Что есть число? Основа жизни нашей!А слово делает её уютней, краше!Число расставит, наведёт порядок,А слово раздаёт награды и наряды.Число направит жизнь в логическое русло,Без слова в этой жизни будет грустно!Числу присущи нормы и задачи,От слова ждём добра, успеха и удачи.
А. Лихолет
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщения. Н.К.Крупская
«Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит».
(М.В.Ломоносов)
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
М.И. Калинин
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Человек рождается без умения мыслить, лишь постепенно, в процессе жизненной практики, в общении, в обучении, к нему приходят эти умения. Наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывает нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Поэтому от того, как "работает" наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет.
«Счет и вычисления - основа порядка в голове». (Песталоцци)
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:
логическое;
алгоритмическое;
абстрактное.
Основные инструменты логического
мышления:
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ;
СРАВНЕНИЕ;
ПОНЯТИЕ;
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
И вот оказывается, что это ценнейшее качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики, ибо математика - это практическая логика, в ней каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, т. е. строго доказывается. Ломоносов приведенными выше словами и имел все это в виду. На это же значение изучения математики указывал М. И. Калинин, призывая молодежь серьезно изучать математику: "Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика - это гимнастика ума".
ЛОГИКА - наука о законах и формах мышления.
Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность т. е. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений.
О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
АЛГОРИТМ - это точное предписание, определяющее
процесс перехода от исходных данных к искомому результату.
Алгоритм деления обыкновенных дробей.
Исходные данные: первая дробь (делимое), вторая дробь (делитель).
Искомый результат: дробь – частное.
Предписание:
А) числитель первой дроби умножить на знаменатель второй;Б) знаменатель первой дроби умножить на числитель второй;В) записать дробь, числитель которой есть результат выполнения пункта а), знаменатель – результат выполнения пункта б).
Пример алгоритма лингвистического характера:
Алгоритм морфологического разбора.
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма.
3. Постоянные морфологические признаки:
-собственное или нарицательное;
-одушевлённое или неодушевлённое;
-род;
-склонение.
4. Непостоянные морфологические признаки: -число;
-падеж.
5. Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).
Пример алгоритма математического характера:
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Аналогичные понятия в математике и в русском языке
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА – это два числа, равные по абсолютной величине, но имеющие разные знаки.
АНТОНИМЫ— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
5 и -5
11 и -11
3,4 и -3,4
правда — ложь
добрый — злой
говорить — молчать
© М.Е. Никитин, 2015-2016
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
СЛОЖЕНИЕ в словообразовании:
пароход
плащ-палатка
птицелов
ДЕЛЕНИЕ в пунктуации (постановка запятой):
Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее…
© М.Е. Никитин, 2015-2016
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИИЛИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В русском языке скобки употребляются в качестве знаков препинания
для выделения пояснительного слова или вставного предложения.
Ско́бки — па́рные знаки , используемые в различных областях.
В математике используются для задания приоритета математических
и логических операций, для выделения аргументов функции и т.д.
(2+3)·4
Двоеточие
В математике двоеточие является одним из возможных обозначений операции деления (при этом симметрично отбивается с обеих сторон).
48 : 6
В русском языке двоеточие — знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним, а также при оформлении прямой речи.
Я воскликнул: «До ближайшего хутора рукой подать!». Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок , скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ИЛИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Тире́ — знак препинания в виде чёрточки , применяемый во многих языках. Он был описан в «Российской грамматике» А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».
Ми́нус (от лат. minus «менее, меньше») — математический символ в виде горизонтальной черточки (−)
Тире
57 - 31
Жить - Родине служить.
На дворе палил зной – в доме было прохладно.
Факториал
Факториалом в математике называют произведение всех натуральных чисел, включая указанное число. Обозначается факториал восклицательным знаком после числа. (Используется в комбинаторике)
4! = 1 · 2 · 3 · 4 = 24.
В русском языке восклицательный знак употребляется в качестве знака препинания , выражающий восклицание, повышенную интонацию.
Он меня любит, так любит! (А. Чехов). Верно! Верно! (Вс. Иванов)
© М.Е. Никитин, 2015-2016
СИММЕТРИЯ В МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Слово “симметрия” означает по-гречески “гармония”, “соразмерность”.
Центральная симметрия.
Осевая симметрия.
Переносная симметрия.
Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии,
В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную.
Симметрию можно увидеть и в словах: казак, шалаш.
Есть и целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами): “Искать такси”, “Аргентина манит негра”, “А роза упала на лапу Азора”. Такие слова называются палиндромами.
В МАТЕМАТИКЕ
СИММЕТРИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
© М.Е. Никитин, 2015-2016
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Математические термины переходят в общеупотребительную лексику и активно используются в речи. С началом изучения геометрии, вдруг понимаешь, что, используя в своей речи фразеологические обороты «катиться по наклонной плоскости», «куда кривая выведет», «хоть шаром покати», «загнать в угол», «круг общения» и др., мы неосознанно используем свойства геометрических объектов.
Математические понятия в составе фразеологизма
«Точка отсчёта» – исходный, начальный пункт рассуждения, мысли, действия.
«Точка соприкосновения» – что-либо общее, взаимосвязывающее кого-либо, что-либо.
«Точка зрения» – определённый взгляд на те или иные явления, определённое понимание их.
«Поставить во главу угла» - признание крайней важности чего-либо, ставить во главу угла, считать самым важным.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
«Голова кругом» (ГОЛОВА ИДЁТ КРУГОМ , ГОЛОВА ПОШЛА КРУГОМ ) - 1. Кто-либо чувствует лёгкую головную боль, головокружение (от утомления, усталости). 2. Кто-либо перестаёт ясно соображать (от множества забот, обязанностей, хлопот и т. п.)
«Все вернется на круги своя» - выражение из Библии, c церковно-славянского языка на круги своя переводится как на круги свои.. Смысл выражения: все повторяется; все обычно когда-то вновь начинается с самого начала.
«Хоть шаром покати» - совсем, совершенно ничего нет.
«Куда кривая вывезет» - пусть будет так, как получится, как случится; будь что будет. Полностью полагаясь на случай.
«Круги плывут перед глазами» - о находящемся в полубессознательном состоянии.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
ВЫВОДЫ
Филолого – математические связи в окружающем нас мире намного глубже и шире, чем это кажется на первый взгляд.
Математика, отчасти, – гуманитарная наука, т.к. принимает участие в формировании общей культуры народа, говорящего на любом языке.
Математика в жизни людей не только выполняет свои специфические функции, но включается и в процесс развития, совершенствования языка, и в процесс сознания, который немыслим без языка.
Принципиально важным является обучение математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов, в том числе и математики. На уроках математики происходит развитие речи учащихся, они учатся правильно строить и обосновывать свои высказывания.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
© М.Е. Никитин, 2015-2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.