Чтение и анализ произведения А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Оценка 5

Чтение и анализ произведения А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Оценка 5
Работа в классе
docx
23.06.2023
Чтение и анализ произведения А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
тк чтение и анализ произведения А.С.Пушкина.docx

 

                                                                   

                                                                                                                                                                           

Технологическая карта урока литературного чтения

 

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип урока

ОНЗ

Тема урока

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель урока

Начало знакомства с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Задачи урока

Образовательные:

1.      Актуализировать знания учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина посредством организации фронтальной беседы.

2.      Создавать условия для формирования у учащихся знания содержания произведения «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина через непосредственное изучение текста сказки.

3.      Создать условия для совершенствования навыка определения жанра и разновидностей литературных произведений через анализ названия сказки.

Развивающие:

1.      Развивать навык выразительного чтения у учащихся через чтение сказки и прослушивание профессионального чтения.

2.      Расширять словарный запас учащихся через работу над неизвестными словами, встречающимся в тексте изучаемого произведения.

3.      Способствовать развитию творческих способностей учащихся через организацию творческого задания по содержанию произведения.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим через организацию работы в паре и повторение правил данной деятельности.

2. Способствовать воспитанию у учащихся пунктуальности и организованности в ходе использования плана урока и четкое определение временных рамок выполняемых заданий.

3. Воспитывать в учащихся чувственное восприятие посредством обсуждения настроения различных частей сказки.

Основные термины, понятия

Сказка, авторская сказка.

Планируемый результат

Предметные умения

1. Умеет подбирать интонации для выразительного чтения произведений.

2. Знает содержание изученных частей «Сказки о царе Салтане»

3. Знает основные факты из жизни А.С. Пушкина и о его творчестве.

 Личностные результаты:

1.      Проявлять интерес к изучению нового материала.

2.      Умеет сотрудничать с окружающими в рамках выполнения общей задачи.

3.      Проявлять ценностное отношение к литературе.

4.      Иметь адекватную позитивную самооценку и самовосприятие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1.     Корректировать  деятельность.

2.     Вносить  изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.

3.     Намечать пути их устранения.

Познавательные УУД:

1.      Уметь устанавливать аналогии, анализировать и обобщать материал.

2.      Находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

1.      понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной.

2.      уметь ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.

3.      Уметь грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

 

 

 

Книгопечатная продукция:

1.      Климанова, Л.Ф., Горецкий, А.Г. Литературное чтение. 3 кл., 1 ч.[Текст]/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий – М.:Просвещение, 2017. С. 70-74.

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1.      Записи на доске

2.      Презентация

3.      Листы для работы в паре

4.      Карточки для индивидуальной работы

5.      Видефрагмент.

План

1. Организационный момент.

1.1.  Приветствие.

1.2. Проверка готовности к уроку.

1.3.  Настрой на работу.

2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

3.1. Формулирование темы урока.

3.2. Определение цели и задач рока.

4. ОНЗ.

4.1.   Анализ названия произведения.

4.2.   Изучение текста произведения и его анализ.

5. Физминутка

6. Первичное закрепление.

6.1. Индивидуальная работа в паре по карточкам.

6.2. Фронтальная поверка.

6.3. Творческое задание.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия и оценка деятельности.

9.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.

9.2. Оценка деятельности учащихся учителем.

Ход урока:

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Слайд презентации

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

 

1 мин.

1.1.  Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

1.2. Проверка готовности к уроку.

- Для того чтобы наша работа сегодня была продуктивной, необходимо навести порядок на своем рабочем месте и оставить на парте только то, что будет нам необходимо в течение урока. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, пенал, дневник и раздаточные материалы. Все лишнее уберите в портфель.

1.3.  Настрой на работу.

- Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам сегодня активно работать, открыть для себя новые знания и привести время с пользой и удовольствием, ведь тема урока у нас сегодня очень интересная.

 

Дети приветствуют учителя.

 

 

Дети наводят порядок на своих партах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу.

2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.

 

 

3 мин

- Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке литературного чтения?

 

- Что вы можете сказать об этом авторе? Кто пробудил в маленьком Саше любовь к русской народной литературе?

 

 

 

 

 

 

 

- Мы изучали стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

 

Рассказывают биографию автора.

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

 

5 мин.

3.1. Формулирование темы урока.

- Чтобы выяснить, чем мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вам собрать из отдельных слов название нашей темы. Посмотрите на доску. Эти слова мы должны поставить в правильном порядке.

3.2. Определение цели и задач урока.

- Исходя из темы, какую цель мы можем поставить на урок?

- Выполнение каких задач могло бы помочь нам в достижении этой цели? Давайте сформулируем эти задачи с помощью опорных слов.

 

 

 

 

 

 

 

- «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина.

- Начало знакомства с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

- Начать читать произведение «Сказка о царе Салтане…»

- Проанализировать прочитанное.

- Закрепить полученные знания.

4. ОНЗ.

 

15 мин.

4.1   Анализ названия произведения.

- Мы с вами сказали, что первой задачей нашего урока будет начать читать произведение, но прежде чем это сделать, давайте вернемся к его названию, которое нам уже знакомо. К какому жанру относится это произведение? 

- Давайте вспомним, какие бывают сказки?

- К какому из этих видов относится наша сказка?

- Что мы можем сказать по названию?

- Эту догадку мы проверим позже, прочитав произведение.

