Чтение как средство накопления словаря
Требование развивать технику чтения побуждает родителей давать ребенку как можно больше новых слов. Однако не забывайте в это время о необходимости давать ему для чтения, а тем более для запоминания только понятные и самые нужные для общения слова.
Итак, предлагая ребенку новое слово, старайтесь (даже в период развития техники чтения) давать такое слово, значение которого тут же станет ребенку понятным. Если это название предмета, то старайтесь дать слово во время действия ребенка с предметом или при его всестороннем рассматривании. Также и прилагательные давайте в сочетании с несколькими предметами, например: круглое яблоко, круглый мяч и т.д. Если это название действия, то старайтесь дать его в качестве сигнала – указания к выполнению действия, которое ребенок тут же выполнит. Одни и те же действия необходимо называть, выполняя их в разных условиях с разными предметами, особенно тщательно следует отбирать слова, которые ребенок должен запомнить. Например: сядь на стул, сядь на диван, сядь на ковер и т. д.
Рекомендуем вам вести учет всех даваемых ребенку слов, что поможет вам научить ребенка пользоваться ими в общении; закреплять слова в играх и периодически повторять их. Дети очень легко забывают слова, если активно не пользуются ими.
Помните, что на первых порах, чтобы ребенок запомнил слово, необходимы многократные повторения его в разнообразной форме, употребление в разной ситуации.
Помимо подготовительных занятий, теперь, когда ребенок умеет читать, огромную роль для формирования его речи играет непосредственное общение с ним. Используйте всякую возможность для того, чтобы научить ребенка новому обиходному слову, даже сверх указанного вам программой минимума, сверх того, что содержится в заготовленных вами табличках. Если ребенок зашел к вам на кухню, как бы вы ни были заняты, найдите минуту, чтобы показать, дать прочитать или хотя бы сказать ему рукой, чтобы он повторил совместно с вами новое слово, например: подними, подай, газ, плита, варю суп. Попросите его затем повторить слово самостоятельно. По пути в магазин, в гости, как бы вы ни спешили, дайте ребенку прочитать: улица, дом, солнце, машина, идет троллейбус. В магазине назовите: касса, билет, деньги. И т. д. У вас всегда для этой цели должен быть при себе блокнот и карандаш, чтобы записать и дать ребенку прочитать новое слово. Такое обучение речи в быту должно сочетаться с систематическим обучением на занятиях.
Напоминаю: используя в общении с ребенком дактильную речь, вы должны тщательно следить за правильной техникой дактилирования. Плохое дактилирование сходно с плохим почерком. Оно затрудняет понимание слова, мешает его усвоению. От четкости и правильности начального обучения зависит точность и даже красота дактильной речи. Она может быть изящной, почти незаметной для окружающих, а может быть очень резкой, привлекающей внимание. Если дети с детства не научатся правильно дактилировать, плохой навык закрепится и избавиться от него будет очень трудно. Не уставайте следить за техникой дактилирования.
Несомненно, что успех в усвоении речи зависит и от объема накопленного детьми словаря. Обычно у детей с недостатками слуха, даже у тех, кого специально обучают, запас представлений, т. е. образов предметов и явлений, их окружающих, больше, чем запас слов. Но случается, что ребенок запоминает слово, а за этим словом у него нет представления. В этом случае он как бы накапливает “пустые” слова. Наличие их в скромном лексиконе глухого ребенка, пожалуй, вреднее, чем отсутствие слова для обозначения имеющегося у него правильного представления.
Если у ребенка нет слов, но есть элементарные понятия “можно”, “нельзя”, он понимает по вашему выражению лица: нельзя бросать на пол вещи, рвать, ломать и т. д. Он воспринимает ваш взгляд как порицающий при нарушении им этих правил. И если вы начнете в подобных ситуациях сначала одновременно с соответствующим выражением лица, с жестом, а затем и без них употреблять слова можно, нельзя, дадите ему прочитать эти слова, то он таким образом запомнит их и сам начнет ими пользоваться, потому что у него уже имелось представление. Если теперь вы будете пользоваться этими словами в общении, значение их будет углубляться, будет развиваться элементарное понятие. Ребенок будет относить слова можно и нельзя ко все большему кругу действий.
Пользуясь в обучении неслышащего школьника только устной речью, против чего мы возражаем, давая ребенку новое слово, обучающие вынуждены считаться с умением ребенка произносить тот или иной звук. Даже учителям приходилось мириться с неправильным употреблением слов, потому что это были слова, доступные произношению. Например, дети называли “папой” всех мужчин, “Татой” – всех девочек, любая птица называлась “петух”, любое блюдо – “суп” и т. д. Использование пальцевой азбуки освобождает вас от необходимости учить детей неправильно называть предметы и дает возможность пользоваться в общении с ними правильным обозначением их.
Называйте пальцами предметы, действия, качества правильно. А произносить ребенок будет те слова, которые ему доступны в данный момент, в соответствии с усвоенными звуками. Наступит время, когда у ребенка будут поставлены все основные звуки и слова, которыми он пользовался в дактильной форме; при условии воспитания у него соответствующей привычки, ребёнок будет употреблять их и в устной форме.
