«Что должен знать танцор о музыке». Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«Что должен знать танцор о музыке». Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).

Оценка 5 (более 1000 оценок)
pdf
25.02.2020
«Что должен знать танцор о музыке».  Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).
Публикация «Что должен знать танцор о музыке»..pdf

 

 

 

«Что должен знать танцор 

               о музыке». 

Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).

 

 

 

 

 

 

 

 

В основе танца лежит музыка. Нужно ловить ритмы и фразы, настроения и образы, пропускать музыку через себя. Учиться слушать музыку - долгий процесс, который может даваться с трудом.

Способность слышать и ощущать музыку - это способность узнавать музыкальные паттерны: слышать ритм, отличать мелодию, ощущать разницу в тональностях, в звучании и так далее. Способность к музыкальному восприятию может быть более или менее ярко выраженной в каждом отдельном человеке. Кто-то способен слушать и ощущать музыку, но не способен двигаться ритмично “в музыку” (хлопать в ладоши, притопывать, шагать в долю). Кто-то способен не только воспринимать музыку, но и ассоциировать ее с ритмичными движениями своего тела.

 Танцор ассоциирует собственное движение с музыкой таким образом, что зрительно соединяет их в одно художественное выражение. 

Что значит быть музыкальным танцором? Для этого недостаточно просто быть восприимчивым к музыке, хотя музыкальность и является необходимым изначальным условием. Танцоры должны обладать способностью соотносить свое движение с музыкой: стать музыкой, ставшей движением. Практически все мы обладаем изначальной способностью к восприятию музыки. То, к чему в нашем мозгу изначально заложены нейронные соединения, всегда можно развить, преумножить и обогатить новыми навыками. Обучение танцу - это прежде всего развитие способности соотносить определенные движения с данной музыкой в осмысленной форме, т.е. следуя конкретным музыкальным параметрам. Если постоянно тренировать мозг лучше распознавать и понимать эти параметры, то можно также развить в себе и способность более осмысленно и точно соотносить с музыкой движения своего тела.

Без музыки мы прекращаем быть танцорами. Музыка - это основа, структура всех наших движений. Ее ритм говорит нам, где мы должны находиться, ее настроение влияет на нашу динамику движений, ее изменения заставляют наш танец меняться, ее паузы дают нам основные моменты для акцентов, ее инструменты направляют движения нашего тела. Чувство ритма - одна из первых вещей, которые мы должны освоить, когда начинаем танцевать. Ритм - это базовый счет в музыке и первый шаг на пути к музыкальности. Ритм - это основа, и в него просто необходимо уметь попадать в танце независимо от уровня. Теперь о темпе. Основная задача - научиться соблюдать темп. Это означает, что счет должен быть равномерным.

Наши тела должны сделать видимыми звуки, которые мы слышим, ритм, мелодию, настроение музыки. Мы становимся визуальным инструментом исполнителя. 

Танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.    Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо начинать с развития  музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе. 

    Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения :

— характер музыки, темп, ритм, метр, музыкальный размер; 

— динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения

(легато, стаккато) 

— строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение; — музыкальная и эмоциональная выразительность в танце. 

 

    Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму. 

 

    Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений. 

 

Характер музыки

    Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике. Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкальнотанцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных выступлениях. 

 

Темп

    Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения. 

 

Строение музыкальной речи

    Дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало окончания части, периода, предложения, фразы и акцентировать конец музыкальнотанцевальной фразы (притоп, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.), 

 

Метроритм

    Дети учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а так же на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах. 

   Второй и третий год обучения продолжают закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.      Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом. 

 

 

 

Конспект

Методической разработки  на тему:

«Что должен знать танцор о музыке».

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

 

--развивать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

 

--научить детей понимать и различать такие музыкальные понятия, как ритм, пульс, метр, размер; слышать ритмический рисунок, паузы;

 

 --учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

 

 

--учить определять, различать музыкальные жанры (марш, песня, танец); двухдольные и трёхдольные простые размеры; 

 

-- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

                      Ход занятия:

 

 

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия ритм –очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. 

