Что такое дружба. ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика
Оценка 5

Что такое дружба. ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика

Оценка 5
doc
04.04.2024
Что такое дружба. ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика
План-конспект урока Что такое дружба.doc

Название темы: Что такое дружба?

Возраст (социальный статус) обучающихся: 4 класс (9-10 лет).

Количество часов, которые отведены на усвоение темы: 1 час.

Цели:

1.     Информационная цель занятия: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;  

2.     Формирующая цель: содействовать формированию понятия «дружба».

3.      Развивающая цель: развивать мышление, речь учащихся, воспитании доброжелательности;  

4.     Цель контроля: проверка усвоения знаний по теме.

Задачи:

1.     Раскрыть смысл понятий: «дружба», «друг»;

2.     Формирование умения ведения разговора;

Оборудование:

Рассказ И.Василенко «Мостик»; два листа бумаги для каждого ученика, цветные карандаши, карточки с определениями.

 

Возрастные особенности:

 

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.[1]

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, А. Фрейд, Э. Эриксона, Р. Селмана, Р. Хавигхерста и др.
Изучение общения и отношений со сверстниками детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, и др.). Вместе с тем, в работах многих исследователей отмечается необходимость исследования не только системы деловых отношений, но также личных отношений со сверстниками (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова). Близкие, дружеские отношения, по мнению ряда исследователей возникающие именно в младшем школьном возрасте (И.С. Кон, и др.), становятся к концу этого возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы. [2]

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.[3]

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы.

Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.

                  

 

Список используемой литературы:                                                                    

 

1.           Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М., 1998. – с. 120.

2.           Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с. – c. 16-25.

3.           Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

 

 

Литература:

Источники, использованные при подготовке к занятию:

        Василенко И.Д. «Мостик»,-М.,1959

        Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе,-М.,1996

        Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005.

        http://uroki.net//

Книги, рекомендуемые учащимся для подготовки к занятию:

        "Пословицы русского народа", В.И.Даль

        http://www.krugosvet.ru/

 

 

План классного часа на тему: «Что такое дружба?»

Домашнее задание каждому ученику: Перед проведением классного часа, примерно за неделю, необходимо учащимся дать задание. Найти определения понятий «дружба», «друг». Найти пословицы и поговорки, в которых бы говорилось об этих понятиях.

Классный час

Введение

Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы поговорим с вами на очень интересную тему. Мы поразмышляем над тем, что такое дружба и кто такой друг. Вопрос классу: как вы понимаете слово дружба? Напишите на листочках ваше мнение.

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу, честны перед другом.

Вопрос классу: Кто такой друг? Какими качествами  характера должен обладать друг?
Напишите на листочках.

Друг – это человек ,которому доверяешь, на которого всегда можно положиться, который никогда не предаст и не обманет.

Основная часть

 

Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Ивана Дмитриевича Василенко «Мостик».

 

Мостик

 

Гриша и Дима учились в 3-м классе и жили на од­ной улице, друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через

улицу:

—  Эй, конопатый, ты это видал? И покажет Диме кулак.

А Дима в ответ:

—   А сколько вас, жуков, на кило идёт? И тоже кулаком грозится.

Много раз пробовали школьные товарищи поми­рить их, но всё напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рас­сеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой; Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу, но шагнуть дальше не решались.

Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, ка­ким всё стало чистым и свежим после дождя и как всё заблестело под солнцем.

Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты — камнем?! Хо-ро-шо!» Он быстро юркнул в воро­та, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на ули­цу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросал, а си­дел на корточках у обочины и укладывал его на мосто­вой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушёл. А камень остался лежать, как маленький остро­вок. «Что ж, — подумал Гриша, — и я могу так сде­лать». И опустил свой кирпич в воду.

А Дима уже нёс другой камень. Он осторожно сту­пил ногой на первый, а второй уложил в воде, на од­ной линии с Гришиным кирпичом.

Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.

Так они строили переход через улицу, подходя всё ближе друг к другу, а люди стояли по ту и эту сторо­ну, смотрели на них и ждали.

И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время по­смотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:

 - Д я черепаху поймал. У нас во дворе живёт. Хо­чешь, покажу?

 

Вопросы ребятам:

- почему друзья поссорились?

Друзья из-за чего-то поссорились и стали враждовать.

-почему школьным товарищам не удалось их померить?

Школьным товарищам не удалось их померить потому, что очень упрямые были Гриша и Дима.

-как мальчики относились друг к другу?

Ребята жили на одной улице и когда виделись, оскорбляли друг друга и грозились кулаками. Позже они даже стали кидаться комьями грязи друг в друга.

- что помогло снова подружиться Грише и Диме?

Однажды после сильного дождя, когда мостовая была залита водой, Гриша вышел из дому и вдруг увидел, как из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень. Гриша подумал, что тот хочет кинуть в него этот камень и побежал в свой двор схватил кирпич и опять выбежал на ули­цу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросал, а си­дел на корточках у обочины и укладывал его на мосто­вой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушёл. А камень остался лежать, как маленький остро­вок. Гриша решил тоже  опустить свой кирпич в воду. Дима укладывал  камни в воду на одной линии с кирпичами Гриши. Так ребята строили переход через улицу. И вот когда мальчики уложив все камни и кирпичи оказались друг перед другом, они посмотрели друг другу в глаза и Гриша первым начал разговор- предложил посмотреть пойманную им   во дворе черепаху.

 

-почему рассказ называется «Мостик»?

Рассказ называется «Мостик» потому, что тот переход через дорогу, который ребята сделали, был не просто мостиком через мостовую, залитую водой. Строительство этого мостика  помогло им помириться.

 

Ребята, давайте теперь вспомним о дружбе пословицы и поговорки. Назовите их.

Старый друг лучше новых двух.                                    
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг не гриб, в лесу не найдешь.

Легче друга потерять, чем найти

 

Заключение

Молодцы, ребята! Сегодня вы замечательно потрудились. Скажите, вам было интересно? Вы узнали что-то новое для себя? А теперь ответьте мне на вопрос: Так что же  такое дружба?

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу. Такое толкование понятию дружбы дано в словаре. А каково ваше мнение, ребята? Каким должен быть настоящий друг? Что, значит, быть требовательным к дружбе? Дружбу можно создавать, укреплять, но можно и разрушить. Дорожите школьной дружбой. Берегите друзей. Легче друга потерять, чем найти. Следуйте в жизни этой пословице.

До свидания! Было приятно с вами пообщаться!

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – с. 120.

[2] Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

[3] Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с. – c. 16-25.

Название темы: Что такое дружба?

Название темы: Что такое дружба?

Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,

Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,

В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы

В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1

Классный час Введение Здравствуйте, ребята!

Классный час Введение Здравствуйте, ребята!

Много раз пробовали школьные товарищи поми­рить их, но всё напрасно: очень уж упрямые были оба

Много раз пробовали школьные товарищи поми­рить их, но всё напрасно: очень уж упрямые были оба

Школьным товарищам не удалось их померить потому, что очень упрямые были

Школьным товарищам не удалось их померить потому, что очень упрямые были

Старый друг лучше новых двух.

Старый друг лучше новых двух.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2024