План – конспект урока литературы 8 класс
Тема: «Через тернии к…» (урок по рассказу И.С. Шмелева «Как я стал писателем»)
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Цель урока: проследить, насколько труден путь к творчеству.
Задачи:
1. обучающие
· развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;
2. развивающие
· содействовать развитию критического мышления;
· способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;
· способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;
3. воспитательные
· оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
1. Организационный момент
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…»
(Александр Иванович Куприн)
Слово учителя:
- Сегодня мы познакомимся с еще одним великим мастером русского слова И.С. Шмелевым.
- Обратимся к теме урока. Как вы понимаете слово «тернии?»
· Книжное устар. Всякое колючее растение
· Переносное значение. Трудности, невзгоды, препятствия.
· «Через тернии к звездам»- известное изречение, авторство приписывается к древнеримскому философу Сенеке.
-Продолжим тему, какие бы вы слова добавили? Учащиеся предлагают: к успеху, звездам, признанию.
Запишем тему.
-Исходя из формулировки темы, определите цель урока. Цель урока- проследить, насколько труден путь к творчеству.
Слово учителя:
1. Знакомство с биографией С.И. Шмелева.
2. Учащиеся слушают сообщение ученика по биографии писателя и заполняют таблицу
Какое влияние оказала семья на формирование личности писателя? |
Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика. |
Какое образование получил И.С. Шмелев? |
Грамоте Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. В 1884 году Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию. Позже заканчивает юридический факультет Московского университета. |
Чем закончился первый литературный опыт будущего писателя? |
Рассказ "У мельницы", опубликованный в 1895 году в журнале "Русское обозрение", стал неудачным литературным дебютом Шмелева. |
Какие исторические события выпали на судьбу писателя? |
Первой русская революция, Первая мировая война, Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость. |
Каково литературное наследие И.С. Шмелева? (период, произведения) |
Впечатления от первой русской революции: повести «По спешному делу», «Распад» (1906); рассказы «Вахмистр» (1906), «Иван Кузьмин» (1907). Во время Первой мировой войны: сборники рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917). В эмиграции создавал рассказы, в которых глазами очевидца описал нравы новой власти — «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925). С годами в творчестве Шмелёва центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1927-48)). |
3. Этап осмысления
- Мы уже отметили, что путь Шмелева в литературу был долгим и нелегким. О трудностях становления писателя повествует рассказ «Как я стал писателем». Рассказ интересен тем, что хорошо передает трудное время и жизнь человека внутри общества. Знакомит с творческой лабораторией писателя.
1) Прокомментируйте начало рассказа. (1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.
2) Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
-В рассказе изображены два преподавателя: Баталин и Цветаев.
3) Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелёва? Баталин изображён иронически, сатирически
Образ Баталина
Способы создания образа |
Средства художественной выразительности, приемы |
1. Социальный статус |
Инспектор |
2. Портретная характеристика |
Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры. |
3. Речевая характеристика |
«Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! - ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка. |
Шмелёву повезло с другим преподавателем.
Образ Цветаева
Способы создания образа |
Средства художественной выразительности, приемы |
1. Социальный статус |
Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев». |
2. Портретная характеристика |
Эпитеты, сравнения: «незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал». |
3. Речевая характеристика |
Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал |
-Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?
(Противопоставление.)
С какой целью автор это делает?
(Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нёс Шмелёв плакал, когда хоронили учителя.)
1) Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? В его мыслях и действиях. Он наделён незаурядной фантазией, он независим, он увлечён литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своём учителе, который навсегда «в сердце»
2) Сцена с первым рассказом «У мельницы». Проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель чувствовал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться, думать…», чтобы стать писателем.
4. Этап рефлексии
-Сегодня мы говорили о рассказе «Как я стал писателем» И. С. Шмелева. Так как же стать писателем? Какой рецепт дает Шмелев? Легко ли? Чем отличается писатель от обычного человека?
-А вам известны муки творчества?
5.Итог: Задумались, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения. Шмелёв показал, как начинался его путь, как подошёл писатель к своему 1-му рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над сочинением.
Мы знаем, как работали другие писатели, как любил сокращать свои произведения Чехов, как переделывал свои тексты множество раз Л. Толстой Достигли ли мы с вами той цели, которую поставили в начале урока?
Д. з. Прочитать рассказ Михаила Андреевича Осоргина «Пенсне»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.