Чего дети боятся?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

О, чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом для страха. Автору приходилось встречаться с шестилетним мальчиком, у которого в комнате, в старом шкафу, жило 32 гнома. Самый большой гном был ростом с диванную подушечку, самый маленький — с ноготь большого пальца. Вечером, когда мальчика укладывали спать, гномы вереницей выходили из шкафа и отправлялись на поиски сокровищ. Гномы были злые и очень сердились, если мальчик не ставил им на ночь блюдце с молоком и хлебными крошками.
Иконка файла материала Чего дети боятся.doc
Чего дети боятся? О, чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом для страха. Автору   приходилось   встречаться   с   шестилетним   мальчиком,   у   которого   в комнате, в старом шкафу, жило 32 гнома. Самый большой гном был ростом с диванную подушечку, самый маленький — с ноготь большого пальца. Вечером, когда   мальчика   укладывали   спать,   гномы   вереницей   выходили   из   шкафа   и отправлялись на поиски сокровищ. Гномы были злые и очень сердились, если мальчик не ставил им на ночь блюдце с молоком и хлебными крошками. Девочка Лена одиннадцати лет боялась белого снежного человека, который по ночам   играл   на   несуществующем   рояле   в   соседней   с   ней   комнате   на   втором этаже старого деревенского дома. Снежный человек хотел схватить Лену и куда­ то ее унести. У десятилетней Ани весь дом был населен разнообразными привидениями. Они жили в вентиляционной трубе, за занавесками, под кроватью, даже за унитазом. Все они вынашивали неясные, но, несомненно, злобные замыслы. Когда мамы не было   дома,   передвижение   Ани   по   квартире   превращалось   в   увлекательное, леденящее душу приключение. Очень   часто   дети   боятся темноты.   Этот   страх   пришел   к   нам   от   предков.   В темноте, ночью выходили на охоту известные и неведомые враги, и только узкий кружок,   освещенный   пламенем   костра,   отделял   древних   людей   от   гибельных ночных страхов, от ужасной и непонятной смерти. Потом   темнота   скрывала   демонов   и   духов,   вампиров   и   оборотней,   русалок   и фамильных   привидений.   Все   это   по   сей   день   живет   в   сказках,   в   книгах   и   в кинофильмах, живет в фантазиях наших детей, в их страхах. Как   уже   говорилось,   довольно   часто   дети   дошкольного   возраста боятся животных. Насекомых, пауков и червей  дети боятся только тогда, когда их боится кто­то из значимых взрослых. Многие дети панически боятся грозы. Реже, чем у взрослых, но все же встречается у детей страх заразиться, заболеть  каким­нибудь инфекционным заболеванием. Так, мне пришлось консультировать девятилетнего   ребенка,   который   отказывался   даже   приближаться   к   самым мирным   и   Доброжелательно   настроенным   животным.   После   внимательной   и продолжительной   беседы   выяснилось,   что   боится   мальчик   вовсе   не   кошек   и собак  самих  по  себе, а смертельного  заболевания, которое  они  переносят, — бешенства. Страх смерти  у маленьких детей (5–6 лет) может принимать самые причудливые формы. Так,   одна   моя   маленькая   пациентка   очень   боялась,   что   потерявшаяся   иголка незаметно воткнется в ее тело и как­то доползет до сердца. По двадцать раз на дню   она   пересчитывала   иголки   в   игольнице   и   впадала   в   отчаяние,   если обнаруживалась недостача. Относительно   новый   детский   страх,   напрямую   спровоцированный   средствами массовой   информации, —   страх маньяка.   Дети­дошкольники   не   очень   хорошо представляют себе, что такое маньяк, и иногда все это принимает форму игры. Кто­то   из   детей   указывает   на   чем­то   выделяющегося   (с   точки   зрения   этого ребенка) человека и шепотом сообщает остальным, что это маньяк. Большинстводетей реагируют на сообщение возбужденным визгом и быстро забывают об этом эпизоде, но кто­то один может всерьез и надолго испугаться. Специфические   страхи   имеются   у   школьников   и   подростков.   Как   уже говорилось, они часто связаны с социальной жизнью детей. Например, очень распространен страх ответа у доски  или просто устного ответа перед  классом.  Как  правило,  такой  ребенок  вполне  нормально  справляется  с письменными   заданиями   и   в   личной   беседе   с   родителями   или   учительницей может удовлетворительно ответить на все вопросы. Но сама ситуация у доски как будто затыкает ему рот. В целом же детские страхи никакой типизации не поддаются и индивидуальны так же, как индивидуальна и фантазия ребенка. Для оценки состояния ребенка и   определения   методов   коррекции   важно   не   столько   содержание,   сколько причина, количество и тяжесть проявления страхов. К тому же страхи имеют тенденцию переходить один в другой: в прошлом году дошкольник Вася боялся собак, а в этом подружился с соседским псом, но теперь боится автомобилей, и маме   приходится   вести   его   из   школы   кружным   путем,   чтобы   попасть   на оснащенные светофорами перекрестки.