«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ»
(час общения)
Цели:
· дать понятие о различных источниках и формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять ПАВ;
· дать информацию о способах уверенного отказа, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников, научить способам отказа.
Задачи:
· Дать информацию о последствиях употребления наркотиков, алкоголя и курения.
· Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью
Ребята! Я задам вам один вопрос: “Хотите ли вы быть здоровыми и жизнерадостными?” Конечно же вы ответите: “Да!”. Почему? Потому что здоровье – главная ценность человека. Но, к сожалению, часто о здоровье мы начинаем говорить, когда его теряем. А теряем зачастую по своей вине… И большую роль в этом играют вредные привычки, которые человечество приобретало веками, а потом с ними же и боролось.
Информационный блок
«Психоактивные вещества и их влияние на организм человека»
Цель: формирование убеждения, что употребление ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем, повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ;
Ребята, а какая самая распространённая вредная привычка среди подростков? (ответы детей).
Ежегодно от заболеваний возникающих из за курения курение умирает около 100 000 жизней в России.
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты, сероводород, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а постепенно.
Дурная привычка курения у подростков вызывает задержку роста, приводит к снижению физической и умственной работоспособности.
Болезни курильщиков.
а) рак губы, рта, горла, пищевода, гортани, легких;
б) сердечно – сосудистые заболевания;
в) респираторные заболевания;
г) заболевания пищеварительной системы.
Ребята, как вы думаете вредная привычка разрушает семьи, лишает человека любимой работы, сейчас не только взрослые, но и подростки увлекаются этой вредной привычкой? (ответы детей).
Скажите:
· Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?
· Как ведут себя такие люди?
· Какое чувство они вызывают у вас, у окружающих?
В наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя среди подростков. К сожалению, почти каждый вечер можно увидеть, как во дворах, на улице, в подъездах стоят подростки и выпивают пиво, и другие алкогольные напитки. Причем подростки убеждены в том, что они вместе собрались, чтобы пообщаться и провести весело время, а алкоголь это так… чтобы было.
Какой вред нам наносит алкоголь?
Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголь является наркотическим ядом, и действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.
Алкоголизм ведет к слабоумию, влияет на мозг. Проявлением этого являются путаная речь пьяного, провалы в памяти, заплетающиеся ноги, затуманенное зрение, замедленная реакция. под действием алкоголя сейчас является для ученых распространенной темой исследований.
Скажите, ребята, какая самая страшная и опасная вредная привычка появилась среди молодёжи в последнее время? (ответы детей)
Наркомания – это пристрастие к употреблению наркотиков, болезненное влечение, которое приводит к тяжелым нарушениям, в первую очерь психических и физических функций организма
Наркотик – это яд, он медленно разрушает мозг человека, его психику. Под действие наркотиков происходит у человека резкие изменяя в психики, появляются галлюцинации- ведения, которые не существуют на самом деле. При отсутствии контроля за своим поведение, человек способен на любые поступки и преступления.
После того как действие наркотика проходит, наступает очень болезненное состояние, вынуждающее снова применять наркотическое средство. Человек думает о том, как ему достать новую порцию зелья. Он становится злым, пересдается интересоваться друзами и семьей.
Давайте с вами посмотрим небольшой видеоролик о последствиях употребления наркотических веществ.
Мозговой штурм
«Зачем люди употребляют ПАВ»
Цель - Оценка уровня информированности обучающихся о веществах вызывающих зависимость, о воздействии их на организм человека, о последствиях их применения.
Как вы думаете, что же является основными причинами
употребления наркотиков подростками?
· Любопытство: жажда испытать новые, это модно
· Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.
· Желание получить удовольствие («словить кайф»). .
· Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир).
· Подросток желает быть причастным к «избранным»,чтобы не быть белой вороной
· Облегчение психического состояния. Подросток стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение, для смелости, чтобы расслабиться.
· Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, потому что ничем не интересуется и ни к чему не стремится
· Просто слабохарактерные – попадают в плохую компанию и втягиваются
Многие подростки убеждены, что в малых дозах ни алкоголь, ни наркотические вещества, ни табакокурение вреда не несут и что начав употреблять что то, у них хватит силы воли отказаться и бросить вредную привычку.
