Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
Учитель начальных классов Книжникова Елена Юрьевна
Дата _______________
Тема |
Что мы знаем о предложениях?
|
Педагогическая цель |
Создать условия для систематизации знаний о видах предложений по цели высказывания, по интонации. |
Тип урока |
Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
|
Задачи |
Различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, расставлять знаки препинания, развивать умения проводить синтаксический разбор предложений. |
Планируемые результаты (предметные) |
Уметь различать виды предложений, проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме. |
Личностные результаты |
Уметь применять приобретённые навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; уметь оценивать собственные знания и результаты; формировать устойчивую мотивацию к обучению в группе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные)
|
Познавательные: ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы в учебном тексте. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение, участвуют в работе в группах, в парах. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Простое предложение. Главные члены предложений: подлежащее и сказуемое. Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Синтаксис. Синтаксический разбор.
|
План урока |
На доске «Лестница успеха» |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность осуществляемые действия |
учащихся формируемые умения |
Формы контроля |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронталь-ная. Словесный.Слово учителя |
Психологический настрой: Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь отправим послание друг другу: - Я думаю о тебе, Я говорю о тебе, Ты всегда в моём сердце. Повторяйте за мной. Садитесь. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. «Закончи предложение» (Облачка с началом предложений)
- Закончите предложения: Сегодня я пришёл в школу для того, чтобы хорошо учиться, получить новые знания. Если что-то не удастся сразу, я не буду расстраиваться, потому что уверен, если постараюсь, все трудности отступят. Сегодня у меня всё получится. - Проверим готовность к уроку. Откройте тетради, запишите дату, «классная работа». |
Приветствуют учителя и друг друга. Организуют своё рабочее место. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Чистописание |
Индивиду-альная работа. Практичес-кая часть. Письмо. |
- Сегодня я предлагаю вам вспомнить соединения букв. Запись на доске: Ол, ом, ол, ом… -Продолжите до конца строки.
|
Выполняют письмо по образцу.
|
Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Пра-виль-ное написание |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Словарная работа |
Фронталь-ная. Словесный. |
Видеоролик «Осень» Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… А.С.Пушкин - Какое настроение вызывает это стихотворение? Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай люди собирают летом и осенью? - Из каких растений можно сварить? На доске словарные слова и две картинки с изображением кастрюль:
М…лина, к..пуста, з…мл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, св…кла, ябл..ко. -Кто согласен с выбором детей? (Дети поднимают сигнальные карточки: зелёная – согласны, красная - нет) - Запишите слово «Словарь» 1 вариант «варит» борщ, 2 вариант – «варит» компот. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. -А теперь проверим. Посмотрите на доску. Если правильно покажите зелёную карточку, если нет, то красную. |
Выполняют работу в парах. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют взаимопровер-ку. |
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствую-щую данному этапу урока. |
Пра-виль-ный выбор слов |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка учебной задачи |
Фронталь-ная. Словесный. Беседа. Групповая. |
На доске написано предложение: Лес окрасился в жёлтые красные оранжевые краски осени
-Ребята, правильно ли написано предложение? /в этом предложении нет запятых и точки/
- Докажите, почему здесь необходимы знаки препинания? /В предложении однородные члены обособляются запятыми/, /В конце предложения должна стоять точка/ - А какие ещё знаки препинания могут стоять в конце предложений? /! и ?/ -Какую работу можно провести с предложением?/ разобрать по членам предложения и по частям речи/ - Как называется такой разбор? /синтаксический разбор предложения/. - А какие ещё вопросы можно задать к данному предложению? /Это предложение какое по цели высказывания? /, /А какое оно по интонации? / - Молодцы. Вот уже сколько можем рассказать о предложении. И это вся информация? /Нет. / – Тогда сформулируйте тему урока. /Что мы знаем о предложении? /. Запишите в рабочих листах. - Сформулируйте цель урока /Повторить всё, что уже знаем о предложениях/ - Какие учебные задачи вы предложите? /- Повторить главные члены предложения, - вспомнить как они графически обозначаются, - расставлять знаки препинания, - определять виды предложений по цели высказывания, по интонации. / Игра «Бинго» - Что мы знаем о предложении?
