Числа от 11 до 100. Образование чисел

  • docx
  • 01.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word (1).docx

Числа от 11 до 100. Образование чисел

 

Цели: научить считать десятки и единицы; показать образова­ние чисел из десятков и единиц; совершенствовать вычислитель­ные навыки; развивать логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пучки палочек, учащиеся — карточку с числом, затем наоборот.)

— Какие числа пропущены?

(Учитель показывает пример, учащиеся — карточку с ответом.)

9 + 3 = 9+ 1 + ÿ

12 ‑ 6 = 12 ‑ ÿ ‑4

7 + 4 = 7 + ÿ + 1

15 ‑ 7 = 15 – 5 ‑ ÿ

17 ‑ 8 = 17 ‑ ÿÿ

2. Устный счет

— Сосчитайте и покажите ответы с помощью карточек.

·         Найдите сумму чисел 30 и 40. (70.)

·         Вычтите из 5 десятков 2 десятка. (30.)

·         На сколько 70 больше, чем 10? (На 60.)

·         Из какого числа нужно вычесть 20, чтобы получилось 40? (60.)

·         Найдите разность чисел 90 и 20. (70.)

·         Увеличьте 50 на 40. (90.)

·         Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала? (10.)

·         К 8 десяткам прибавили число и получили 80. Какое число прибавили? (0.)

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня на урок пришел Математик. Кто догадался, поче­му? (На уроке будет новый материал.)

(Учитель берет в руки 10 палочек.)

— Сосчитайте, сколько палочек.

— Что такое десять? (1 десяток.)

(Учитель связывает палочки в один пучок, затем начинает прибавлять к десятку палочек по одной палочке.)

— К десятку палочек добавили 1 палочку. Сколько стало па­лочек? (11.)

(Учитель делает запись на доске.)        1 дес. 1 ед. — 11

— К десятку палочек добавили 2 палочки. Сколько стало па­лочек? (12.)

(Учитель делает запись на доске.)        1 дес. 2 ед. — 12

(Аналогично разбираются остальные числа до 20.)

— Как мы получили все эти числа? (К 1 десятку добавляли па­лочки.)

— Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Математик сегодня расскажет, какие числа получатся, если палочки добавлять не к 1 десятку, а к нескольким.

IV. Работа по теме урока

— Давайте свяжем и второй десяток, который у нас получился. Сколько всего получилось десятков? (2.)

— А сколько это отдельных палочек? (20.)

Продолжим образование следующих чисел, так же присчи­тывая по 1. Добавим 1 палочку. Теперь палочек у нас 20 и 1. Союз «и» не произносим. Получаем число 21.

(Учитель делает запись на доске.)               2 дес. 1 ед. — 21

Добавляем еще одну палочку. Теперь у нас 20 и 2 — 22.

(Учитель делает запись на доске.)               2 дес. 2 ед. — 22

— Назовите следующие числа.

— Что вы можете сказать об образовании чисел от 10 до 20 и от 20 до 30? (Каждое последующее число на 1 больше пре­дыдущего.)

— Почему? (Мы присчитываем по 1.)

— Продолжайте прибавлять по одному от 30 до 35, от 38 до 42, от 87 до 91, от 96 до 100.

(Далее учитель называет двузначные числа, учащиеся выделяют из них десятки и единицы и выкладывают соответствующие модели из геометрических фигур.)

62 ‑ DDDDDD DD              23 ‑ DD DDD               51 ‑ DDDDD D

— Чему мы сейчас учились? (Называть двузначные числа и вы­делять из них десятки и единицы.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 7).

(Устное выполнение.)

№ 2 (с. 7).

— Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц. (18.)

— Назовите соседей этого числа. (17 и 19.)

— Назовите число, в котором 9 десятков и 9 единиц. (99.)

— Назовите предыдущее число. (98.)

— Назовите следующее за числом 99 двузначное число. (Такого числа нет, 99 — самое большое двузначное число.)

— Назовите число, в котором 10 десятков. (100.)

— Сколько цифр использовали для записи этого числа? (Три.)

100 — это самое маленькое трехзначное число.

2. Минутка чистописания

— Какая цифра похожа на перевернутый стул? (4.)

(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 4.)

— Как нужно писать цифру 4? (Примерный ответ. Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра проводят горизонтальную линию вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Ото­рвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начи­нается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.)

— Пропишите цифру 4 на целую строчку.

3. Работа по учебнику

№ 3(с. 7).

— Прочитайте задачу.

(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные составляют краткую запись под руководством учителя.)

Дhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/09/19/k_5d83bc9f9923c/520277_1.png . ‑ 7 чел.

М. ‑ ?, на 2 чел.

— Решите задачу.

(Тем, кто затрудняется с решением, учитель оказывает ин­дивидуальную помощь. Проверка. Один ученик проговаривает решение задачи и ответ. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.)

№ 4 (с. 7).

— Прочитайте задачу. Сравните ее с предыдущей задачей. (Обе задачи о мальчиках и девочках, известно первое число, нужно найти второе. Отличаются тем, что в первой задаче в усло­вии были слова «на 2больше», а во второй — «на 2меньше».)

— Поставьте вопрос и решите задачу.

(Тем, кто затрудняется с решением, можно дать карточки с краткой записью или схематическим рисунком.)

Дhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/09/19/k_5d83bc9f9923c/520277_1.png . ‑ 7 чел.

М. ‑ ?, на 2 чел.

Мhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/09/19/k_5d83bc9f9923c/520277_3.png .

Д. ‑ ?

(Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

— Прочитайте числа друг другу. Скажите, сколько в каждом числе десятков, сколько единиц.

Вариант 1: 65, 40, 32, 25, 19, 55, 81, 63.

Вариант 2: 87, 90, 51, 16, 37, 88, 39, 92.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что вам показалось сложным?

Домашнее задание

1. Учебник: № 5, задание на полях (с. 7).