Числа от 11 до 100. Образование чисел
Цели: научить считать десятки и единицы; показать образование чисел из десятков и единиц; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пучки палочек, учащиеся — карточку с числом, затем наоборот.)
— Какие числа пропущены?
(Учитель показывает пример, учащиеся — карточку с ответом.)
9 + 3 = 9+ 1 + ÿ
12 ‑ 6 = 12 ‑ ÿ ‑4
7 + 4 = 7 + ÿ + 1
15 ‑ 7 = 15 – 5 ‑ ÿ
17 ‑ 8 = 17 ‑ ÿ ‑ ÿ
2. Устный счет
— Сосчитайте и покажите ответы с помощью карточек.
· Найдите сумму чисел 30 и 40. (70.)
· Вычтите из 5 десятков 2 десятка. (30.)
· На сколько 70 больше, чем 10? (На 60.)
· Из какого числа нужно вычесть 20, чтобы получилось 40? (60.)
· Найдите разность чисел 90 и 20. (70.)
· Увеличьте 50 на 40. (90.)
· Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала? (10.)
· К 8 десяткам прибавили число и получили 80. Какое число прибавили? (0.)
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня на урок пришел Математик. Кто догадался, почему? (На уроке будет новый материал.)
(Учитель берет в руки 10 палочек.)
— Сосчитайте, сколько палочек.
— Что такое десять? (1 десяток.)
(Учитель связывает палочки в один пучок, затем начинает прибавлять к десятку палочек по одной палочке.)
— К десятку палочек добавили 1 палочку. Сколько стало палочек? (11.)
(Учитель делает запись на доске.) 1 дес. 1 ед. — 11
— К десятку палочек добавили 2 палочки. Сколько стало палочек? (12.)
(Учитель делает запись на доске.) 1 дес. 2 ед. — 12
(Аналогично разбираются остальные числа до 20.)
— Как мы получили все эти числа? (К 1 десятку добавляли палочки.)
— Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Математик сегодня расскажет, какие числа получатся, если палочки добавлять не к 1 десятку, а к нескольким.
IV. Работа по теме урока
— Давайте свяжем и второй десяток, который у нас получился. Сколько всего получилось десятков? (2.)
— А сколько это отдельных палочек? (20.)
Продолжим образование следующих чисел, так же присчитывая по 1. Добавим 1 палочку. Теперь палочек у нас 20 и 1. Союз «и» не произносим. Получаем число 21.
(Учитель делает запись на доске.) 2 дес. 1 ед. — 21
Добавляем еще одну палочку. Теперь у нас 20 и 2 — 22.
(Учитель делает запись на доске.) 2 дес. 2 ед. — 22
— Назовите следующие числа.
— Что вы можете сказать об образовании чисел от 10 до 20 и от 20 до 30? (Каждое последующее число на 1 больше предыдущего.)
— Почему? (Мы присчитываем по 1.)
— Продолжайте прибавлять по одному от 30 до 35, от 38 до 42, от 87 до 91, от 96 до 100.
(Далее учитель называет двузначные числа, учащиеся выделяют из них десятки и единицы и выкладывают соответствующие модели из геометрических фигур.)
62 ‑ DDDDDD DD 23 ‑ DD DDD 51 ‑ DDDDD D
— Чему мы сейчас учились? (Называть двузначные числа и выделять из них десятки и единицы.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 7).
(Устное выполнение.)
№ 2 (с. 7).
— Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц. (18.)
— Назовите соседей этого числа. (17 и 19.)
— Назовите число, в котором 9 десятков и 9 единиц. (99.)
— Назовите предыдущее число. (98.)
— Назовите следующее за числом 99 двузначное число. (Такого числа нет, 99 — самое большое двузначное число.)
— Назовите число, в котором 10 десятков. (100.)
— Сколько цифр использовали для записи этого числа? (Три.)
100 — это самое маленькое трехзначное число.
2. Минутка чистописания
— Какая цифра похожа на перевернутый стул? (4.)
(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 4.)
— Как нужно писать цифру 4? (Примерный ответ. Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра проводят горизонтальную линию вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.)
— Пропишите цифру 4 на целую строчку.
3. Работа по учебнику
№ 3(с. 7).
— Прочитайте задачу.
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные составляют краткую запись под руководством учителя.)
Д . ‑ 7 чел.
М. ‑ ?, на 2 чел.
— Решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка. Один ученик проговаривает решение задачи и ответ. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.)
№ 4 (с. 7).
— Прочитайте задачу. Сравните ее с предыдущей задачей. (Обе задачи о мальчиках и девочках, известно первое число, нужно найти второе. Отличаются тем, что в первой задаче в условии были слова «на 2больше», а во второй — «на 2меньше».)
— Поставьте вопрос и решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, можно дать карточки с краткой записью или схематическим рисунком.)
Д . ‑ 7 чел.
М. ‑ ?, на 2 чел.
М .
Д. ‑ ?
(Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
— Прочитайте числа друг другу. Скажите, сколько в каждом числе десятков, сколько единиц.
Вариант 1: 65, 40, 32, 25, 19, 55, 81, 63.
Вариант 2: 87, 90, 51, 16, 37, 88, 39, 92.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что вам показалось сложным?
Домашнее задание
1. Учебник: № 5, задание на полях (с. 7).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.