О, чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом для страха.
Автору приходилось встречаться с шестилетним мальчиком, у которого в комнате, в старом шкафу, жило 32 гнома. Самый большой гном был ростом с диванную подушечку, самый маленький — с ноготь большого пальца. Вечером, когда мальчика укладывали спать, гномы вереницей выходили из шкафа и отправлялись на поиски сокровищ. Гномы были злые и очень сердились, если мальчик не ставил им на ночь блюдце с молоком и хлебными крошками.
Чего дети боятся?
О, чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или
ситуация может стать объектом для страха.
Автору приходилось встречаться с шестилетним мальчиком, у которого в
комнате, в старом шкафу, жило 32 гнома. Самый большой гном был ростом с
диванную подушечку, самый маленький — с ноготь большого пальца. Вечером,
когда мальчика укладывали спать, гномы вереницей выходили из шкафа и
отправлялись на поиски сокровищ. Гномы были злые и очень сердились, если
мальчик не ставил им на ночь блюдце с молоком и хлебными крошками.
Девочка Лена одиннадцати лет боялась белого снежного человека, который по
ночам играл на несуществующем рояле в соседней с ней комнате на втором
этаже старого деревенского дома. Снежный человек хотел схватить Лену и куда
то ее унести.
У десятилетней Ани весь дом был населен разнообразными привидениями. Они
жили в вентиляционной трубе, за занавесками, под кроватью, даже за унитазом.
Все они вынашивали неясные, но, несомненно, злобные замыслы. Когда мамы не
было дома, передвижение Ани по квартире превращалось в увлекательное,
леденящее душу приключение.
Очень часто дети боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков. В
темноте, ночью выходили на охоту известные и неведомые враги, и только узкий
кружок, освещенный пламенем костра, отделял древних людей от гибельных
ночных страхов, от ужасной и непонятной смерти.
Потом темнота скрывала демонов и духов, вампиров и оборотней, русалок и
фамильных привидений. Все это по сей день живет в сказках, в книгах и в
кинофильмах, живет в фантазиях наших детей, в их страхах.
Как уже говорилось,
довольно часто дети дошкольного возраста
боятся животных. Насекомых, пауков и червей дети боятся только тогда, когда
их боится ктото из значимых взрослых.
Многие дети панически боятся грозы.
Реже, чем у взрослых, но все же встречается у детей страх заразиться, заболеть
какимнибудь инфекционным заболеванием. Так, мне пришлось консультировать
девятилетнего ребенка, который отказывался даже приближаться к самым
мирным и Доброжелательно настроенным животным. После внимательной и
продолжительной беседы выяснилось, что боится мальчик вовсе не кошек и
собак самих по себе, а смертельного заболевания, которое они переносят, —
бешенства.
Страх смерти у маленьких детей (5–6 лет) может принимать самые причудливые
формы.
Так, одна моя маленькая пациентка очень боялась, что потерявшаяся иголка
незаметно воткнется в ее тело и както доползет до сердца. По двадцать раз на
дню она пересчитывала иголки в игольнице и впадала в отчаяние, если
обнаруживалась недостача.
Относительно новый детский страх, напрямую спровоцированный средствами
массовой информации, — страх маньяка. Детидошкольники не очень хорошо
представляют себе, что такое маньяк, и иногда все это принимает форму игры.
Ктото из детей указывает на чемто выделяющегося (с точки зрения этого
ребенка) человека и шепотом сообщает остальным, что это маньяк. Большинстводетей реагируют на сообщение возбужденным визгом и быстро забывают об этом
эпизоде, но ктото один может всерьез и надолго испугаться.
Специфические страхи имеются у школьников и подростков. Как уже
говорилось, они часто связаны с социальной жизнью детей.
Например, очень распространен страх ответа у доски или просто устного ответа
перед классом. Как правило, такой ребенок вполне нормально справляется с
письменными заданиями и в личной беседе с родителями или учительницей
может удовлетворительно ответить на все вопросы. Но сама ситуация у доски
как будто затыкает ему рот.
В целом же детские страхи никакой типизации не поддаются и индивидуальны
так же, как индивидуальна и фантазия ребенка. Для оценки состояния ребенка
и определения методов коррекции важно не столько содержание, сколько
причина, количество и тяжесть проявления страхов. К тому же страхи имеют
тенденцию переходить один в другой: в прошлом году дошкольник Вася боялся
собак, а в этом подружился с соседским псом, но теперь боится автомобилей, и
маме приходится вести его из школы кружным путем, чтобы попасть на
оснащенные светофорами перекрестки.