Ч.Айтматов "Буранный полустанок"
Оценка 4.8

Ч.Айтматов "Буранный полустанок"

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русский язык
25.01.2021
Ч.Айтматов "Буранный полустанок"
Буранный полустанок
№10ряил.pptx

Тема: Ч.Айтматов «Буранный полустанок»

Тема: Ч.Айтматов «Буранный полустанок»

Тема: Ч.Айтматов «Буранный полустанок»

Цель: Обобщить и закрепить общие знания, ознакомить студентов с биографией и произведением Ч.Айтматова

№1. Задание: Биография Ч. Айтматова.

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат. Произведения Айтматова переведены на сотни языков. За годы своей биографии он был удостоен множества премий и наград, врученных ему за весомый вклад в развитие литературы. Итак, перед вами краткая биография Чингиза Айтматова.

Биография Айтматова
Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в киргизском селе Шекер.
Его отец, Торекул Айтматов, состоял в партии КПСС и был влиятельным политиком в Киргизской ССР. Мать, Нагима Абдувалиева, являлась военным политработников и общественным деятелем.
Супруги были ярыми сторонниками коммунизма и делали все возможное, чтобы пропагандировать идеи Ленина и Сталина. Кроме Чингиза у Айтматовых родился мальчик Ильгиз, девочка Роза и двойняшки Люция и Рева, последний из которых умер еще в младенчестве.
Детство и юность
В 1933 г. Айтматовы переехали в Москву, так как отец семейства пошел на повышение. Однако когда наступил 1937 г., супруги столкнулись с серьезными испытаниями.
По обвинению в антисоветской деятельности Айтматов-старший был этапирован обратно в Киргизию. Спустя год его объявят врагом народа и расстреляют. В связи с этим его супруге, как жене «врага народа», придется столкнуться с разного рода трудностями и ущемлениями в правах.
Когда Чингизу Айтматову исполнилось 14 лет, началась Вторая мировая война. Поскольку юноша был достаточно образованным, его назначили на должность секретаря сельсовета. После окончания войны, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с красным дипломом.
В 1948 г. Айтматов успешно сдал экзамены в Киргизский сельскохозяйственный институт, где проучился 5 лет. В этот период биографии он начал писать в местной газете свои первые рассказы. Интересен факт, что он одинаково хорошо писал произведения, как на русском, так и на киргизском языках.


Произведения Айтматов В 1956 г

Произведения Айтматов В 1956 г

Произведения Айтматов
В 1956 г. Чингиз Айтматов поехал в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы. Таким образом ему хотелось повысить свою квалификацию писателя.
Через год из-под его пера вышли повести «Лицом к лицу» и «Джамиля», которые принесли Чингизу определенную популярность. Интересен факт, что первый роман он напишет только в 1980 г.
В творческой биографии Айтматова преобладают произведения, написанные в жанре реализма. Однако у него есть немало рассказов и романов с элементами фантастики, которые будут написаны им в более поздний период жизни.
Особый интерес Чингиз Айтматов проявлял к народному творчеству. Ему нравились народные былины и предания, герои которых боролись со злом и несправедливостью.
Основными произведениями в биографии Айтматова считаются повести «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход», а также романы «Буранный полустанок» и «Плаха».
Смерть
В конце жизни Чингиз Айтматов болел диабетом. В 2008 г. он отправился в Татарстан на съемки картины «И дольше века длится день». Премьера фильма должна была состояться к юбилею классика.
В один из съемочных дней Айтматов серьезно простыл. Болезнь начала прогрессировать, и вскоре переросла в острую пневмонию.
Это привело к отказу почек, в результате чего писателя в срочном порядке отправили на лечение в Германию. Спустя месяц врачам стало ясно, что Айтматова уже не удастся спасти.
Чингиз Айтматов умер 10 июня 2008 г. в возрасте 79 лет. Его похоронили на кладбище Ата-Бейит, неподалеку от столицы Киргизии.
Интересен факт, что место своего будущего погребения писатель выбрал еще в 90-х годах прошлого века, когда узнал, что на этом кладбище покоится тело его расстрелянного отца – Торекула Айтматова.

Задание: «Буранный полустанок»

Задание: «Буранный полустанок»

№2. Задание: «Буранный полустанок»
Краткое содержание – Буранный полустанок – Айтматов Ч. Айтматов – роман «Буранный полустанок». В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памя­ти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования – драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет – похороны его единствен­ного, дорогого друга Казангапа. Однако временные рамки ро­мана не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Многое пришлось перенести Едигею: он воевал, в конце сорок четвер­того года был демобилизован после контузии. Вернувшись домой, он узнал о смерти единственного ребенка. А вскоре встретил Казангапа, и тот позвал их с женой на Буранный полустанок. Там и прошла вся жизнь. Многое они пережили они вместе, Едигей и Казангап, вместе росли их дети, были и горькие, и радостные минуты. Казангап подарил Едигею вер­блюжонка – Каранара. На Буранном полустанке познако­мился Едигей с учителем Абуталипом Куттыбаевым, весь смысл жизни которого был в детях, и своих, и чужих. Учителя, побывавшего во время войны в плену, воевавшего в Югосла­вии, забрали власти как неблагонадежного человека. И с горечью переживает Едигей это своеволие и беззаконие властей, желающих обезличить человека, лишить его памяти, мыслей о прошлом, возможности думать и рассуждать. Здесь впервые звучит у Айтматова мотив манкурта, человека без прошлого и будущего. Так в описании жизни этого Буранно­го полустанка перед нами предстает вся судьбы страны – Оте­чественная война, послевоенные репрессии, тяжелые трудо­выми будни, строительство ядерного полигона. Герои Айтматова, Едигей, Казангап, учитель Абуталип Куттыбаев – настоящие труженики, воплощающие нрав­ственное начало в жизни. Им противопоставлен Сабитжан, сын покойного Казангапа, человек, озабоченный лишь соб­ственной карьерой, благополучием. Он пытается схоронить отца, где попало, «сынок-то милый, всезнающий, не хоронить приехал отца, а только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Сабитжан приехал с пустыми руками, без семьи, похороны отца для него не горе, а пустая формальность, с которой он хочет побыстрей покончить. Горько и стыдно Едигею за сына собственного друга. «Что за люди пошли, что за народ! – негодовал в душе Едигей. – Для них все важно на свете, кроме смерти!» И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?» Точно так же противно становится Едигею при его разгово­ре с приезжим «в хромовых сапогах», нашедшим в записках учителя Куттыбаева контрреволюционную агитацию. Мотив манкурта продолжает развиваться в романе и в теме научно-технического прогресса. Так, Сабитжан мечтает о вре­мени, когда людьми можно будет управлять с помощью ра­дио: «Человек будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей воль­ной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по стро­гому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь. Надо, чтобы танцевал, – сигнал – будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, – будешь работать, да еще как!» Но, по мысли писателя, лишение человека индивидуальности, его обезличенность – это результат насилия над человеком. «По­мни имя свое» – именно эта авторская мысль проходит через все произведение. И кульминация развития этой темы в ро­мане – это древняя легенда о манкуртах. Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленни­ков в манкуртов надеванием на голову шири – куска сыро­мятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, ста­новился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хо­зяев». Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его – он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта жен­щина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021