Тренинг «Моя семья – моя опора»
Участники: учащиеся и родители
Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях
в современных семьях.
Задачи:
· Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
· показать важную роль ценностей в каждой семье;
· способствовать формированию положительного понимания семейных ценностей;
· развивать коммуникативные навыки;
· создать доброжелательную, доверительную атмосферу в группе, предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга.
Ожидаемый результат:
· самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции, формирование навыков работы в группах;
· развитие рефлексивных особенностей, снятие напряжения, выявление семейных ценностей, сплочение членов семьи оказание позитивного влияния на участников встречи.
Необходимые материалы и оборудование:
листы бумаги писчей, скотч, листы бумаги на каждого участника,
карандаши простые, ластики, фломастеры, листы ватмана, компьютер, проектор.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Вступительное слово ведущего.
«Семья - это маленькая вселенная». (В.А. Сухомлинский).
Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека люди выбирают в спутники жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а другая не справляется с трудностями? Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему. И начнем мы со знакомства. Многие из вас уже знакомы. Но многие и впервые видят друг друга, для того, чтобы нам было комфортно общаться, мы познакомимся, а сделаем это таким образом.
Упражнение на знакомство «Мое имя» (время:10 минут)
Все участники сидят в кругу. По цепочке, каждый участник произносит: «Меня зовут …» Мое имя носил известный человек, который прославился тем, что …» Если сам участник не знает, что сказать, ему помогают все.
Принятие правил группы (время: 5 мин.)
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимы правила, которые будут соблюдаться всеми:
· активность;
· доброжелательность и уважение
· «здесь и теперь». Все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе.
· «СТОП». Если кто-то не хочет говорить или обсуждать вопрос, а к нему обращаются, он может не обсуждать, сказав «стоп»
· «Я- высказывания». Говорить только от себя, высказывать только свое мнение.
· запрет давать оценку. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты неправильно думаешь..», а говорим: «я с тобой не согласен», или «у меня иная точка зрения»;
Анализ упражнения:
В какой степени предложенные правила ясны участникам?
Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Ведущий:
Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. А что же такое
семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Упражнение «Мозговой штурм». (время: 5 минут)
Ведущий на доске записывает ассоциации, вызывающие словом «семья». Затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья.
Идет зачитывание каждой группой определений. Далее ведущий зачитывает определения слова из толкового словаря. Комментарий: «Вы в принципе все правильно понимаете значение слова, потому что оно близко к толкованию его в словаре.
Анализ упражнения:
Были ли разногласия внутри групп при работе? Каким образом
приходили к общему решению? Легко ли было справиться с работой?
Упражнение «Поговорим об обязанностях» (время: 15 минут)
Теперь они должны представить себя в роли «детей» и «родителей», т.е. смотреть на задание их глазами. А задание такое: они составляют список своих обязанностей и предъявляют их друг другу.
Анализ упражнения:
Было ли легко Вам работать над «обязанностями»?
А что все-таки приятнее: «иметь право» или «быть обязанным»?
Что лучше: брать или отдавать?
Упражнение «Согласен – не согласен». (время: 10 мин.)
На полу проводится черта, которая делит помещение на 2 полюса. По две стороны черты – условные «родители» и «дети». Ведущий предлагает участникам утверждение, с которым можно согласиться или не согласиться. Причем, чем ближе к черте, тем больше согласен участник с утверждением, а чем дальше от нее – тем больше не согласен. Каждый имеет право прокомментировать свою позицию.
Утверждения:
- Родители всегда должны нести ответственность за проступки детей;
- Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан;
- Чем больше проблем встречается в жизни детей – тем самостоятельнее
они станут во взрослой жизни;
- Наказание - это проявление гнева и нелюбви со стороны родителей, а
не ответственность ребенка за свои провинности и проступки;
- Наказание – весьма эффективный способ воспитания ребенка.
Анализ упражнения:
- Легко ли было принять решение и определиться с позицией?
Существуют ли наказания в вашей семье
Упражнение «Семейные ценности» (время: 20 мин.)
Участникам предлагается презентация «Семейные ценности». Для работы нужно разделиться на столько групп, сколько понятий будут обсуждаться. В данной ситуации их 12. Поэтому делимся методом названиям месяцев года рассчитайся. Каждая группа получает карточки с названием семейной ценности. На доске – солнышко с 12 лучами. На каждом луче дана расшифровка ценностей. Задание: посовещаться с группой 10 секунд и найти правильное место для своей карточки. На слайдах сначала будет появляться характеристика ценности, и только затем открываться само слово (понятие):
1. СОПЕРЕЖИВАНИЕ
2. РАВЕНСТВО
3. ПОДДЕРЖКА
4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ
5. КОМПРОМИСС
6. ЛЮБОВЬ
7. ВЕРНОСТЬ
8. НЕЖНОСТЬ
9. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
10. ПРИЗНАНИЕ
11. ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ
12. ДОВЕРИЕ
На доске появляется картинка
Описание
(на каждом луче)
понятие
Упражнение «Клубок проблем» (время: 10 мин.)
Ведущий предлагает всем подумать, есть ли у них проблемы в отношении с родителями или детьми? Наверное, проблемы есть у всех, но они у всех разные, а, возможно, есть и общие проблемы. Клубок ниток начинает наматывать на указательный палец тот, кто первый назвал проблему. Затем все, по очереди, кто считает, что такая проблема действительно существует, наматывают на свои пальцы нить, передавая клубок на противоположную сторону или соседу. Так, с перечислением ряда проблем формируется «паутина», из которой порой трудно освободиться! Идет обсуждение! Ведущий берет ножницы и разрезает все нити по кругу, что означает, что если вместе подумать и поговорить, то можно эту паутину и разорвать.
Упражнение «Копилка идей по укреплению семьи» (время: 5-10 мин.)
Все участники пишут на листке бумаги идею, которая, по их мнению, способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми, и опускают ее в ящик или мешок (или приклеивают к доске). Затем ведущий по очереди вытаскивает идею, озвучивают ее и все вместе дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение!
Рефлексия.
Все сидят в круге. Ведущий предлагает всем участникам (по цепочке) закончить фразу: «День сегодня прошел не зря, потому что…..»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.