Данный материал можно использовать на уроках русского языка в качестве небольшой самостоятельной работы для проверки степени усвоения полученных знаний. Карточки даны в нескольких вариантах по уровням сложности. Задания также разнообразны в зависимости от степени обученности учащихся. Задания охватывают весь изученный материал по имени существительному.
Имя cуществительное.doc
Карточка 1
Спиши.
Кто на чём писал?
В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных
табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для
письма часто использовали кожу животных – пергамент. Таких книг сохранилось много.
В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.
Карточка 2
Выпиши существительные в два столбика: в 1й – те, которые отвечают на вопрос кто?
во 2ой те, которые отвечают на вопрос что?
Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Карточка 3
Выпиши существительные в два столбика: в 1й – те, которые отвечают на вопрос кто?
во 2ой те, которые отвечают на вопрос что?
Курица – курятник, строитель постройка, трактор – тракторист, сторож – сторожка,
борьба – борец, чтение – читатель.
Карточка 4
К данным словам подбери и напиши слова, противоположные по значению.
Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча, друг, восход, труженик,
мудрец, мир, сказка, веселье.
Слова для справок: заход, бедность, чернота, бедняк, глупец, лентяй, разлука,
трус, карлик, жадность, враг, война, быль, скука. Карточка 5
Выпиши существительные в два столбика: в 1й – с окончаниями а, я,
во 2ой – оканчивающиеся на ь.
Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча,
дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, берёза.
Карточка 6
Спиши имена существительные. Определи их род.
Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь,
пень, день, тень, медведь, пристань.
Карточка 7
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён существительных.
Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай,
п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, д…рога, р…бина, м…локо.
Карточка 8
Спиши. Подчеркни имена существительные. Определи их род.
Притворщица
В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно
заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось.
Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра
она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по
зоопарку.
Карточка 8
Спиши.
Притворщица
В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно
заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось.
Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра
она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.
Карточка 9
От данных существительных при помощи суффикса инк образуй существительные
женского рода.
Образец: песок – песчинка.
Снег, пух, сор, роса, крупа, изюм, горох, дождь, солома, трава.
Карточка 10
Спиши имена существительные. Определи их род.
Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта,
сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.
Карточка 11
К данным существительным подбери близкие по значению слова.
Перстень …
Зной …
Укрепление …
Граница …
Мрак …
Залив …
Удача …
Занавес …
Обязанность …
Безмолвие …
Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота,
штора, рубеж.
Карточка 12
Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по
значению. Определи их род.
1. Труд кормит, а лень портит. 2. Худой мир лучше доброй ссоры.
3. Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.
4. Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.
5. Ученье – свет, а неученье – тьма.
Карточка 13
Напиши данные словосочетания в единственном числе.
Образец: румяные яблоки – румяное яблоко.
Румяные яблоки, махровые полотенца, детские одеяла, чайные блюдца, высокие тополя,
широкие проруби, белые простыни, стальные рельсы.
Карточка 14
Напиши данные существительные во множественном числе.
Образец: семья – семьи.
Семья, певец, судья, скамья, копьё, ружьё, платье, устье, стул, крыло, перо, стук, звено,
муравей, соловей, ручей.
Карточка 15
Напиши данные словосочетания во множественном числе.
Образец: серая мышь – серые мыши.
Серая мышь, лесной шалаш, острый нож, высокий этаж, цветной карандаш, нежный
ландыш, колючий ёж, усатый морж.
Карточка 16
Составь и напиши словосочетания с существительными в родительном падеже с
данными предлогами.
Добрался (до) город, слетел (с) голова, вылетел (из) гнездо, написал (без) ошибка,
приготовил (для) брат, посидел (у) ручей, отплыл (от) берег, вырос (около) забор.
Составь и напиши словосочетания с существительными в родительном
падеже. Ветка (рябина), крыша (дом), привет (друг), полёт (шмель), вершина (гора),
шкура (овца), запах (трава), работа (отец), стакан (молоко), берег (море),
луч (солнце), платье (сестра).
Спиши. Определи род выделенных существительных.
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для – ежа,
Эта долька для – стрижа,
Эта долька для – бобра,
А для волка – кожура.
Образец: ходить в музей, ходить в школу.
Ходить (музей, школа), взобраться (крыша, холм), перелететь (полюс,
граница), сделать (месяц, неделя), рассказать (зоопарк, экскурсия).
Составь и напиши словосочетания с существительными в дательном падеже,
употребляя, где нужно, предлоги.
Подарить (школа), побежать (земля), радоваться (солнце), приказать (воины),
плыть (озеро), поехать (друг), прислушаться (совет), гулять (парк).
Спиши. Подчеркни существительные в дательном падеже.
1. Рыбе нужна чистая вода, птице необходим простор, а зверю – лес, степь,
горы.
2. Свет и вода необходимы и дереву, и кустарнику, и траве. А всем
огородным растениям нужна ещё и хорошо обработанная почва. Спиши. Подчеркни имена существительные в творительном падеже.
