Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»
Оценка 4.7

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
25.01.2017
Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»
Урок «Тепловые явления» завершает изучение раздела «Термодинамика». Урок-соревнование, используемый при обобщении раздела помогает повторить и систематизировать изученное, развивать творческие способности, самостоятельность, уважение к окружающим, интерес к предмету. Данный урок вносит в учебный процесс элемент разнообразия. При подготовке к занятию студенты используют дополнительную литературу.
rabota3.doc.docx
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Сорочинский ветеринарный техникум – филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления» Автор: Стрекалова М.Е. г. Сорочинск­2015 Содержание Аннотация Введение 1. Методика подготовки к уроку а/ Подготовка преподавателя к уроку,  б/ Подготовка студентов к уроку. 2. План урока. 3. Методика проведения урока. 4. Заключение. 5. Примечание. 6. Литература. Аннотация Методическая разработка «Тепловые явления» содержит 16    листов    машинописного текста. Методическая   разработка   адресована   преподавателям   физико­ математических  дисциплин   в помощь  проведения  уроков  нетрадиционных форм. Введение Тема: «Тепловые явления» завершает изучение раздела «Термодинамика». Урок­соревнование,   используемый   при   обобщении   раздела   помогает повторить и систематизировать изученное, развивать творческие способности, самостоятельность, уважение к окружающим, интерес к предмету. Данный урок   вносит   в   учебный   процесс   элемент   разнообразия.   При   подготовке   к занятию студенты используют дополнительную литературу. Методическая   разработка   урока   предназначена   в   основном   для совершенствования   нетрадиционных   форм   проведения   уроков преподавателей общеобразовательных дисциплин. Методика подготовки к уроку а/ Подготовка преподавателя к уроку: • • • •  Изучение основной и дополнительной литературы по теме;  Подготовка для студентов списков необходимой литературы;  Преподаватель делит группу на три команды и в каждой назначает  капитан;  Преподаватель составляет план урока; •  Оформляет кабинет: портреты Ломоносова, Джоуля, выставка книг о Ломоносове, плакат: «Может собственных Платонов И быстрых разумов  Невтонов Российская земля рождать. Ломоносов М. В. (1711 ­ 1765)  б/ Подготовка к уроку студентов: • • •  Команды читают дополнительную литературу по теме;  изучают историю жизни Ломоносова;  готовят интересные вопросы соперникам План урока Тема: Тепловые явления. Вид урока: урок­зачет. Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний. Цели:                        «Термодинамика»; ­ обобщить, повторить, систематизировать знания по теме ­ ­  совершенствовать навыки решения задач различного  типа, расширить кругозор студентов, развивать устную  речь, коммуникативные способности, логическое  мышление, творческие способности, познавательный  интерес;     чувство ответственности   за   свои   действия,   любознательность, умение использовать полученные знания на практике и в жизни. воспитывать   интерес   к   предмету, Межпредметные связи: История, математика, биология, химия.  Методы: КМД, индивидуальная работа, метод­бригад, практический,  соревнование, словесный, самостоятельная работа, самоконтроля.  Форма проведения: урок­соревнование. Обеспечение занятий: 1. Плакат. 2. Портреты ученых. 3. Литература по данной теме. 4.  Карточки с заданиями. Литература: 1.  Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн.  Для учащихся. ­ М.: Просвещение, 1986. 2.  Карцев В.Л. Приключения великих уравнений. ­ 3­е изд. ­  М.: Знание, 1986. 3.  Ландау Л. Д., Китайгородский А.И. Физика для всех.  Движение, теплота. ­ 2­е изд. ­ М.: НаукаД965. 4.  Ланина И .Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя. ­ М.: Просвещение, 1985. Ход урока: 1.  Организационный момент. Санитарное состояние, внешний вид, готовность группы к уроку,  отметка отсутствующих. 2.  Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока. Порядок проведения урока. Мотивация. 3.  Основная часть. 1.  Конкурс «Термины! Формулы!». 2.  Конкурс «Порешаем!». 3.  Конкурс «Попробуй объяснить!». 4.  Конкурс «Понимаешь ли ты графики!». 5.  Конкурс «Поиск». 6.  Викторина «М.В. Ломоносов ­ великий сын России». 4. Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Методика проведения урока.  Организационный момент. 1. Преподаватель   обращает   внимание   на   внешний   вид   студентов,   их готовность   к   занятию;   делает   отметку   отсутствующих   на   занятиях студентов. 