Технологическая карта урока литературного чтения
Учебный предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 |
Тип урока |
ОНЗ |
Тема урока |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». |
Цель урока |
Начало знакомства с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». |
Задачи урока |
Образовательные: 1. Актуализировать знания учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина посредством организации фронтальной беседы. 2. Создавать условия для формирования у учащихся знания содержания произведения «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина через непосредственное изучение текста сказки. 3. Создать условия для совершенствования навыка определения жанра и разновидностей литературных произведений через анализ названия сказки. Развивающие: 1. Развивать навык выразительного чтения у учащихся через чтение сказки и прослушивание профессионального чтения. 2. Расширять словарный запас учащихся через работу над неизвестными словами, встречающимся в тексте изучаемого произведения. 3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся через организацию творческого задания по содержанию произведения. Воспитательные: 1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим через организацию работы в паре и повторение правил данной деятельности. 2. Способствовать воспитанию у учащихся пунктуальности и организованности в ходе использования плана урока и четкое определение временных рамок выполняемых заданий. 3. Воспитывать в учащихся чувственное восприятие посредством обсуждения настроения различных частей сказки. |
Основные термины, понятия |
Сказка, авторская сказка. |
Планируемый результат
Предметные умения 1. Умеет подбирать интонации для выразительного чтения произведений. 2. Знает содержание изученных частей «Сказки о царе Салтане» 3. Знает основные факты из жизни А.С. Пушкина и о его творчестве. |
Личностные результаты: 1. Проявлять интерес к изучению нового материала. 2. Умеет сотрудничать с окружающими в рамках выполнения общей задачи. 3. Проявлять ценностное отношение к литературе. 4. Иметь адекватную позитивную самооценку и самовосприятие. |
Метапредметные: Регулятивные УУД 1. Корректировать деятельность. 2. Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. 3. Намечать пути их устранения. Познавательные УУД: 1. Уметь устанавливать аналогии, анализировать и обобщать материал. 2. Находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную информацию. Коммуникативные УУД: 1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной. 2. уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 3. Уметь грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения. |
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах
|
Книгопечатная продукция: 1. Климанова, Л.Ф., Горецкий, А.Г. Литературное чтение. 3 кл., 1 ч.[Текст]/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий – М.:Просвещение, 2017. С. 70-74. Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал: 1. Записи на доске 2. Презентация 3. Листы для работы в паре 4. Карточки для индивидуальной работы 5. Видефрагмент. |
План
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности к уроку.
1.3. Настрой на работу.
2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
3.1. Формулирование темы урока.
3.2. Определение цели и задач рока.
4. ОНЗ.
4.1. Анализ названия произведения.
4.2. Изучение текста произведения и его анализ.
5. Физминутка
6. Первичное закрепление.
6.1. Индивидуальная работа в паре по карточкам.
6.2. Фронтальная поверка.
6.3. Творческое задание.
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия и оценка деятельности.
9.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.
9.2. Оценка деятельности учащихся учителем.
Ход урока:
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Слайд презентации |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент.
|
1 мин. |
1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! 1.2. Проверка готовности к уроку. - Для того чтобы наша работа сегодня была продуктивной, необходимо навести порядок на своем рабочем месте и оставить на парте только то, что будет нам необходимо в течение урока. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, пенал, дневник и раздаточные материалы. Все лишнее уберите в портфель. 1.3. Настрой на работу. - Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам сегодня активно работать, открыть для себя новые знания и привести время с пользой и удовольствием, ведь тема урока у нас сегодня очень интересная. |
|
Дети приветствуют учителя.
Дети наводят порядок на своих партах.
Учащиеся настраиваются на продуктивную работу. |
2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.
|
3 мин |
- Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке литературного чтения?
- Что вы можете сказать об этом авторе? Кто пробудил в маленьком Саше любовь к русской народной литературе? |
|
- Мы изучали стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
Рассказывают биографию автора. |
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
|
5 мин. |
3.1. Формулирование темы урока. - Чтобы выяснить, чем мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вам собрать из отдельных слов название нашей темы. Посмотрите на доску. Эти слова мы должны поставить в правильном порядке. 3.2. Определение цели и задач урока. - Исходя из темы, какую цель мы можем поставить на урок? - Выполнение каких задач могло бы помочь нам в достижении этой цели? Давайте сформулируем эти задачи с помощью опорных слов. |
|
- «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина. - Начало знакомства с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» - Начать читать произведение «Сказка о царе Салтане…» - Проанализировать прочитанное. - Закрепить полученные знания. |
4. ОНЗ.