Природа щедро одарила землю цветами. Гладь озёр она разукрасила
кувшинками. Луга и леса она осыпала ромашками и ландышами. Скромными
маками украшены суровые северные острова. К вершинам гор она забросила
лаванду.
Составь и напиши словосочетания, изменяя существительные по смыслу.
Дружит с (природа), нашёл под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за
(река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле),
положил под (подушка).
Спиши. Подчеркни существительные в творительном падеже.
Нарядился бык утёнком, медвежонок жеребёнком.
Белка – волком, лань – орлом, жук – собачкой, гусь – слоном.
Грач – свиньёй, червяк – мартышкой.
А индюк решил быть сразу львом, слоном и дикобразом.
На весёлый карнавал только суслик не попал.
Спиши. Подчеркни существительные в предложном падеже.
С давних времён люди мечтали о полёте в космос. В сказке, в мечте, в
песнях давно побывал человек и на Луне, и на Солнце, и на далёких звёздах.
Спиши. Определи падеж выделенных существительных.
Каждое утро мы ходим в школу. В школе мы узнаём много нового.
Володя сидит за первой партой. Он положил на парту свои книги.
Платье висит в шкафу. Володя аккуратно повесил в шкаф свои вещи.
Книги лежат на столе. Мы положили книги на стол.
Спиши. Определи падеж выделенных существительных.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Спиши, приписывая близкие по смыслу выражения.
Образец: знать как свои пять пальцев – знать очень хорошо.
1. Обвести вокруг пальца.
2. По пальцам можно сосчитать.
3. Попасть пальцем в небо.
4. Высасывать из пальца.
Слова для справок: обмануть, придумывать чтото, неудачно сказать,
очень мало.
Спиши, вставляя нужное слово.
Выйти сухим из … . Толочь … в ступе. Много … утекло. Тише … , ниже
травы.
Напиши слова в два столбика. В 1й – слова, в которых Ь указывает на
мягкость согласных. Во 2ой слова, в которых Ь стоит после шипящих.
Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель,
мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать,
скатерть, мелочь.
Напиши слова в два столбика. В 1й – слова с твёрдым шипящим на конце. Во
2ой – слова с мягким шипящим на конце.
Грош, душ, сыч, муж, лещ, грач, гараж, мяч, плащ, меч, ковш, мякиш, богач,
силач, луч, рубеж, стаж крепыш, тягач.
Спиши. Обозначь род существительных с шипящими на конце.
Неправда – ложь, граница – рубеж, соревнование – матч, трепет – дрожь,
ерунда – чушь, команда – экипаж, сила – мощь, призыв – клич, здоровяк –
крепыш.
Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце. Колосится золотистая … . Много лет мой отец работает на заводе. У него
большой … работы. Именительный … это начальная форма имени
существительного. … хороший строительный материал. Холодный …
полезен всем.
Слова для справок: душ, падеж, кирпич, стаж.
К словам подбери пару с противоположным значением.
Корка
Правда
Бедняк
Шум
Старики
Слабость
Ложь
Богач
Мощь
Мякиш
Тишь
Молодёжь
Образец: корка – мякиш.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Морж – крупное северное м…рское ж…вотное. У него усатая морда с
клыками. Морж – прекрасный пловец.
М…ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием зимой.
Человек – морж тоже не б…ится л…дяной в…ды.
Спиши, располагая части текста в таком порядке, чтобы получился связный
рассказ.
Неудачливый охотник
Вдруг на льдине появился белый медведь. Он решил напасть на молодого
моржа.
В эту же минуту моржисторожа громко заревели. С разных сторон к
врагу попрыгали клыкастые самцы.
На льдине отдыхала стая моржей. Они мычали, ревели, хрюкали и даже
ржали.
Белый разбойник еле ноги унёс.
Переделай предложения по образцу. Образец: На небе луна. – На небе нет луны.
У меня есть собака. У нас в классе есть живой уголок. В нашем городе есть
хороший бассейн. В нашей школе есть хорошая футбольная команда.
Данные словосочетания замени по образцу.
Образец: дубовая кора – кора дуба.
Кленовые листья, городские улицы, солнечные лучи, капустный лист, морской
берег, лисья нора, народное достояние, ночная тишина, барсучий нос,
сосновый запах.
Спиши. Подчеркни существительные в дательном падеже.
Около села был большой овраг. По весне потоки воды размывали его
склоны. Голова оврага разрезала поле и подобралась к деревне. Как помочь
беде?
Школьники высадили по склону оврага тоненькие прутики вишни. Они
прижились. Через несколько лет овраг стал прекрасным садом. Сладкие
ягоды из сада пришлись всем по вкусу.
Спиши пословицы, употребляя слова из скобок в единственном числе.
На чужбине и (калачи) не в радость. (Друзья) за друга в огонь бросается. Как
ни долга (ночи), а рассвет будет. Хорошую (речи) хорошо и слушать. Каждая
(вещи) хороша на своём месте. Терпение и (труды) всё перетрут.
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя существительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.