Открытый урок по русскому языку: “ Что такое глагол?”
Учитель начальных Шляпцева Яна Юрьевна
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы тетрадки открываем
И к работе приступаем.
2. Актуализация знаний
Работа с пословицей.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок
Начнем наш урок с минутки чистописания.
А для этого приготовим свои пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
-Вставьте пропущенную букву в слова.
1) Откройте свои тетради и запишите 5 марта, на следующей строке Классная работа.
А теперь запишите букву Ее на новую строчку, соблюдая закономерность.
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.
А теперь прочитаем слова с ударением и выделим его.
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на слова еще раз. Найдите лишнее слово.
- Почему оно лишнее?
- Как определили, что эти слова – существительные?
- Что вы знаете об имени существительном?
· Что оно обозначает?
· На какие вопросы отвечает?
· Какие бывают существительные?
· Назовите одушевлённые имена существительные.
Посмотрите на экран ребята и отгадайте загадку (2 слайд), (3 слайд), (4 слайд).
4. Постановка темы и целей урока.
- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?
На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делал? что делает?что будет делать?(5 слайд)
А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.
- Рассмотрите рисунки.
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
-Составим предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
5. Работа по теме урока
Задание на экране. Вспомните произведение К. Чуковского “Мойдодыр” вставьте пропущенные слова в предложения.(5 слайд), (6 слайд)
Работа в группах
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
Собака лает, Врач лечит, Волк воет,цветы пахнут, ребёнок играет, клоун смешит, мышь пишит, спасатель спасает
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
3.Определить часть речи
2) Самостоятельная работа.
На экране напечатан текст.(7 слайд)
Выпишите глаголы:
Рано утром дедушка идёт на речку. Рядом с ним бежит наш кот Рыжик. Дед рыбачит. А кот ждёт свою рыбку.
-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.
Эталон: (8 слайд)
2.Работа в группах(9cлайд)
Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, определить, какой частью речи они являются и объяснить.(10 слайд)
Кто как голос подаёт? |
|||||
Лев кошка корова |
|
Жук ворона утка |
|
Воробей Свинья змея |
|
Рычит, мяукает, мычит, жужжит, карает, крякает, чирикает, хрюкает, шипит.
3. Работа в учебнике
- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69, упр.118)
- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?
- Какие слова он перепутал?
-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;
Птицы зачирикали
Лошади заржали
Мухи зажужжали
Лягушата квакают
А утята крякают
Поросята хрюкают.
6.Физкультминутка
7.Продолжение работы по теме урока
Посмотрите на экран вам необходимо найти пару к слову а затем записать эти пары слов в тетради. (11 слайд)
Самолет лечит
Маляр плавает
Конь прыгает
Врач красит
Рыба скачет
Кузнечик летит
Проверка: (12 слайд)
Закрепление знаний о глаголе и имени существительном:
– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши предположения
На экране перед вами два значения слов, которые можно отнести к существительному и к глаголу.
Также показать на экране изображение предметов, а также их действие (13, 14, 15слайд)
Существительное Глагол
пила пила
печь печь
жгут жгут
Посмотрите на еще одно задание на экране и выполните его.
Вам необходимо найти глаголы. (16 слайд)
8. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.
9. Рефлексия.(17 слайд)
- Какое у вас настроение в конце нашего урока?
- Оцените свою работу на уроке.
/У каждого на столе лист самооценки:
! – Молодец, всё выполнял верно.
+ - Хорошо, но есть ошибки
- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
Домашнее задание. (18 слайд)
Стр.69 упр.119
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.