|
15 мин. |
4.1 Анализ названия произведения. - Мы с вами сказали, что первой задачей нашего урока будет начать читать произведение, но прежде чем это сделать, давайте вернемся к его названию, которое нам уже знакомо. К какому жанру относится это произведение? - Давайте вспомним, какие бывают сказки? - К какому из этих видов относится наша сказка? - Что мы можем сказать по названию? - Эту догадку мы проверим позже, прочитав произведение. - Скажите, а как нужно читать литературные произведения? 4.2. Изучение текста произведения и его анализ. - Чтобы мы могли прочитать сказку выразительно, с нужными интонациями, сначала послушаем небольшой отрывок в исполнении профессиональных чтецов, посмотрев часть мультфильма по этому произведению. Пока мы будем смотреть этот мультфильм, ваша задача – внимательно понаблюдать за выразительностью речи за разницей в выражении героев сказки, а также, понять, о чем идет речь в этом отрывке. Следите за текстом по учебнику. - Итак, о чем этот отрывок? Какие герои нам встретились в нем? Что вы можете сказать об этих героях, услышав, как и что они говорят в этой части произведения? - Какие слова вам показались непонятными? Что значит слово светлица?
- Правильно, запомните это слово, оно будет часто встречаться нам в сказках. - Давайте попробуем озаглавить эту часть сказки. Как бы вы ее назвали? Ваше название должно соответствовать главной мысли отрывка. - Возьмите на ваших партах карточки, на которые называются «План произведения «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина». Впишем название в пункт номер 1. Таким образом мы озаглавим все части произведения, которые прочитаем на этом уроке. - Следующую часть начнем читать по цепочке со слов «В те поры война была…» - О чем идет речь в этом отрывке? - Кто отрицательные герои, а кто положительные? - Почему с царицей так поступили? Кто в этом виноват? Как им удалось это сделать? - Виноват ли царь в том, что его жену с сыном закрыли в бочке и отправили в море? - Какое настроение преобладает в этом отрывке? - Как можно озаглавить его? |
|
- Это сказка, так написано в названии.
- Сказки бывают авторские и народные. - Она авторская, ведь ее написал А.С. Пушкин. - Мы можем назвать главных героев.
- Читать необходимо выразительно.
Слушают сказку, находят ответы на поставленные учителем вопросы.
- Это устаревшее обозначающее светлую парадную комнату.
Предлагают свои варианты.
Читают по цепочке.
Отвечают на вопросы. |
5. Физминутка |
2 мин. |
Поднимает руки класс – это раз, Завертелась голова – это два. Три – руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. |
|
Выполняют движения. |
6. Первичное закрепление |
12 мин. |
6.1. Индивидуальная работа по карточкам. -А сейчас я предлагаю вернуться к списку задач этого урока и посмотреть, что мы уже выполнили, а что нам еще осталось сделать? - Чтобы закрепить знания мы с вами воспользуемся карточками для индивидуальной работы. От вас требуется ответить на несколько вопросов. - На это задание у вас есть три минуты, можете начинать. 6.2. Фронтальная проверка. - А вижу, вы закончили, и время тоже подошло к концу. Давайте проверим правильность выполнения задания. - Скажите, а почему вы отнесли Царя, царицу и Гвидона к положительным персонажам, а Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху – к отрицательным? - Как охарактеризовали попавшегося вам героя? 6.3. Творческое задание в паре. - Мы с вами прочитали две сцены из сказки, проанализировали их, сказали, какое настроение в каждой из них преобладает. Сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание в паре. Какие правила работы в паре вы знаете? - Помните об этих правилах, когда будете выполнять задание. Вы должны взять чистые листы бумаги с ваших парт и вместе с соседом решите, какую из двух прочитанных частей сказки вы будете рисовать. После этого я засеку время. В течение первой минуты первые варианты рисуют эскиз простым карандашом, в течение второй минуты вторые варианты их раскрасят. Ваш рисунок должен отразить сюжет и настроение выбранной части сказки. - Поднимите свои работы и покажите их друг другу те, кто выбрал первую часть. А теперь те, кто выбрал вторую. - Я считаю, что вы отлично потрудились над своими рисунками.
|
|
- Мы выполнили первые две задачи, нам осталось только закрепить знания.
- Работать должны оба. - Нужно советоваться. - Нельзя ссориться.
|
7. домашнее задание. |
1 мин. |
- Откройте дневники. Запишем домашнее задание, оно уже написано на доске. |
|
Записывают домашнее задание. |
8. Подведение итогов. |
1 мин. |
- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт был первым? - Мы его выполнили? - А второй пункт? - Мы проанализировали? - А Третий пункт выполнили? - Можем ли мы тогда считать цель урока достигнутой? |
|
Оценивают степень достижения цели и решения задач. |
9. Рефлексия и оценка деятельности. |
3 мин. |
8.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала. - А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы считаете, что вы полностью усвоили тему и вам все понятно, хлопните в ладоши. - А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение. - Я рада, что вы хорошо поняли тему. Спасибо за активную работу и ваше старание. 8.2. Оценка деятельности учащихся учителем. - Я хочу поставить пятерки за работу на уроке Милане, Владу и Вике. Остальным я желаю быть активнее. Спасибо за урок, вы можете быть свободны.
|
|
Хлопают в ладоши.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.