Буллинг и конфликт. Различия. Особенности стратегии урегулирования проблем.
В переводе с английског слово «булли» означает хулиган, драчун, насильник. А сам «буллинг» определяется притеснение, дискриминация, травля, подразумевает запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв.
Буллинг в отличие от конфликта – процесс длительного, намеренного, осознанного, причинение жертве, не способной себя защитить, страданий одним ребенком или группой детей.
Отличительная особенность буллинга от конфликта- наличие союзников и зачинщиков травли (булли).
Жертвой может стать любой ребенок. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
1. Физические недостатки.
2. Особенности поведения.
3. Особенности внешности.
4. Плохие социальные навыки (не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине
недостаточного опыта общения и самовыражения).
5. Страх перед школой.
6. Отсутствие опыта в коллективе (домашние дети).
7. Низкий интеллект и трудности в обучении.
8. Болезни.
Дети булли |
Часто становятся булли |
Союзники булли |
1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей. 2. Легковозбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением. 3. Неумеющие сочувствовать своим жертвам. |
1. Желающие быть в центре внимания. 2. Уверенные в своем превосходстве над жертвой. 3. С высоким уровнем притязания. 4. Мечтающие быть лидером в классе. 5. Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве. 6. Дети, не признающие компромиссы. 7. Со слабым самоконтролем. 8. Интуитивно чувствующие какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления. |
1. Дорожащие своими отношениями с лидером насилия 2. Боящиеся быть на месте жертвы. 3. Поддаюшиеся влиянию. 4. Не желающие выделяться из толпы. 5.Не умеющие сочувствовать и переживать другим детям 6. Принимающие травлю за развлечение. 7. Без собственной инициативы. 8. Из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания. 9. Дети жестоких родителей. 10. Озлобленные ровесники. |
Типы буллинга
Тип буллинга |
Признаки |
Физическая агрессия |
Толкание, пинки, удары. В крайних случаях может применяться оружие. |
Словесный буллинг |
Оружием служит голос. |
Запугивание |
Используется агрессивный язык тела и жестов, мимика, взгляд. Угрозы. |
Изоляция |
Жертва намеренно изолируется, игнорируется частью класса либо всем классом. Сопровождается перешептыванием оскорблений, записками, унизительными надписями в общественных местах, не доске |
Вымогательство |
Требование денег, угрозы. Вымогаться могут завтраки, деньги на обед. Принуждают воровать имущество |
Повреждение имущества |
Повреждены, украдены, спрятаны вещи жертвы |
Поведение взрослых
Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путем:
1. Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях.
2. Негативных или саркастических высказываниях по поводу внешности или происхождения ученика.
3. Устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
Ученик, который подвергается буллингу, может проявлять следующие признаки или симптомы:
1. Имитация физических недомоганий, например, боль в желудке, головная боль.
2. Боязнь дороги в школу и из школы, просьба привести в школу или забрать из школы, попытки избежать обычного времени похода в школу.
3. Изменение в темпераменте или поведении.
4. Признаки страха или страдания – бессонница, отказ от еды, плач, ночное недержание мочи, кошмары, заикание, замкнутость или необщительность.
5. Повреждение или отсутствие личных вещей, одежды.
6. Учащенные просьбы о деньгах и/или краж денег.
7. Ухудшение успеваемости в учебе или потеря энтузиазма и интереса к школе.
8. Необъяснимые синяки или порезы.
9. Нежелание и/или отказ говорить о том, что его/её беспокоит.
10. Нанесение себе вреда или попытки суицида.
Если эти признаки наблюдаются комплексно или повторяются, необходимо расследование с целью определения причин, оказывающих влияние на ученика.
Разновидности буллинга
Хейзинг - ритуализированное приставание, жестокое обращение или унижение, с требованием выполнять бессмысленные задания, иногда как средства инициации и вступления в определенную группу. Различают физический (телесный) и психический (символический) |
Зло подшучивать, особенно над новичком, пугать, изнурять, бить. Силовая возня, розыгрыши, грубые шутки часто с применением унизительных или болезненных испытаний |
Кибербуллинг- формы преследования с использованием цифровых технологий. |
Клевета, распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации on-line, чтобы повредить репутации жертвы |
Школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема. Школьная антибуллинговая политика наиболее эффективна в атмосфере заботы и уважения к другим и должна рассматриваться в рамках воспитательной системы. Должно быть четкое осознание того, что хулиганское поведение не допустимо в школе. Учеников следует поощрять за сообщение о неприятных происшествиях и за принятие на себя ответственности за благополучие других учеников. Ответственность за создание благоприятной атмосферы и безопасных условий ложится на школьный персонал, который должен являть собой положительный пример поведения.
Школьная антибуллинговая программа должна ориентироваться на все уровни школы: начальная, средняя, основная. Профилактическая работа ведется с начальных классов. Обязательно должна быть организована работа с родителями (законными представителями).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.