Мы все хотим вырастить здоровых, умных и развитых детей. Некоторые полагают, что музыкальное образование в этом деле хорошая подмога. А как обстоит дело в действительности? Как музыка влияет на подрастающее поколение? Фото: pixabay.com «Эффект Моцарта» — будто бы мы становимся умнее, слушая музыку этого композитора — похоже, «приказал долго жить». Исследователи так и не обнаружили весомых подтверждений популярной пару десятков лет назад теории. А учёные из Венского университета вообще назвали эффект мифом.
Чем полезна музыка детям?
Мы все хотим вырастить здоровых, умных и развитых
детей. Некоторые полагают, что музыкальное
образование в этом деле хорошая подмога. А как
обстоит дело в действительности? Как музыка влияет на
подрастающее поколение? Фото: pixabay.com «Эффект
Моцарта» — будто бы мы становимся умнее, слушая
музыку этого композитора — похоже, «приказал долго
жить». Исследователи так и не обнаружили весомых
подтверждений популярной пару десятков лет назад
теории. А учёные из Венского университета вообщеназвали эффект мифом. Тем не менее есть данные, что
прослушивание музыки помогает детям решать
головоломки и некоторые умственные задачи, связанные
с пространственновременными рассуждениями. Таким
образом, слушая музыку, ребёнок не станет гением, но
пользу, безусловно, получит. Может быть, интеллект
повышает игра на музыкальных инструментах?
Сосредоточенные в этом направлении исследования
оценивают успехи осваивающих инструмент детей и
сравнивают их с достижениями в других направлениях.
Эта идея, известная как «эффект переноса», популярна
среди родителей. Многие из тех, чьи чада посещают
музыкальные кружки и школы, не ожидают от детейвосхождения на вершину музыкального Олимпа, но
полагают, что занятия помогут хорошо учиться и
достичь результатов в других отраслях. Увы, с
фактическими доказательствами у этого эффекта, как и
у предыдущего, «не густо». Но это не означает, что
занятия музыкой — пустая трата времени. Исследования
показывают, что музыкальное образование способствует
формированию структуры мозга и улучшает мелкую
моторику. Барабанщик, преподаватель и исследователь в
области психологии музыки и танца из университета
Хартфордшира Дон Роуз (Dawn Rose) считает обучение
музыкальным навыкам полезным для детей. Она
попыталась оценить воздействие музыки на социальноэмоциональное развитие ребёнка, включающее
жизненный опыт, самовыражение и управление
эмоциями, способность формировать положительные и
полезные отношения с другими людьми. Все дети,
которые приняли участие в исследовании, посещали
обычные школьные уроки музыки. Примерно половина
приступила к индивидуальному обучению игре на
музыкальном инструменте. Как утверждает Дон Роуз,
получавшие индивидуальные уроки музыки дети лучше
остальных понимали свои цели и оценивали
возможности, решали проблемы, использовали в
непривычных ситуациях логику и выявляли
закономерности. Родители и учителя «музыкальных»детей отметили у них снижение уровня тревожности и
меньшую сосредоточенность на личных проблемах. Эта
тенденция подтверждается исследованием взрослых
музыкантов, которые высоко ценят не только
профессию, но и её социальное окружение: поездки,
культурное общение, возможность творческого развития.
Таким образом, обучение детей музыке — несомненно,
полезно. Скорее всего, оно не сделает ребёнка
выдающимся учёным или талантливым изобретателем, но
очень поспособствует развитию способностей и
социальному благополучию, поможет найти себя и
приобрести навыки командной работы ради достижения
общих целей.