Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).
Оценка 4.9

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
05.07.2017
Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).
Конспект урока составлен в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования , обозначены предметные . метапредметные и личностные результаты; предложены формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности , коммуникативных умений, находить пути решения учебных задач. Фрагменты конспекта урока можно использовать на уроке МХК и для проведения классного часа.
Разработка урока литературы в 8 классе.doc
Тема: «Историческая память в поэме Д.Кедрина «Зодчие» Цели урока:     Познавательная:   знать   содержание   поэмы   Д.Кедрина   «Зодчие»;   уметь выделять   проблемы,   поднятые   автором   в   произведении;  определить художественное своеобразие произведения, роль выбора темы исторической памяти в литературе 30­х годов.  Развивающая:  совершенствовать   монологическую   речь,  умение              анализировать   поэтический   текст,     сравнивать,   делать   выводы;  развивать ассоциативное   мышление,  формировать коммуникативную   компетенцию   обучающихся;  способствовать  развитию     у учащихся   умения   анализировать   мысли   и   чувства   ,  развитию   креативного мышления, культуры общения и речи.   творческое   воображение;  Воспитывающая:  воспитывать личность самостоятельную, творческую,              духовно­нравственную,  формировать   уважительное   отношение   к   истории культуре    России,  чувство           патриотизма, гордость      за  русский  народ, уважение к народу­труженику, создателю красоты . Оборудование:      Выставка  книг  Д.Б.Кедрина   Печатный  и аудиотекст поэмы «Зодчие»  Презентация урока с включением видеороликов   «История государства  российского» Н.М.Карамзина  Фонограммы  песен на стихи Д. Кедрина Эпиграфы: Настоящее  России  более  чем  великолепно, а прошлое  удивительно. Прошлое  страстно  глядится в  будущее. В.Белинский А.Блок Межпредметные связи: история, архитектура , живопись, русский язык. Ход урока. 1. Оргмомент .  Эмоциональный настрой .                   ­ Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу отличного настроения, хорошей работы  и новых открытий на уроке.             2. Мотивация учебной деятельности учащихся.                          ­Ребята, сегодня у нас необычный урок. Песней «Видно, правда скоро   сбудется…»   на   стихи   Д.Б.Кедрина   в   исполнении   А.Лазарева   мы начинаем наш урок­ творческую «…вся красота – только луч того солнца, чьё имя ­   Россия».   В чем  красота   России?  Её тайна,  загадка,  сила? С ответом не торопитесь, поразмышляйте,  в конце урока мы вернемся к нему.  Д.С.Лихачев, известный деятель современной культуры, считает, что “если  человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,  равнодушен и к своей стране”. Писатели и поэты помогают нам это понять.? 3. Определение темы и цели урока.  ­­Сегодня       мы   познакомимся   с     поэмой  «Зодчие»,  вспомним     некоторые факты биографии Дмитрия Борисовича Кедрина, сравним образ в литературе и архитектуре, поработаем над литературоведческим анализом текста.   4. Изучение  нового  материала 1).Слово учителя. ­ Нашу работу  мне хотелось бы начать со строчек знаменитой «Истории государства российского» Н.Карамзина (слайд 2):  «Он   имел   разум   превосходный,   не   чуждый   образования   и   сведений, соединённый   с   необыкновенным   даром   слова;   хвалился   с   милостью   и щедростью,   обогащая   любимцев   достоянием   опальных   бояр   и   граждан, хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев разрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним   на   колена,   и   жестоко   наказывал   бедных   царедворцев,   которые   смели играть лучше державного в шашки или в карты… и если иго Батыево   унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его царство Иоанново». Эти   слова   как   нельзя   лучше   характеризуют   образ   Ивана   Грозного, ставший центральным в поэме Д. Кедрина «Зодчие»                2)   Сообщение подготовленного ученика­ историческая справка . Историческая справка Иван 4 – известная личность в русской истории. Его реформы позволили шагнуть   Росси   далеко   вперёд,  встать   в  ряд   с  более   развитыми   западными странами. Заслуга   Ивана   Грозного   была,   во­первых,   в   присоединении Астраханского и Казанского ханств, во­вторых, в принятии нового судебника 1566 года, в­третьих, в присоединении Западной Сибири и знаменитом походе Ермака, а также в отмене Юрьева дня и строительстве нового Кремля. Иван   4,   прозванный   в   народе   Грозным,   остался   знаменитым   как государственный деятель благодаря этим важнейшим реформам.     