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время. 

Пример «В траве сидел кузнечик». Спеть без пауз и с паузами с хлопками.

Музыка существует только во времени, точно так же, как кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке не такое, как в жизни. Его не отмерить точными секундами. Время в музыке похоже на биение сердца человека, и единицу музыкального времени даже называются таким словом – пульс.

 

Что такое пульс?

 Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми и медленными, главное – чтобы они были равномерными. В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант и танцор, для того, чтобы играть или танцевать ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но неоднородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах есть слоги ударные, а есть безударные.      Пример слов.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удар пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так; один удар сильный, а за ним два слабых. Или бывает подругому; Сильный удар, затем слабый, снова сильны, за ним вновь слабый.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется тактом. Таким образом получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и несколько слабых.

Такт разделяются тактовыми чертами.(Показать ноты)

Что такое музыкальный метр.

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «Раз», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий(если есть). Такой счет долей в музыке называется метром.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные; простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

Двухдольный метр – содержит две доли, то есть два удара пульса

Сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше; РАЗ –ДВА, РАЗДВА,РАЗ-ДВА и т. д. Послушайте пример с таким метром.

Трехдольный метр – содержит три удара пульса, один из них – первый- сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе; РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т. д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Ритм –чередование звуков и пауз разной длительности!

Пульс – биение равномерных ударов!

Метр – счет сильных и слабых ударов-долей!

Размер -  числовое выражение метра!

 

 

 

 

     

Приложения

       к конспекту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ритмический размер (пятиминутка на занятии)

Пожалуй самым первым музыкальным инструментом, был прародитель барабана, по которому стучали ритмические мелодии. Ритм, это основа музыки.

Для начала самостоятельного обучения ребенка послушаем ритмическую мелодию исполняемую на ударных инструментах:

Теперь давайте разберемся с понятием размер.

Определение: Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием долей (так называемой "пульсацией") музыки, которые, как правило, легко услышать. Основных размеров всего два - двухдольный и трехдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Размер обозначается в самом начале нотной записи; при этом верхняя цифра ("числитель") указывает на количество долей в такте, а нижняя ("знаменатель") - на длительность доли.

Примеры: 

2/4   -  раз два, раз два.... записывается так:

 

3/4 - раз два три, раз два три... записывается так:

 

4/4 - раз два три четыре, раз два три четыре..... записывается так:

 

или так:

 

Теперь давайте разберемся где сильная доля, она всегда вначале такта (раз) обозначим ее синим цветом: 2/4 - раз два, раз два...., 3/4 - раз два три, раз два три..., на 4/4 сильные доли первая и третья: раз два три четыре, раз два три четыре....

Давайте вместе с ребенком послушаем маршеобразную мелодию:

Теперь давайте послушаем эту же мелодию с отстукиванием размера (раз два три четыре, раз два три четыре....):

Теперь вместе с ребенком отстукиваем ладошками ритмический размер этой мелодии, включаем музыку и ровно хлопаем в так (заострю внимание, что отстукивать надо не мелодию, а ритмический размер)

Задание: с ребенком стучать ритмический размер маршеобразных мелодий

 

Далее для примера возьмем песенку "Маленькой елочке холодно зимой" Она имеет размер 2/4 (две четверти), нажимаем на прослушивание мелодии и отстукиваем размер ладошками, при этом называя каждый удар - раз два, раз

два, раз два....

После того как получилось стараемся отстукивать так, чтобы первый удар

(раз) был чуточку сильнее (сильная доля).

Теперь попробуем отстучать ритмический размер стопой ноги, как показано на рисунке: на долю пальцами стопы стучим о пол, на "и" поднимаем стопу: "раз" (удар)

"и" (поднимаем стопу) "два" (удар) "и" (поднимаем стопу)... Задание: с ребенком стучать ритмический размер не быстрых маршеобразных мелодий, при этом произносить вслух (раз, два....) потом произносить и с замахом, на замах говорить "и" - раз  и, два и...

