Словесный буллинг

Оружием служит голос.

Запугивание

Используется агрессивный язык тела и жестов, мимика, взгляд. Угрозы.

Изоляция

Жертва намеренно изолируется, игнорируется частью класса либо всем классом. Сопровождается перешептыванием оскорблений, записками, унизительными надписями в общественных местах, не доске

Вымогательство

Требование денег, угрозы. Вымогаться могут завтраки, деньги на обед. Принуждают воровать имущество

Повреждение имущества

Повреждены, украдены, спрятаны вещи жертвы

 

Поведение взрослых

Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путем:

1.            Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях.

2.            Негативных или саркастических высказываниях по поводу внешности или происхождения ученика.

3.            Устрашающих и угрожающих жестов или выражений.

Ученик, который подвергается буллингу, может проявлять следующие признаки или симптомы:

1.            Имитация физических недомоганий, например, боль в желудке, головная боль.

2.            Боязнь дороги в школу и из школы, просьба привести в школу или забрать из школы, попытки избежать обычного времени похода в школу.

3.            Изменение в темпераменте или поведении.

4.            Признаки страха или страдания – бессонница, отказ от еды, плач, ночное недержание мочи, кошмары, заикание, замкнутость или необщительность.

5.            Повреждение или отсутствие личных вещей, одежды.

6.            Учащенные просьбы о деньгах и/или краж денег.

7.            Ухудшение успеваемости в учебе или потеря энтузиазма и интереса к школе.

8.            Необъяснимые синяки или порезы.

9.            Нежелание и/или отказ говорить о том, что его/её беспокоит.

10.        Нанесение себе вреда или попытки суицида.

Если эти признаки наблюдаются комплексно или повторяются, необходимо расследование с целью определения причин, оказывающих влияние на ученика.

Разновидности буллинга

Хейзинг - ритуализированное приставание, жестокое обращение или унижение, с требованием выполнять бессмысленные задания, иногда как средства инициации и вступления в определенную группу. Различают физический (телесный) и психический (символический)

Зло подшучивать, особенно над новичком, пугать, изнурять, бить. Силовая возня, розыгрыши, грубые шутки часто с применением унизительных или болезненных испытаний

Кибербуллинг- формы преследования с использованием цифровых технологий.

Клевета, распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации on-line, чтобы повредить репутации жертвы

 

Школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема. Школьная антибуллинговая политика наиболее эффективна в атмосфере заботы и уважения к другим и должна рассматриваться в рамках воспитательной системы. Должно быть четкое осознание того, что хулиганское поведение не допустимо в школе. Учеников следует поощрять за сообщение о неприятных происшествиях и за принятие на себя ответственности за благополучие других учеников. Ответственность за создание благоприятной атмосферы и безопасных условий ложится на школьный персонал, который должен являть собой положительный пример поведения.

Школьная антибуллинговая программа должна ориентироваться на все уровни школы: начальная, средняя, основная. Профилактическая работа ведется с начальных классов. Обязательно должна быть организована работа с родителями (законными представителями).