Вывод:   Иван Грозный в истории знаменит не только как «грозный» государь, но и реформатор, преобразователь,  выдающаяся историческая личность.                   3).Слово учителя .                    В основу поэмы Д.Кедрина «Зодчие» положена легенда, одно из преданий о строительстве прекрасного памятника русского зодчества­ храма Василия   Блаженного,   воздвигнутого   в   честь   победы   над   татарами,   и поражающем   своей   жестокостью   приказе   Ивана   Васильевича.   За   этой поразительной историей кроется очень глубокий смысл.  Наша задача. В чем идея произведения…….?              4) Проверка домашнего задания.           ­ Что за личность был её автор, Д.Б. Кедрин?  Тест.             5) . Словарно­лексическая работа . ­зодчество­искусство строительства зданий; ­зодчий­  строитель, архитектор; ­ смерд­ в Древней Руси крестьянин­земледелец. ­Все непонятные слова объяснили?    6).Тезаурус ­Для понимания текста поэмы «Зодчие» нам необходимо  выяснить  лексическое значение слов и выражений, без которых сегодня на уроке не  обойтись. Обратимся  к записям  на доске и тем, которые вы сделали дома. Оный ­ этот Посконные рубахи ­ рубахи из грубой конопляной ткани Смерды  Лепота         ­человек низкого сословия, холоп ­красота   Благолепный ­прекрасный Зане Пагода Торовато Тать  Батоги ­то есть ­храм в Индии ­ щедро –вор, разбойник ­ плётки, кнуты Лобное место ­ место для произнесения приказов Переметчики ­перебежчики, предатели Рогожка  –грубое платье Плаха Очёсок ­помост для казни ­ остаток волос               ­Обратите внимание на доску Зодчие(древнерусское)­строители, однокоренное с «созидать»­ создавать,  ныне вытеснено современным словом архитектор, Пивших чару вина в один дых   ­    очень сильных физически Дух вельми спертый­                        очень душно Богомазами размалеван­                   расписан художниками­ иконописцами В царском притворе своем­              место моления царя и князей Изукрашен зело                                   очень украшен Кружалы­                                             кабаки, трактиры, харчевни От подвалов и служб до креста       ­ с верха до низа всей церкви      7) Видеоролик «Зодчие». 8) Анализ произведения.                                                        АЛГОРИТМ. АНАЛИЗ 1. Что изучаешь? Для чего? (Определение цели и объекта анализа.) 2. С какой точки зрения ты будешь это рассматривать? (Выделение  аспекта анализа.) 3. Какие части целого ты выделяешь? Или  (Выделение существенных  признаков.)  Вывод. Что узнал? (Соотнесение результата с поставленной целью.) 4.            ­Определите пафос поэмы и аргументируйте свою точку зрения (пафос героический, т к  утверждает величие  творческого подвига человека, но и трагический, т к создатели красоты испытывают муки) ­ Что побеждает в конечном итоге­ добро или зло? С ответом не торопитесь,  подумайте, позже мы вернемся к этому вопросу. ­Скажите, о каком  русском памятнике культуры и архитектуры идет речь в  произведении?        9).Сообщение  о Покровском соборе  (  презентация). 5. Первичное закрепление. ­Церковь­внутренний стержень произведения. Составьте ассоциативный ряд:  Церковь­это..... ­Для чего человек посещает церковь? ­Как   вы   понимаете   слова     Н   .   В.   Гоголя   :   «Светлеть   душой   должны   мы беспрерывно» ?             6.Аналитическая беседа с учащимися по тексту  поэмы  (тексты перед каждым учеником)     ­А теперь давайте попробуем проанализировать это стихотворение.  ­Какое впечатление производит поэма? ­ Прокомментируйте название поэмы.  (От   старославянского   здати   –   “создавать,   строить”.   Однокоренные слова: здание, созидать, зиждитель, создание). ­Удалось ли автору передать дух той далёкой эпохи 16 века? ­ При помощи каких средств?  (Автор использует  множество историзмов и архаизмов: «изразцовая печка», «посконные рубахи», «торговая площадь», «смерды», «тать» и другие ­ для передачи особенностей быта и духа того времени.) ­Какими словами называет автор царя? (Благодетель,   государь,   Иоанн   Четвёртый,   царь,   но   ни   разу   Иоанн Грозный.) Почему? ­ В каких случаях он называет его благодетелем? (Примеры из текста: когда решает построить храм и когда задумывает испытать строителей.) ­Какой смысл придаёт автор в первом и во втором случае? ( В первом­ отношение народа к царю, во втором­ горькая ирония автора.) ­ Опишите строителей храма. ( «Двое русских строителей, статных, босых,   молодых»,   «в   посконных   рубахах»,   «смерды»   (И.