 

Ежедневно с ребенком отстукивайте ритмический размер услышанных музыкальных произведений, обращайте внимание на то, чтобы размер был ритмически ровным, как у метронома, не повторял ритмического рисунка мелодии. Для этого можно, например, стучать палочкой о кружку, ладошками, погремушкой. И обязательно тренируйтесь отстукивать ритмический размер стопой ноги, в дальнейшем, когда ваш ребенок станет выступать на сцене, его будут отучать от этой привычки - стучать ногой, но на первых этапах, считаю, что отстукивание ритма ногой это большой помощник!

 

                        (Пятиминутка на занятии) 

Музыкальный размер - это количество долей в такте.

Размер 4/4 (четыре четверти) самый распространенный в музыке. А вот здесь послушайте, как песенка "В траве сидел кузнечик" ложится на этот размер Сильные доли в мелодии тоже акцентируются. Есть еще один прикол в этой песне. Она начинается не с сильной доли, а со слабой (четвертой). Такое дело называется "из-за такта".

     А если сказать точнее не совсем с четвертой доли начинается "Кузнечик". Как быть? Кто-то когда-то давно предложил: "А не разбить ли нам четверть(долю) на две восьмых, а восьмую, в свою очередь - на 2 шестнадцатых"? Иными словами, восьмую отбивают в два раза чаще. И представте, всем понравилось. Смотрите как просто.

целая

 

 

 

 

 

 

 

 

1

половина

 

 

 

 

1

 

 

 

2

четверть

 

 

1

 

 

 

2

 

3

4

восьмая

 

1

 

2

 

3

 

4

5

6

7

8

шестнадцатая

 1

2

3

 

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Видите еще появились половинки и целые. Черным я обозначил сильную долю. Она всегда первая. А "Кузнечик" начинается с восьмой номер 7.

    И 1/16-ю можно делить до бесконечности. Хотя дальше 1/64 практически никто не делит.

   В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других. Размеры поэтому так и называются 4/4(четыре четверти), 3/4(три четверти), 6/8 (шесть восьмых).

   Теперь просто объяснить, что есть темп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Пятиминутки на занятии

Упражнения

 для усвоения и различения двухдольных и 

трёхдольных размеров.

«Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».


Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

 

  

 

Приведу некоторый небольшой перечень музыкально-игровых упражнений, которые мы используем на своих занятиях: 

 

1.   «Угадай-ка»  

Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры: птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик и т. д. А теперь поиграем в «Угадай мелодию». 

 

2.   «Тик-так»  

Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли. Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать. 

 

3.   «Повторяй-ка»  

Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами. 

 

4.   «Поиграем в тишину»  

Что такое пауза и как её просчитать. 

 

5.   «Слушаем и рассказываем»  

Слушаем Вальс Е. Доги к кинофильму « Мой нежный и ласковый зверь». 

Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор? 

Анализируем музыкальное произведение. 

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце). 

 

6.   «Маленькие фантазии»  

Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? 

Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер 3/4. 

 

    В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения. Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном. 

 

 

    Цель музыкальных 5-ти минуток на уроках хореографии:  — раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством глубокого и осмысленного восприятия музыкального произведения;  — помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. 

 

    На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. 

 

 

 

 

 

 

 

 

К конспекту прилагается диск с подборкой детских музыкальных произведений разных жанров (с различным размером и метром).

Перечень музыкальных произведений на диске.