- Что такое предложение? / предложение это одно или несколько слов, связанных по смыслу/; - Предложения по цели высказывания бывают … /повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос/; - Предложения по интонации бывают……… /восклицательные и невосклицательные/; -Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. /распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу/. -Члены предложения бывают………/ главные и второстепенные /; - Главные члены предложения - это……….. / подлежащее и сказуемое/; Сравните с образцом на слайде.
|
Отвечают на вопросы учителя. Расставить знаки препинания, произвести синтаксичес-кий разбор. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Принимают учебную задачу, сформулирован-ную под руководством учителя. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Повторение и закрепление знаний и способов действий.
|
Фронталь-ная. Словесный, проблем-ный. Чтение, беседа. |
Проблемное задание- Расставьте знаки в конце предложений в рабочих листах. Осенью бывают тёплые и солнечные дни. Что такое листопад? Любите осень! Восхищайтесь красотой осени! Сравните со слайдом.
|
Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на проблемный вопрос. |
Осуществляют сравнение; полно и точно выражают свои мысли |
Упраж-нение |
||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для профилактики нарушений осанки |
Фронталь-ная. Практичес-кий. |
«Запрещённое движение» |
Слушают учителя, повторяют движения |
Принимают задачу, выполняют движения |
Выпол-нение зада-ний |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Работа по учебнику |
Индивиду-альная. Практичес-кий. |
Найдите данную тему в учебнике. -На какой странице мы будем работать? /стр.67/ - Из упражнения 96 выпишите: 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – третье. Подчеркните в них грамматическую основу и надпишите какой частью речи они выражены. |
Слушают учителя, выполняют задания |
Используют знаково – символические средства для решения учебной задачи. |
Упраж-нение |
||||||||||||||||||||||||||||||
7. Творческое задание на карточках. |
Индивиду-альная. Практичес-кий. |
Творческое задание по типам сложности «Кленовые листья» Выполнить синтаксический разбор одного предложения из составленного текста.
1 тип сложности: «Составляю предложения сам (сама)».
СОСТАВЬ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАПИШИ ПОЛУЧИВШИЙСЯ ТЕКСТ. 1. осень, золотая, наступила. 2. в, оделись, праздничный, наряд, деревья. 3. берёзы, монетками, листочки, золотыми, горят. 4. в, листья, кружатся, красиво, воздухе.
2 тип сложности: «Прошу маленькой помощи».
ЗАПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВСТАВЛЯЯ ПОДХОДЯЩИЕ СЛОВА. Наступила________ осень. В моховых болотах по кочкам рассыпалась ____________ клюква. На опушке леса собрались____________ осинки. Как _____________в лесу! Слова для справок: золотая, разноцветные, красная, красиво.
- В конце урока принесёте кленовые листики с карточками. Я выставлю оценки, когда проверю выполненные задания.
|
Выполняют задания по выбору на кленовых листочках. Сдают листы на проверку. |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Упраж-нение |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Фронталь-ная. Практичес-кий, групповая. |
- А вам понравился урок? - Оцените свою работу на уроке в рабочих листах «Знаю-Умею»
Кубик «Блума» - Предложи /игру по теме «Что мы знаем о предложениях?» / /Кто длиннее придумает предложение/ - Объясни /Для чего нужны второстепенные члены предложения? / /Чтобы с их помощью обогащать свою речь/ /Более точно выражать свои мысли/ - Назови /Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? / - Придумай /вопросительное предложение/ - Почему /надо знать виды предложений/ /Чтобы грамотно писать и правильно расставлять знаки препинания в середине и в конце предложений/ - Поделись / Что получилось хорошо? Что вызвало затруднения? /
- Сегодня на уроке мы выполнили все задачи? /Да. Мы находили и подчеркивали главные члены в предложениях. Выполняли синтаксический разбор предложений. Определяли виды предложений по цели высказывания, по интонации. Расставляли знаки препинания. / (ответы детей по поставленным задачам)
- Я хочу поблагодарить вас за активную работу и предложить посмотреть сценку.
Сценка «Знаки поссорились» (?!.)
|
Дети выполняют самооценку деятельности. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
Беседа по вопро-сам. Саморегуля-ция. |
||||||||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание |
Фронталь-ная. Словесный. Объяснение учителя. |
- Запишите домашнее задание. Учебник: стр.65 упр.99 Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. Шифровка (Рабочий лист) Разгадать шифр и записать ответ. 2 -4; 2 -5; 1-1; 2-7; 2-3; 1-8; 1-1 2-7; 1-2; 1-1; 2-7; 2-1; 1-8 2-6; 1-3;2-5
Ответ: «Красота спасёт мир» (Ф.М.Достоевский).
|
Слушают объяснение учителя. Делают соответствую-щие записи. |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Работа с табли-цей, выпол-нение упраж-нения.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.