(Тёмно)индиговый, ч..рёмуха, далн..видная, флот..водец, пр..мышленность, м..нуфактура, иску(с, сс)ный,
иску(с, сс)твенный, пр..красный, (светло)зелёный, (научно)технический, волгоград..кий, гигант..кий, рыба..кий.
Объясните орфограммы:
Тёмно-индиговый, чЕрёмуха, далнОвидная, флотОводец, прОмышленность, мАнуфактура, искуСный,
искуССтвенный, прЕкрасный, светло-зелёный,
научно-технический, волгоградСкий, гигантСкий, рыбаЦкий.
Объясним правописание слов:
тёмно-индиговый, дальновидная, флотоводец,
светло-зелёный, научно-технический -
правописание сложных прилагательных;
черёмуха, промышленность, мануфактура, искусный, искусственный - словарное слово;
прекрасный - правописание приставок пре-, при-;
волгоградский, гигантский, рыбацкий -
правописание суффиксов -к-, -ск-.
Какой раздел русского языка изучает части речи?
части речи изучает раздел науки о языке - Морфология
На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
СЛУЖЕБНЫЕ
имя существительное,
имя прилагательное,
глагол, наречие,
местоимение, причастие,
деепричастие,
имя числительное
предлоги,
союзы,
частицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. непарный мягкий согласный в слове чижик
2,5 – пропущенная буква в слове уд…вился
3. пропущенная буква в слове ра…шумелись
4. 8 мягкий согласный в слове лимон
6. пропущенная буква в слове счас…ливый
7 пропущенная буква в слове приед…т
8 пропущенная буква в слове в…юга
Тема урока:
«ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е
Кому они нужны эти числительные?
Ведь если бы их не было, то никто не придумал бы математику. Была бы у ученика одна физкультура.
Или возьмём время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребёнку лишние полчаса поспать?
Нет на свою голову придумали считать всё: время, деньги, страницы. И только
скажите, что я не прав?
Язык не повернётся.
Название числительное является производным от слова «число» и
образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи
(существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи
числительные занимают 8-е место.
Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре
числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества.
(По материалам
«Энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)
Прочитайте текст. Задайте вопросы к выделенным словам.
Объясните, что они обозначают и к какой части речи относятся.
Многие считают, что Санкт-Петербург — это красивейший город России. По количеству м..стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м..сты города выт.. нуть в одну линию, то она пр..тянется на одиннадцать километров. Шесть цепных мостов
были построены в девятнадцатом веке.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните числительные как члены предложения.
каком?
каком?
сколько?
сколько?
о
я
о
сколько?
о
Итак, на какие же вопросы отвечают числительные? Что они обозначают?
Как можно назвать эти числительные?
Количество предметов, отвечают на вопрос сколько?
Порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой?
Количественные и порядковые.
Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число (пять, сто один), а также порядок предметов при счёте (пятый, сто первый).
В предложении числительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения
(Прошло пять часов. Четыре делится на два.
М. Ломоносов родился в 1711 году.
Дополните фразеологизмы недостающими числительными. Объясните значения фразеологизмов. Составьте и запишите предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.
Наговорить с ... короба, ... потов сошло, из ... рук, опять ..., как свои ... пальцев, как ... капли воды.
Слова для справок: семь, три, двадцать,
первых, пять, две, пять.
Наговорить с ТРИ короба (много) – Алёна в оправдание наговорила с три короба.
СЕМЬ потов сошло (очень трудно) – Когда я пропалывал грядки, с меня семь потов сошло.
Из ПЕРВЫХ рук (первоисточник) – О предстоящем концерте мы узнали из первых рук.
Опять ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ (ещё раз, повтор) – Узнав, что я получил двойку, мама сказала: «Опять двадцать пять!»
Как свои ПЯТЬ пальцев (очень хорошо) – Мы знаем эту тему как свои пять пальцев.
Как ДВЕ капли воды (сильное сходство) – Они похожи как две капли воды.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Утроить, десятый, сто, столетний, пятиклассник, пять, второй, пятёрка, пятак, пятый, четыре, удвоить, двести, тройка, три, трёхместный, двойной, удесятерить, десять, удваивать, двумя, тройной, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый, тройник.
СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
Часть речи | Примеры |
Существительное | |
Прилагательное | |
Глагол | |
Числительное |
Часть речи | Примеры |
Существительное | пятиклассник, пятёрка, пятак, тройка, тройник. |
Прилагательное | столетний, трёхместный, двойной, тройной |
Глагол | Утроить, удвоить, удесятерить, удваивать, |
Числительное | десятый, сто, пять, второй, пятый, четыре, двести, три, десять, двумя, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый |
Слова объединяет числовое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.