              01  'Щелкунчик' (Р. Ферра и его оркестр - ар. Ферра).mp3                   02 чешская полька.mp3

       03Вальс отличный ФОН.mp3                 04 Марш барабанщиков(егерский)_3.mp3

           05 выход снегурочки СНЕЖНЫЙ ВАЛЬС.mp3                    06 Евгений Дога - Рябиновый вальс.mp3

       07 БАЛ-Полька-тройка.mp3                  08 Ф. Шопен _ Большой блестящий вальс.mp3

09  - R.P.O. - Рок-обработка Соузы (часть 1)-7,12 MB-03-06.mp3

10  Деревенская полька (Музыка народная. Обработка В.Короткова).mp3

11  Вальс - Без названия.mp3           12 вальс из Гарри Потер.mp3         12.mp3

        13 Гурт ІМІДЖ - Полька сосідка.mp3               14  Марш Москва._17.mp3

            15 snezhinok+-+S+nastupayuschim+Tebya))33.mp3                  16 ПОЛЬКА ОЗОРНИЦЫ.mp3

17  Гаврилин - Большой вальс-2 (музыка из спектакля Предместье).mp3

18  R.P.O. - Рок-обработка маршей-7,39 MB-03-13.mp3           19 полька.mp3

      20 вальс ледышек.mp3                21 вальс снежинок - Мелодия из фильма.mp3

            22 Полька-дурочка - Ансамбль Э.Шейкмана.mp3                   23 gengur_-_marsh_soldata.mp3

           24 Музыка для танца - Хрустальный вальс.mp3                    25 Марш елочных игрушек (-).mp3

        26 ПОЛЬКА-ЗАДАВАЙКА.mp3             27 марш Кукушка.mp3               28 Вальс с любимой игрушкой.MP3

29 Вальс.wma

Что должен знать танцор о музыке»

Что должен знать танцор о музыке»

В основе танца лежит музыка. Нужно ловить ритмы и фразы, настроения и образы, пропускать музыку через себя

В основе танца лежит музыка. Нужно ловить ритмы и фразы, настроения и образы, пропускать музыку через себя

Если постоянно тренировать мозг лучше распознавать и понимать эти параметры, то можно также развить в себе и способность более осмысленно и точно соотносить с музыкой…

Если постоянно тренировать мозг лучше распознавать и понимать эти параметры, то можно также развить в себе и способность более осмысленно и точно соотносить с музыкой…

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя

Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца

Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца

Темп Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения

Темп Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения

Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт

Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт

Цели и задачи: --развивать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма); --научить детей понимать и различать такие музыкальные…

Цели и задачи: --развивать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма); --научить детей понимать и различать такие музыкальные…

Ход занятия: Что такое ритм в музыке?

Ход занятия: Что такое ритм в музыке?

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удар пульса

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удар пульса

Приложения к конспекту

Приложения к конспекту

Ритмический размер ( пятиминутка на занятии )

Ритмический размер ( пятиминутка на занятии )

Теперь давайте разберемся где сильная доля, она всегда вначале такта (раз) обозначим ее синим цветом: 2/4 - раз два, раз два

Теперь давайте разберемся где сильная доля, она всегда вначале такта (раз) обозначим ее синим цветом: 2/4 - раз два, раз два

Теперь попробуем отстучать ритмический размер стопой ноги, как показано на рисунке: на долю пальцами стопы стучим о пол, на "и" поднимаем стопу: "раз" (удар) "и"…

Теперь попробуем отстучать ритмический размер стопой ноги, как показано на рисунке: на долю пальцами стопы стучим о пол, на "и" поднимаем стопу: "раз" (удар) "и"…

Пятиминутка на занятии )

Пятиминутка на занятии )

В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других

В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других

Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины

Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины

Приведу некоторый небольшой перечень музыкально-игровых упражнений, которые мы используем на своих занятиях: 1

Приведу некоторый небольшой перечень музыкально-игровых упражнений, которые мы используем на своих занятиях: 1

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

К конспекту прилагается диск с подборкой детских музыкальных произведений разных жанров (с различным размером и метром)

К конспекту прилагается диск с подборкой детских музыкальных произведений разных жанров (с различным размером и метром)

Музыка для танца - Хрустальный вальс

Музыка для танца - Хрустальный вальс
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку