ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
ЦЕЛЬ: понять, какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей; определить принципы изображения положительных героев; определить основные этапы внутреннего развития князя Болконского
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа с элементами диспута; сообщения учащихся; самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Андрея Болконского»
ХОД УРОКА
Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»
Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.
Какой видится Толстому человеческая натура? Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.
Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.
Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то
идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается
неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.
Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.
Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка».
назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?
Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо…- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».
Зачитать отрывок том 1, часть 3, гл.12 «Ночь была туманна».
Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе
благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.
После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными. Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от
жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.
Используя таблицу «Характеристика Андрея Болконского» ответить на вопросы.
ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
В салоне А. Шерер. Первая встреча. |
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…». |
Мечты и идеалы |
Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон. |
Ради достижения своей цели готов принести жертву |
«… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». |
Важные моменты жизни |
Что меняется в герое |
Небо под Аустерлицем |
« Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!.. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». |
Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
Открытие богатства мирной жизни |
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька |
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея) |
«Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить». |
Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».
I Встреча с дубом |
«…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». |
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном |
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. |
II Встреча с дубом |
«Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!» |
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Любовь к Наташе Ростовой |
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота». |
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.
Участие в Отечественной войне 1812 года |
В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют мечты о славе. «…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». |
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.
Прощение Анатоля Курагина |
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…» |
Возрождение любви к Наташе Ростовой |
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». |
Смерть князя Андрея |
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». |
Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.
Задания:
Составить характеристику образа А. Болконского. Ответить письменно на один вопрос:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.