Обучая чтению, с самого начала соблюдайте положения, касающиеся техники чтения и обеспечивающие понимание читаемого. Чтение – самый доступный для вас вид занятий с ребенком, способствующий его развитию. От быстроты усвоения дактильного чтения и развития способности запоминать прочитанное слово зависит формирование речи ребенка. От вашей организованности и твердого исполнения всех, даже незначительных на первый взгляд требований, зависит успех овладения ребенком техникой чтения. Если вы сами будете строго соблюдать все условия обучения дактильному чтению и с самого начала заведете такой же порядок в семье, вы облегчите себе работу в дальнейшем, поможете своему ребенку усвоить жизненно важную для него привычку – стараться увидеть и понять обращенное слово (написанное, дактильное, устное)! Это ему необходимо. Не делайте себе поблажек ссылкой на то, что ребенок устал, плохо чувствует себя, что вам некогда, что пришли гости и т. п. Если вы сегодня подаете ребенку молоко без обычного обращения: “Пей”, – знайте, что вы разрушаете очень важную, уже образовавшуюся привычку, лишаете его необходимого упражнения в усвоении слов, в пользовании словесной речью.
Мы считаем, что разговаривать с глухим ребенком как можно больше действительно полезно, но говорить ему нужно только то и столько, сколько он может воспринять, имея в виду его способность если не услышать, то увидеть слово, с которым к нему обращаются, и понять его значение (пусть даже за этим следует показ-пояснение). Только в этом случае имеет смысл говорить, только в этом случае ваше “говорение” будет полезно. Вот почему в обращении к маленькому неслышащему ребенку нужно тщательно взвешивать каждое слово, стремиться к тому, чтобы оно дошло, т. е. стало ему понятно. Необходимо воспитать у ребенка интерес к слову, осознание значимости обращения словом, сделать слово для ребенка содержательным и нужным – только тогда у него пробудится подлинная потребность его усвоить, желание пользоваться им в общении, а это как раз и есть обязательное условие овладения речью.
Мы рассказали вам о том, как следует относиться к пониманию прочитанного слова. Но до сих пор речь шла об использовании чтения как средства усвоения речи путем восприятия (или через восприятие) написанного слова. Но кроме этой специфической роли, которую играет чтение для неслышащего ребенка, необходимо использовать и общепринятую. Нужно найти такие средства, которые восполнят ребенку с ОВЗ по слуху хоть часть из того многого, что получает слышащий от чтения и рассказывания ему взрослыми уже с самого раннего детства. Кроме того, уже в дошкольном возрасте нужно готовить неслышащего ребенка к тому, чтобы он мог пользоваться чтением как основным и самым верным источником получения информации.
Для обучения чтению используются разнообразные тексты: составленные на основе впечатлений детей, описаний их игр, к иллюстрациям, а также переработанные, упрощенные тексты к детским книгам для слышащих.
Техникой чтения неслышащие дети овладевают рано и сравнительно легко, вы в этом убедитесь сами, а вот научить ребенка понимать прочитанное, сделать для него доступным содержание того, что узнает слышащий ребенок, когда ему читают взрослые, – задача столь же сложная, как и важная. Опыт показывает, что в этой работе родители допускают серьезные ошибки. Видя, что ребенок умеет прочитать любое слово, они пытаются читать с ним детские книги, как это делают со слышащими первоклассниками. Увы! Это ни к чему не приводит. Прочитав незнакомое и не понимая значения прочитанного, маленький глухой ребенок не получает ничего для своего развития, не обогащается знанием. Мало того, такое упражнение в чтении непонятного может отбить у ребенка интерес к книге и охоту к чтению.
Начиная учить глухого ребенка чтению, не старайтесь приравнять этот процесс к тому, как он протекает у слышащих. Для слышащего малыша трудность заключается в усвоении техники чтения, но правильно прочитав слово, ребенок без труда поймет значение известного ему слова.
Значительно сложнее задача, стоящая перед вами. Благодаря рано усвоенной дактилологии ребенок отлично владеет техникой восприятия написанного слова, а по мере усвоения звуков – и техникой громкого чтения. Он действительно может прочесть и даже запомнить любое слово. Но вы уже знаете, прочесть слово не значит понять его значение. Понять смысл прочитанной фразы, даже составленной из знакомых слов, для него сложно. В связи с этим работа ваша должна проходить как бы в двух направлениях.
Вам следует расширять круг жизненных впечатлений ребенка, привлекать его внимание к окружающим явлениям природы, к доступным его пониманию событиям, не требующим пояснения; использовать иллюстрации и другие виды наглядного рассказа, содержание которых было бы доступно ребенку на основе одного зрительного восприятия. Старайтесь все полученные ребенком впечатления, переживания, эмоции – все, что привлекло его внимание, – затем оформить в слове. Начните с предложения в два слова, постепенно доведите до рассказа-описания в 6–7 строк. На этих-то рассказах и учите его затем понимать прочитанное.
Вам нужно научить ребенка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него возникало реальное представление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.