«Что делать, если у ребенка проблемы с каллиграфическим почерком?»

  • Памятки
  • doc
  • 02.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что делать, если у ребенка проблемы с каллиграфическим почерком.doc

«Что делать, если у ребенка проблемы с каллиграфическим почерком?»

В настоящее время у родителей младших школьников все чаще возникает вопрос, актуально ли в век технологий обучать младших школьников каллиграфическому письму и как решать проблемы с каллиграфическим почерком.

За обучением младшего школьника искусству красивого письма скрывается не только стремление к идеальному почерку, но и развитие познавательных процессов и качеств личности, необходимых в жизни. Во-первых, в процессе письма развивается мышление: при написании букв ребенок анализирует образ буквы, ее элементы, думает над тем, какое соединение оптимально выбрать для написания следующей буквы. Во-вторых, в процессе обучения каллиграфическому письму развивается концентрация внимания. В-третьих, обучение письму способствует формированию аккуратности и дисциплинированности. Ребенок, который красиво и старательно пишет, как правило, более дисциплинирован. Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон. Где ровный почерк, там, несомненно, есть внутренняя дисциплина. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок. Здоровый красивый почерк ребенка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии. Выявлено влияние каллиграфии и на здоровье школьников. Каллиграфию ещё называют своеобразной гимнастикой для души и тела, так как в процессе письма тренируются практически все мышцы человека, выравнивается дыхание. Каллиграфия оказывает положительное влияние и на нервную систему, стимулирует работу головного мозга.

Родителям необходимо помочь первокласснику в освоении каллиграфического письма, используя профилактические домашние упражнения.

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников, так как мышцы руки ребенка не готовы к написанию прописных букв. Задача дошкольного периода – подготовить руку к письму. Укреплению мышц кистей помогут пальчиковая гимнастика, работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами; лепка; рисование–пальцами, карандашами, мелками, кисточками; раскрашивание и штриховка готовых иллюстраций; вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент; собирание мозаики, пазлов, конструкторов. Для совершенствования мелкой моторики руки подобные занятия полезны и в начальной школе.

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Необходимо обязательно контролировать процесс выполнения письменных работ вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Для занятий необходимо использовать: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) не щелкающую шариковую ручку, прописи 2-х видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в узкую строку с косыми линиями.

Необходимо регулярно следить за посадкой ребенка, положением тетради и руки ребенка.

Первый этап обучения письму – выполнение заданий в прописях, где линии, фигуры, буквы необходимо лишь обвести по тонкой сплошной или пунктирной линии.

На втором этапе – работа в прописях, где необходимо повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу слова и предложения. Позже слова и предложения можно списывать не с прописного, а с печатного текста.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Рекомендации родителям:

1. На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее. Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.

2. Важно, чтобы младший школьник при написании проговаривал буквы и каждый их элемент. Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.

3. Не злоупотребляйте использованием тетрадей с частой графической сеткой – она вредна для зрения, лишает обучающихся самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера.

4. Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

5. Следите за каллиграфическим почерком ребенка не только при выполнении заданий по письму, но и по другим предметам. Возможно использование прописей по математике Л.Г. Петерсон, Е.А. Сувориной «Каллиграфия цифр».

6. Каллиграфическое письмо необходимо тренировать и во 2-4 -х классах. Для этого можно использовать тетради по чистописанию В.Г. Горецкого, Т.В. Игнатьевой.