"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Оценка 4.9

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
ppt
русская литература
8 кл
01.04.2018
"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Презентация к разработке урока литературы по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека". Урок предназначен для изучения нового материала в 8 классе, а также для повторения ранее изученного материала в 11 классе.
Судьба человека.ppt

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«Если вы действительно хотите «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия понять, почему Советская Россия одержала великую победу во одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»». рассказ «Судьба человека»».

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«Чем жив человек ?» «Чем жив человек ?» »» М.А. М.А. Шолохов Шолохов «Судьба «Судьба человека человека

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
История создания рассказа История создания рассказа «Судьба человека» «Судьба человека» Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека». Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Особенности жанра Особенности жанра Рассказ –Эпопея  Рассказ –Эпопея  повествовательное произведение       повествовательное произведение        небольшого  объема  с малым  небольшого  объема  с малым  количеством героев и  количеством героев и  кратковременностью  кратковременностью  изображаемых событий. изображаемых событий. НО: по биографии героя можно  НО: по биографии героя можно  проследить основные этапы  проследить основные этапы  пути, пройденного всей страной,  пути, пройденного всей страной,  всем народом. всем народом. ЭПОПЕЙНОСТЬ  ЭПОПЕЙНОСТЬ  РАССКАЗА РАССКАЗА

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Композиция рассказа Композиция рассказа «Судьба человека» «Судьба человека» - рассказ в рассказе - рассказ в рассказе Для чего? Для чего? Что утратил бы рассказ, если бы Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось повествование велось непосредственно от автора? непосредственно от автора?

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
В 1950­е публикует  В 1950­е публикует  рассказ "Судьба  рассказ "Судьба  человека".  человека".  В чем видит В чем видит Андрей Андрей Соколов свое Соколов свое счастье в счастье в довоенной довоенной жизни? жизни?

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«…Чего еще больше «…Чего еще больше надо? Дети кашу с надо? Дети кашу с молоком едят, крыша молоком едят, крыша над головой есть, над головой есть, одеты, обуты, стало одеты, обуты, стало быть, все в быть, все в порядке…» порядке…» В чём же видит Андрей Соколов своё счастье?

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Трудолюбие, заботливое отношение к жене и детям – вот счастье в понимании героя.

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Война . Проводы на фронт.Тяжёлые минуты расставания . Никогда не простит себе Андрей, что оттолкнул плачущую жену, как будто она его прежде времени хоронит.

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
М.А.Шолохов М.А.Шолохов в рассказе о войне в рассказе о войне исследует исследует не саму войну, не саму войну, а возможности а возможности человеческого духа. человеческого духа. Красив ли человек Красив ли человек душой – вот главное. душой – вот главное. В душе – один из В душе – один из источников победы. источников победы.

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен!..» зашагал на запад, в плен!..»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
"Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось становится дышать..." пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
В церкви. В церкви. человека в человека в Модели поведения Модели поведения бесчеловечных бесчеловечных обстоятельствах обстоятельствах

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Типы человеческого поведения Герой Герой Поведение Поведение Солдат-христианин Солдат-христианин Крыжнев Крыжнев Взводный Взводный Доктор Доктор Погибает, но не отступает от Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он своих убеждений. Но он невельно становится невельно становится виновником гибели четырех виновником гибели четырех человек человек Пытается купить себе право на Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней жизнь ценой чужих жизней Безропотно, покорно ожидает Безропотно, покорно ожидает своей участи своей участи «..в плену и потемках свое «..в плену и потемках свое великое дело делал» великое дело делал»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого не приемлет. Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
В каких словах выражен взгляд В каких словах выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата? мужчины, солдата? «На то ты и мужчина, на то «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» к этому нужда позвала» Готовность выстоять, Готовность выстоять, «выдюжить», сохраняя «выдюжить», сохраняя человеческое достоинство – человеческое достоинство – жизненное кредо Соколова. жизненное кредо Соколова.