- Скажите, а как нужно читать литературные произведения? 

4.2. Изучение текста произведения и его анализ.

- Чтобы мы могли прочитать сказку выразительно, с нужными интонациями, сначала послушаем небольшой отрывок  в исполнении профессиональных чтецов, посмотрев часть мультфильма по этому произведению. Пока мы будем смотреть этот мультфильм, ваша задача – внимательно понаблюдать за выразительностью речи за разницей в выражении героев сказки, а также, понять, о чем идет речь в этом отрывке. Следите за текстом по учебнику.

 - Итак, о чем этот отрывок? Какие герои нам встретились в нем? Что вы можете сказать об этих героях, услышав, как и что они говорят в этой части произведения?

- Какие слова вам показались непонятными? Что значит слово светлица?

 

- Правильно, запомните это слово, оно будет часто встречаться нам в сказках.

- Давайте попробуем озаглавить эту часть сказки. Как бы вы ее назвали? Ваше название должно соответствовать главной мысли отрывка.

- Возьмите на ваших партах карточки, на которые называются «План произведения «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина». Впишем название в пункт номер 1. Таким образом мы озаглавим все части произведения, которые прочитаем на этом уроке.

- Следующую часть начнем читать по цепочке со слов «В те поры война была…»

- О чем идет речь в этом отрывке?

- Кто отрицательные герои, а кто положительные?

- Почему с царицей так поступили? Кто в этом виноват? Как им удалось это сделать?

- Виноват ли царь в том, что его жену с сыном закрыли в бочке и отправили в море?

- Какое настроение преобладает в этом отрывке?

- Как можно озаглавить его?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это сказка, так написано в названии.

 

 

 

- Сказки бывают авторские и народные.

- Она авторская, ведь ее написал А.С. Пушкин.

- Мы можем назвать главных героев.

 

- Читать необходимо выразительно.

 

 

 

 

Слушают сказку, находят ответы на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это устаревшее обозначающее светлую парадную комнату.

 

 

Предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по цепочке.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

5. Физминутка

2 мин.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два.

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

 

Выполняют движения.

6. Первичное закрепление

12 мин.

6.1. Индивидуальная работа по карточкам.

-А сейчас я предлагаю вернуться к списку задач этого урока и посмотреть, что мы уже выполнили, а что нам еще осталось сделать?

- Чтобы закрепить знания мы с вами воспользуемся карточками для индивидуальной работы. От вас требуется ответить на несколько вопросов.

- На это задание у вас есть три минуты, можете начинать.

6.2. Фронтальная проверка.

- А вижу, вы закончили, и время тоже подошло к концу. Давайте проверим правильность выполнения задания.

- Скажите, а почему вы отнесли Царя, царицу и Гвидона к положительным персонажам, а Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху – к отрицательным?

- Как охарактеризовали попавшегося вам героя?

6.3. Творческое задание в паре.

- Мы с вами прочитали две сцены из сказки, проанализировали их, сказали, какое настроение в каждой из них преобладает. Сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание в паре. Какие правила работы в паре вы знаете?

- Помните об этих правилах, когда будете выполнять задание. Вы должны взять чистые листы бумаги с ваших парт и вместе с соседом решите, какую из двух прочитанных частей сказки вы будете рисовать. После этого я засеку время. В течение первой минуты первые варианты рисуют эскиз простым карандашом, в течение второй минуты вторые варианты их раскрасят. Ваш рисунок должен отразить сюжет и настроение выбранной части сказки.

- Поднимите свои работы и покажите их друг другу те, кто выбрал первую часть. А теперь те, кто выбрал вторую.

- Я считаю, что вы отлично потрудились над своими рисунками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы выполнили первые две задачи, нам осталось только закрепить знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работать должны оба.

- Нужно советоваться.

- Нельзя ссориться.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. домашнее задание.

1 мин.

- Откройте дневники. Запишем домашнее задание, оно уже написано на доске.

 

Записывают домашнее задание.

8. Подведение итогов.

1 мин.

- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт был первым?

- Мы его выполнили?

- А второй пункт?

- Мы проанализировали?

- А Третий пункт выполнили?

- Можем ли мы тогда считать цель урока достигнутой?

 

 

 

 

Оценивают степень достижения цели и решения задач.

9. Рефлексия и оценка деятельности.

3 мин.

8.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.

- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы считаете, что вы полностью усвоили тему и вам все понятно, хлопните в ладоши.

- А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение.

- Я рада, что вы хорошо поняли тему. Спасибо за активную работу и ваше старание.

8.2. Оценка деятельности учащихся учителем.

- Я хочу поставить пятерки за работу на уроке Милане, Владу и Вике. Остальным я желаю быть активнее.

Спасибо за урок, вы можете быть свободны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения

Воспитывать в учащихся чувственное восприятие посредством обсуждения настроения различных частей сказки

Воспитывать в учащихся чувственное восприятие посредством обсуждения настроения различных частей сказки

Книгопечатная продукция: 1.

Книгопечатная продукция: 1.

Организационный момент . 1 мин

Организационный момент . 1 мин

Определение цели и задач урока

Определение цели и задач урока

Следите за текстом по учебнику

Следите за текстом по учебнику

Как можно озаглавить его? -

Как можно озаглавить его? -

Помните об этих правилах, когда будете выполнять задание

Помните об этих правилах, когда будете выполнять задание

А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение

А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023