"Чередующиеся гласные в корне слова"
Оценка 4.7

"Чередующиеся гласные в корне слова"

Оценка 4.7
docx
22.02.2021
"Чередующиеся гласные в корне слова"
«Чередующиеся гласные в корне слова».docx

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка

Тема урока:

«Чередующиеся гласные в корне слова»

 

 

 

Урок (с презентацией).

Учитель  русского языка и литературы

Бибалаева Зубайдат Курбановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Вид урока: урок-практикум

Цели как деятельность обучающегося:

1. Образовательные: создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А/Я или О, Е или И в корнях с чередованием, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. Развивающие : включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе, находить слова с буквами чередующихся гласных в корне, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием, развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.

3. Воспитательные: формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Оборудование:

1.      компьютер;

2.      мультимедийный проектор;

3.      мультимедийная презентация: «Чередующиеся гласные в корне слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

 

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

 

1.

Организационный момент. (2 мин.)

Приветствие. Постановка целей и задач урока. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2.

Проверка домашнего задания. Орфоэпическая минутка. Повторение.(10 мин.)

Групповые форма организации познавательной деятельности, практическая часть, закрепление пройденного материала.

 

3.

Работа с правилами.(15 мин.)

4.

Подведение итогов: практическая часть. (15 мин.)

5.

Заключение. Этап информирования о домашнем задании.  (2-3 мин)

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

 

Слайд 2.

 

 Вступительное слово учителя:

     Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

    В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.  Что происходит со звуком? Редуцируется. Прежде, чем мы пройдем новую тему, проверим домашнее задание.

 

Слайд 3-5.

 

 Проверка домашнего задания.

 

Слайд 6.

 

Работа с правилами.

   Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

- от суффикса, следующим за корнем;

- от ударения;

- от буквы, следующей за гласной;

- от значения слова.

Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

 

Слайд 7, 8.

 

1.      Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем:

-бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,

-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,

-тир/-тер, -чит/-чет

-и- пишем, если за корнем есть суффикс  -а-

стИрАть - стЕреть

расстИлАется – расстЕлить;

 

-ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМАть - занять

сжИМАть – сжать;

 

–кос-/-кас, -лаг-/лож  пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАсАться - кОснуться

предлАгАть – предлОжить, предлОг.

 

Слайд 9, 10.

 

2.       Написание гласных, зависящее от ударения:

 

-  под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:

загАр – загОрЕть;

- в корнях -зар-/-зор- в  безударном положении -а-, под ударением  -а- или -о- в соответствии с произношением:

зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.

 

-клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:

поклонИться, клАняться, но: поклОн

творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь;

 

-плав-/-плов- в безударном положении -о-

пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк.

 

Слайд 11.

 

3.      Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной:

 

-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:

рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.

 

-скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:

скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.

 

 

Слайд 12.

 

4.      Написание гласных, зависящее от значения слова:

 

-мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:

-мак- -погружать в жидкость, -мок- -

пропускать жидкость:

мАкать в хлеб, промОкашка

(промОкательная бумага)

-равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;

-ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий».

Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень  – слова-исключения.

 

Слайд 13,14,15.

 

Проверка и закрепление полученных знаний. Словарный диктант:

 

сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый

 

Какие орфограммы мы изучили?

От чего зависит выбор гласных в корне?

Какие есть слова-исключения?

 

Во избежание ошибок составляем алгоритм:

 

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

- проверяемая;

- непроверяемая;

- чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

 

   Слайд 16.

 

Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:

 

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца

 

 

 

 

 

Слайд  17,18.

 

Домашнее задание:

 

      1. Выучить параграф № 20.

       2. Задание на выбор: упр. 106 или написать ответ почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму.

 Письмо дяди федора.

«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»

 

 

 


 

Открытый урок русского языка

Открытый урок русского языка

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова

План урока. № Содержание этапов урока

План урока. № Содержание этапов урока

ИрАть - стЕреть расстИлАется – расстЕлить; -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-: занИМАть - занять сжИМАть – сжать; –кос-/-кас, -лаг-/ лож пишется -а-, если…

ИрАть - стЕреть расстИлАется – расстЕлить; -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-: занИМАть - занять сжИМАть – сжать; –кос-/-кас, -лаг-/ лож пишется -а-, если…

Акать в хлеб, промОкашка (промОкательная бумага) - равн- пишем -а- в значении « рАвный , одинаковый»; - ровн- пишем -о- в значении « рОвный ,…

Акать в хлеб, промОкашка (промОкательная бумага) - равн- пишем -а- в значении « рАвный , одинаковый»; - ровн- пишем -о- в значении « рОвный ,…

Слайд 17,18. Домашнее задание: • 1

Слайд 17,18. Домашнее задание: • 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021