2. Вступительное слово преподавателя. Про теплоту начнем рассказ, Все вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! Мозги не доведем мы до плавленья, Их тренируем до изнеможенья! В учении проявим мы старание, Идей научных видя обаяние! Задачу мы любую одолеем И другу подсобить всегда сумеем! Историю науки изучаем И Ломоносова великим почитаем! И проявляем мы себя в труде, Как двигатель высоким КПД! Но как же жизнь бывает непроста С той дамой, что зовется: «Теплота»! Мы с вами закончили изучение раздела «Термодинамика» и как уже у нас принято в конце раздела мы проводим урок обобщения. Данный урок проведем   в   виде   соревнования   между   тремя   командами.   За   каждый конкурс   команды   получают   баллы.   По   итогам   конкурсов   будут выставлены   оценки   за   урок.   Мне   помогает   оценивать   конкурсы независимое жюри. И, так приступим! 3.  Основная часть. 1. Конкурс «Термины! Формулы!». Конкурс проводится в виде эстафеты, половина студентов соревнуется в знании терминов, половина ­ в знании формул. Оценивается быстрота и правильность   ответов.   Листики   с   заданиями   передаются   командам, дается старт эстафете. Участники команд, сидящие на первой парте, выполняют   первую   строчку   задания,   передают   второй   и   т.   д. Выполненное задание сдается в жюри. 2.  Конкурс «Порешаем!». Каждая команда получает по две расчетные задачи. Работу учащихся в команде   контролирует   один   член   жюри.   После   выполнения   первой задачи   всеми   членами   группы   один   из   студентов   сообщает   свой результат. Если результат у всех одинаковый и правильный, «куратор» выдает условие второй задачи. Если кто­либо получил иной результат (неверный), товарищи помогают отыскать ошибку, начисляют штрафные очки.   Победителем   считается   команда,   справившаяся   с   заданием быстрее других и с наименьшим количеством штрафных очков. 3.  Конкурс «Попробуй объяснить!». Командам   предлагаются   задания   объяснить   явления   из   окружающей жизни.   В   течение   короткого   времени   ребята   должны   их   выполнить. Неправильные ответы наказываются штрафными очками. 4.  Конкурс «Понимаешь ли ты графики?». Участники каждой команды берут по карточке, на которой изображен график, а рядом вопросы, на которые нужно ответить. 5.  Конкурс «Поиск». Команды   заранее   получили   задание   ­   найти   в   журналах,   книгах интересные   факты,   касающиеся   тепловых   явлений,   и   подготовить небольшие сообщения. 6.  Викторина «М.В. Ломоносов ­ великий сын России». Студенты отвечают на вопросы викторины. Каждый правильный ответ приносит очки команде. 4. Подведение итогов. Подводятся итоги каждого конкурса и выставляются оценки. Задается домашнее задание. Задания и вопросы конкурсам и викторинам Конкурс «Термины! Формулы!» Термины Формулы .1 Внутренняя энергия­определение 1 ,Q=(?)m(t2­t1) название неизвестной  величины, единица измерения 2. Количество теплоты ­определение 2.При плавлении: Q=(?)m название  неизвестной величины, единица измерения 3 .Парообразование­определение, способы парообразования... З.При парообразовании: Q=(?)m название неизвестной величины, единица  измерения 4. Тепловые двигатели ­определение,  виды... 4. При сгорании топлива: Q=(?)m название неизвестной величины, единица  измерения 5.КПД теплового двигателя ­ определение 5. С воды=420ОД ж/ к г * С. Что это число значит? Объяснить! 6.Плавление ­ определение 6.При конденсации (?)=L*m название  неизвестной величины, единица измерения Конкурс «Порешаем!» 1. Какое количество теплоты отдает стакан кипятка (250 см ), о остывая до температуры 14 °С? Ответ: 90,ЗкДж. 2.  Сколько   каменного   угля   нужно   сжечь,   чтобы   получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании л бензина объемом 6м? Ответ: 6,53т. 3.  Сколько   энергии   требуется   для   плавления   куска   свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 °С?  Ответ: 33,5 кДж. 4.  Какое   количество   теплоты   необходимо   сообщить   воде массой 10 г, взятой при температуре 0 °С, для того, чтобы нагреть ее до температуры кипения и испарить? Ответ: 27200 Дж. 5. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу, равную 2,3*105  кДж, и израсходовал при этом 2 кг бензина. Вычислите КПД этого двигателя. Ответ: 25%. 6. На сколько изменится температура воды, масса которой 22 кг,   если   ей   передать   всю   энергию,   выделившуюся   при сгорании керосина массой 10 г? Ответ: увеличится на 50С. Конкурс «Попробуй объяснить!» 1. Если   жидкость,   находящуюся   в   закупоренной   бутылке,   энергично встряхивать,   то   температура   повышается.   Почему   нагревается жидкость? 2.   Кирпич   кажется   на   ощупь   теплее,   чем   мрамор   при   той   же лучшими   материал обладает температуре. теплоизоляционными свойствами?   Какой     3.   Целесообразно ли в северных и средних широтах разводить сады в низинах? 4.   Если   в   мае   или   в   сентябре   днем   было   ясно,   а   вечером   небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозков? 5.   