Грозный), «покрестясь   на   восход,   ремешками   схватив   волоса,   государевы   зодчие фартуки наспех надели, на широких плечах кирпичи понесли на леса»).        ­ Как автор называет создателей храма? (зодчие, мастера).         ­Как проявляется отношение зодчих к своему труду? («Мастера выплетали узоры из каменных кружев, выводили столбы и, работой своею   горды,   купол   золотом   жгли,   кровли   крыли   лазурью   снаружи   и   в стрельчатые башни вставляли чешуйки слюды».)       ­  А почему здесь неприемлемо слово «строитель»? (Строится не просто дом,   а   святое   место,   где   люди   будут   разговаривать   с   Богом.   Автор восхищается зодчими, их умелыми руками, поэтому с любовью описывает их). ­ Добро и жестокость, красота и «срам» решительно противопоставлены в  стихотворении. Найдите и прочитайте отрывки, в которых это противопоставление  проявляется наиболее ярко. (6, 7 и 9, 10). ­ Чего достигает Кедрин таким противопоставлением? (В жизни всегда  соседствует добро и зло, только от людей зависит, чего будет больше.) ­ Давайте попробуем найти изобразительно ­ выразительные средства, с  помощью которых автор создает нам картину строительства храма. Найдите в  тексте сравнения. («Та церковь была ­ как невеста», «дивясь, как на сказку»,  «звонила она, будто их отпевала навзрыд».)  ­ Какова роль этого художественного приема в тексте? ( Церковь также чиста,  невинна (в злодеяниях людей), как невеста; по своему величию и красоте она похожа  на сказку; набатный звон возвещает о горе, т.к. ослеплены великие мастера ). ­ Какие еще поэтические средства использует автор? (Эпитеты: «диковинный  храм»; метафоры: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом  жгли»). ­ Какие исторические факты использует автор, чтобы показать, что создавалось  великое произведение искусства? (Имя Андрея Рублева упоминается в тексте. Он  творил задолго до создания храма. Расписывала храм артель Рублева, а не сам автор.) ­Почему, несмотря на трагическое содержание стихотворения, в конце его чтения  вы слышали не тревожный набат, а праздничный перезвон? ( Чудо, сотворенное  руками мастеров , будет жить долго и радовать глаз не одного поколения людей.)  7. Проблемная ситуация. ­ Эрнест Хемингуэй писал : «Человека можно уничтожить, но нельзя победить».   Вы согласны с такой точкой зрения ? Можно ли сказать, что в финале произведения зодчие побеждённые ? Почему вы  так считаете?  ­ Как вы думаете, какова идея этого стихотворения? (К сожалению, не всегда за  добро платят добром. Автор призывает к милосердию, благородству, порядочности.). ­Зодчие совершили гражданский подвиг : явили миру храм Василия Блаженного,  памятник архитектуры, переживший их на столетия. Так почему же произведение  называется « Зодчие» , а не , например, « Храм Василия Блаженного»  или « Иван  Грозный» ? ( Зодчие совершили гражданский подвиг : явили миру храм Василия  Блаженного, памятник архитектуры, переживший их на столетия.  Мастера давно  ушли в прошлое, а храм, созданный ими, до сих пор радует глаз ). ­Что  же победило: добро или зло?   8.Закрепление.    ­Подводя итоги нашего урока, я  хочу вас спросить, что нового вы для  себя узнали на нем?  Ответили ли мы на вопросы : «В чем красота России? Её  тайна, загадка, сила?» ­А теперь   небольшая  викторина. Посмотрим, как вы были внимательны.          ­О строительстве какого храма идёт речь в произведении ? ( о храме Василия  Блаженного ). ­ Какому историческому событию посвящено создание храма? (Взятие Казани  И.Грозным). ­ Назовите имена зодчих, создавших это чудо архитектуры.(Барма и Постник). ­   Почему   стихотворение   «Зодчие»   относят   к   жанру   баллады?   (Баллада   – сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой­то   необычайный случай.   Оно   посвящено   чаще   всего   историческим   или   фантастическим событиям). 9.Рефлексия. 10.Итоги урока. 11 Домашнее задание. Самоценка. О Т.Ц З В О

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).

Конспект урока литературы  по произведению Д.Кедрина "Зодчие" ( 8 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017