Упражнение: «Ситуации»
Цель: формирование у учащихся позитивного приема отказа от предлагаемых ПАВ.
Инструкция: каждая группа получает для инсценировки определенное задание – ситуацию. Эти ситуации, могут произойти с каждым из вас в реальной жизни. Ваша задача – один из вас уговаривает принять, что указано у вас в листочки, другой должен придумать аргументы отказа. Т.Е. вы должны разыграть ситуации как будто они происходят в реальной жизни.
Ситуация 1. Ты пришел в гости к товарищу. Родителей нет дома. Когда вы смотрите телевизор, товарищ приносит какой- то напиток похожий на вроде как на вино и говорит, что он совсем не алкогольный. Ты спрашиваешь, давно ли он употребляет такие напитки и почему родители разрешают ему это пить. Товарищ отвечает, что родители ничего не знают. Он предлагает тебе такой же напиток. Твои действия?
Ситуация 2. Приятель предлагает попробовать наркотик. Утверждая, что приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотик помогает преодолеть жизненные трудности, найти решение всех проблем. Как ты поступишь в данной ситуации.
Ситуация 3. Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. При этом он демонстративно отпивает из банки и говорит, как это легко и просто, какое приятное состояние вызывает пиво. Говорит, что никто ничего не узнает: родители на работе, а учителя далеко. Как вы поступите?
Ситуация 4.
В дверь позвонили, Катя открыла дверь на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживленно обсуждать новости: Слушай, Кать, давай покурим, предложила Даша. Мне ребята вчера такие классные сигареты подогнали, от них так хорошо становится, забываешь совсем о своих проблемах, короче кайф ловишь и они не опасные совсем! На, попробуй! Сказала Даша и протянула Кате сигарету. Как поступить Кате?
Упражнение «Письмо в редакцию»
Цель - формирование навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи сверстнику.
Представьте, что все мы - это редакция молодежной газеты или журнала, и нам в редакцию пришло письмо от подростков разного содержания. Наша с вами задача написать ответ на письмо, (подсказать подросткам, как поступить в данных ситуациях, разрешить возникшую ситуацию).
1. ( Катя 18 лет)
Уважаемая редакция! Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики. Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: « А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в техникум. Я вынуждена прятаться, сижу дома. Что мне теперь делать?
2. (Марина, 16 лет)
Уважаемая редакция! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком. Посоветуйте как?
3. ( Оля 17 лет)
Уважаемая редакция! Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем- то шепчутся, куда – то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев принимает наркотики и ей это нравится. Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действия ми испорчу наши отношения. Как мне поступить?
Упражнение "Личность зависимого человека"
Цель: формирование позитивного отношения подростков к своему здоровью.
Каждому участнику предлагается отметить качества, характеризующие человека, употребляющего психоактивные вещества. То есть составьте словесный портрет человека употребляющего ПАВ.
Список качеств:
· Неуравновешенный
· Угрюмый
· Безучастный
· Непосредственный
· Слабовольный
· Невыносимый
· Эгоистичный
· Беспомощный
· Распущенный, не умеющий владеть собой
· Нервный
· Замкнутый
· Боязливый
· агрессивный
Обсуждение: Легко ли было выполнять данное упражнение?
Упражнение «Чувства»
Цель: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком.
Приблизительные ответы учащихся:
· раздражение
· возмущение
· жалость
· обида
· презрение
· недоверие
· вина
· ответственность
· сочувствие
· интерес
· отвращение
· понимание
· сожаление
· уважение
Упражнение: «Для чего мне быть здоровым?»
Цель: Осознание учащимися необходимости сохранения и поддержания здоровья. По очереди (цепочкой) каждый из вас отвечает для чего ему быть здоровым.
Примерные ответы:
· Заниматься спортом
· Не принимать психоактивные вещества
· Вести ЗОЖ
· Избегать неприятностей и конфликтов
· Выбирать для общения «беспроблемную» компанию
· Радоваться каждому дню
· Закаляться
Ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Подведение итогов занятия.
Выработка рекомендаций.
Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте с вами подведем итоги нашей работы. Сейчас каждый из вас ответит на мои вопросы:
· что нового я узнал на занятии?
· какие эмоции я испытывал во время занятия?
· мне понравилось во время занятия?
· неожиданным для меня на занятии было?
· мне не понравилось?
Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья!
Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.