Почему в приморских странах климат умереннее, чем в областях, находящихся в глубине материков? 6.   Троллейбус   затормозил   и   остановился.   В   какой   вид   энергии превратилась кинетическая энергия троллейбуса? 7.   Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение лета Арктикой, значительно больше, чем получаемое той же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? 8.   На   чашки   рычажных   весов   поставили   и   уравновесили   стакан   с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось? 9.   Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы, по которым   подается   вода,   покрыты   капельками   воды,   тогда   как поверхность других труб сухая? 10.   Почему   не   кипит   вода   в   открытой   стеклянной   пробирке, опущенной в кипящую воду? Конкурс «Понимаешь ли ты графики?» 1.  По графику (рис. 1) определить: 1)  Какой процесс изображает график? 2)  Для какого вещества? 3)  Что происходит на участке АВ? 4)  Что происходит на участке СД? 2.  По графику (рис. 2) определить: 1) Какой процесс изображает график? 2)  Какова была температура вещества, когда начали  наблюдения? 3)  Через сколько минут температура перестала расти? 4)  Какой участок графика соответствует росту внутренней  энергии? 3. По графику (рис. 3) определить: 1)  Для какого вещества составлен график? 2)  Сколько времени охлаждалось вещество от 20 °С до  температуры кристаллизации? 3)  Сколько времени длился процесс кристаллизации?                    4) О чем говорит участок графика ДЕ? Викторина «М. В. Ломоносов ­ великий сын России»   электричество, 1. Kтo назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? ( Пушкин А. С.) 2.   Назовите   науки,   в   которых   Ломоносов   оставил   свой   след.   (Оптика, теплота,   искусство, география,   металлургия,   история,   химия,   философия,   литература, геология,   астрономия.   Пушкин   писал,   что,   «соединяя   необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.   Жажда   науки   была   сильнейшей   страстью   сей   души, исполненной страстей».)   тяготение,   метеорология, 3.   Назовите   дату   и   место   рождения   Ломоносова.  (8   ноября   в   деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.) 4.   Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу?  {Трое наиболее   подготовленных   студентов­Ломоносов,   Виноградов   и   Рейзер   ­ были   отправлены   за   границу   для   обучения   горному   делу   и   для прохождения общего курса наук.) 5.   В апреле 1745г. Ломоносов подал рапорт о назначении его профессором химии.   Каков   был   ответ   Академии?  (3   мая   1745   г.   конференция согласилась с тем, что он достойный кандидат на профессорское звание, и предложила ему написать и защитить диссертацию по металлургии. В июне   диссертация   «о   светлости   металлов»   была   готова.   Его   работы были отосланы Эйлеру и получили восторженный отзыв. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором.) 6.   Какой завод был пущен в России в 1753г. благодаря огромным усилиям Ломоносова?  (Первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт­Петербургом.) 7.   Когда был открыт первый русский университет, чье имя он носит?  (В апреле   1755   г.   Московский   университет   был   открыт,  Ломоносов   сам создавал его проект. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.) 8.   Кто сказал о Ломоносове: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном»? (Белинский В.Г.) 9.   Автором,   какого   всеобщего   закона   является   Ломоносов?  (Закона сохранения материи и движения. «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что­либо прибавится к чему­либо, то столько же отнимется от чего­то другого».) Заключение Урок­соревнование   по   теме   «Тепловые   явления»   проходит   активно, эмоционально.   Каждый   студент   занят   делом,   ему   некогда   отвлекаться. Студенты   при   подготовке   и   проведении   урока   приобретают   необходимые знания   и   умения   по   данной   теме.   Данный   урок   способствует   обобщению, систематизации и закреплению, полученных на других уроках, знаний. Различные методы, которые применяются на уроке способствуют лучшему усвоению знаний. В течении урока обеспечивается научность и доступность. Литература 1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов:  Кн. Для учащихся. ­ М.: Просвещение, 1986. 2. Карцев B.J1. Приключения великих уравнений. ­ 3­е изд.  М.: Знание, 1986. 3. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Движение, теплота. ­ 2­е изд. ­ М.: Наука, 1965. 4. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов  учащихся на уроках физики: Кн. Для учителя. — М.  Просвещение, 1985.

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»

Частная методика проведения урока по физике на тему: «Тепловые явления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017