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
глубже – в – в его его абсолютной абсолютной Подлинный героизм Андрея Соколова кроется Андрея Соколова кроется Подлинный героизм несколько глубже несколько самоотверженности, постоянной думе о других.. самоотверженности, постоянной думе о других Мужество его – непоказное:: Мужество его – непоказное - - в сцене прощания с женой перед уходом в сцене прощания с женой перед уходом на фронт на фронт сердце героя разрывается «от жалости к ней», но не к сердце героя разрывается «от жалости к ней», но не к самому себе; самому себе; - - в плену, запертый с другими в церкви, он любуется не в плену, запертый с другими в церкви, он любуется не собой, спасшим от смерти незнакомого взводного, а собой, спасшим от смерти незнакомого взводного, а врачом, врачом, помогающим раненым и контуженым; помогающим раненым и контуженым; - - наконец, чудом уцелев на наконец, чудом уцелев на комендантской пирушке, он комендантской пирушке, он

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«… а на месте хатенки – «… а на месте хатенки – глубокая яма…» глубокая яма…»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
“…“…Искоса взглянул я на рассказчика, но Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы…” подбородок, дрожали твёрдые губы…” “…“…Рассказчик на минуту умолк, Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: прерывистым голосом: “ “Давай, браток, перекурим, а то Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. меня что-то удушье давит”.

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: ““За что же ты, жизнь, так покалечила? За что За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои (“...А мои невыплаканные невыплаканные слёзы, видно, на слёзы, видно, на сердце засохли.”) сердце засохли.”)

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
М.А.Шолохов - мастер детали М.А.Шолохов - мастер детали «..глаза, словно «..глаза, словно присыпанные присыпанные пеплом и пеплом и наполненные наполненные такой неизбывной такой неизбывной тоской, что в них тоской, что в них трудно трудно смотреть…» смотреть…» Неизбывная Неизбывная тоска - … тоска - … Присыпанные Присыпанные Пеплом - … Пеплом - …

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Встреча Андрея Соколова с Встреча Андрея Соколова с Ванюшей Ванюшей «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Глаза у Вани «светлые, как небушко», «светлые, как небушко», Глаза у Вани «как звездочки ночью после дождя» «как звездочки ночью после дождя» Ярко-голубой цвет –  Ярко-голубой цвет – чистый, непорочный чистый, непорочный Ярко-желтый цвет,  Ярко-желтый цвет, звезд – путеводный звезд – путеводный ориентир для ориентир для опустошенного опустошенного Андрея Соколова Андрея Соколова

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Пейзаж Пейзаж «..оголились пески «..оголились пески левобережья Дона, левобережья Дона, в степи вспухли в степи вспухли набитые снегом лога и набитые снегом лога и балки, взломав лед, балки, взломав лед, бешено взыграли бешено взыграли степные речки, и степные речки, и дороги стали почти дороги стали почти непроездны…Колеса непроездны…Колеса проваливались в проваливались в отсыревший, отсыревший, перемешанный со перемешанный со снегом и льдом песок… снегом и льдом песок… Хлюпал размокший Хлюпал размокший снег… Легкий ветерок снег… Легкий ветерок нес вечно юный, еле нес вечно юный, еле уловимый аромат уловимый аромат недавно недавно освободившейся из-под освободившейся из-под снега земли…» снега земли…»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Какие цвета противопоставлены Какие цвета противопоставлены в описании? в описании? Мертвенно- Мертвенно- белый, белый, Снежный Снежный Холодная зима Холодная зима Живой бурый, Живой бурый, грязно-желтый грязно-желтый Теплая весна Теплая весна ЖизньЖизнь побеждает побеждает смерть смерть

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
– "...сама все вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра" (Иринка)  – " Стою и качаюсь из стороны в сторону, как тополь в бурю" (Андрей Соколов сразу же после контузии)  – "Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром" (Ванюшка)  – "…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы..." (Андрей Соколов и Ванюшка)

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Словарная работа Словарная работа Судьба —— Судьба 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится. 4. Будущее, то, что случится. (Словарь С.И. Ожегова). (Словарь С.И. Ожегова).

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )

"Чем жив человек?" (Урок-исследование по рассказу "Судьба человека" М.А. Шолохова )
Любовь. Доброта. Любовь. Доброта. Человеческое Человеческое достоинство. достоинство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018