Что такое музыкальный жанр?
Оценка 4.8

Что такое музыкальный жанр?

Оценка 4.8
docx
29.09.2021
Что такое музыкальный жанр?
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР.docx

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ

http://www.eps21.ru/photos/muzykalnye-janry-obyyasnenie-dlya-detey-69190-large.jpg

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит                А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают: обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями; концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора; театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

http://clipart-library.com/images/qiBXooXqT.gifКроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)         НАЗВАНИЯ ЖАНРОВ О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест).  Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская). Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вокальные жанры.

Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Народная  песня.

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного  творчества.

Формы народной песни

1.     Эпические.

2.     Исторические.

3.     Революционные.

4.     Рекрутские.

5.     Обрядовые.

6.     Трудовые.

7.     Лирические.

8.     Хороводные.

9.     Игровые.

10. Плясовые.

11. Сатирические

Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании  в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.

В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным  сопровождением.

Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.

Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.

Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.

Серенада – песня, обращенная к любимой.

Баркарола – песня лодочника.

Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.

Вокально-инструментальные жанры.

Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.

Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).

https://i.ytimg.com/vi/miLzaG0DJ_A/maxresdefault.jpgПо структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.

Симфонии пишутся для исполнения:
-большим  симфоническим оркестром,
-неполным составом симфонического оркестра,
-духовым оркестром,
-оркестром народных инструментов,
-оркестра и хора с солирующими голосами,
-симфонии для солирующего инструмента с оркестром.
Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.

 Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.

Джаз

https://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=cde42ed4cd62e1fb51b0b6608f313b4d&n=33&h=215&w=273

Джаз (англ. - jazz) род увеселительной музыки, преимущественно увеселительного характера. Джаз возник в США в 1915 году и получил широкое распространение в других странах. Он был заимствован от негритянского фольклора спиричуэл-с.

Типичные формы  джаза: фокстрот, блюз, уан-степ, чарльстон, танго, румба, буги-вуги, рок-н-ролл, и т.д. Одним из предшественников Джаза был рэгтайм (англ. Ragtime, от rag – обрывок и time – время, темп, такт, «рваный ритм». Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров.)

Джаз заимствовал в народной музыке американских негров некоторые особенности ритма (острые ритмы) лада, инструментовки, звукоизвлечения. В джазе специфический лад с нефиксированным точно  третьей и седьмой ступенями; простая  гармония изобилующая плагальными  оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых секстаккордов. Элементы Джаза используются с большей или меньшей самостоятельностью в искусстве некоторых современных эстрадных оркестров, а также в симфонических и оперных произведениях.

Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку. В состав Джаз-Банд обычно входят 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контробас или туба, банджо, гавайская гитара, несколько скрипок, фортепиано и набор ударных  инструментов. Состав этот варьируется, иногда значительно расширяется (например симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. Название свое Джаз-Банд получил,  как полагают, по имени негра Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого такого оркестрового ансамбля в США.

Характерные особенности джазовой музыки.

1.     Специфический лад с нефиксированными  точно третьей и седьмой ступенями.

2.     Использование глиссандо.

3.     Особый синкопированный ритм.

4.     Простая гармония  изобилующая плагальными оборотами и последованием параллельных субдоминантовых секстаккордов.

https://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=9d7a28e72a3acc4a8b390d8b2d770e84&n=33&h=215&w=281Балет - (Франц. Ballett, от лат. Ballo – танцую.) вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку, танец и пантомиму, а также изобразительные искусства. Музыка балета не только сопровождает танец и пантомиму, но и выражает драматическое содержание.

Балет – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается танцем.

Танцы в балете принято разделять на классические и характерные (последние близки к народным танцам). Главная система выразительных средств Балета – классический танец. Существуют специфические балетные музыкально-хореографические формы (например, па-де-дё - дуэт определённой структуры) . Большое место занимают действенные танцевальные эпизоды (па д’аксьон). Массовые танцы исполняются кордебалетом. Танцы и пантомимы нередко объединяются  в целостные  музыкально-хореографические сцены. Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная  завершённость форм.  Музыка пантомимы  строится более свободно и  гибко, не ограничиваясь специфическими  танцевальными элементами. Наряду с небольшими музыкальными пьесами в балете встречаются  более развёрнутые, приближающиеся к типу  крупных симфонических произведений, а также музыкально-хореографические сюиты (дивертисмент).

Балет различаются по жанру – героические, комические, романтические,  Балет-феерия и т.д. Особой популярностью в Балете  пользуются  сказочные и фантастические сюжеты.

Опера (итал.opera, буквально – сочинение, произведение, от латинского opera – труд, изделие) – вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается  в сценических музыкально-поэтических образах.

http://xn----7sbaba1bfillhqd4efx6iva3di.xn--p1ai/files/gallery/musorgsky-boris-godunov-feruchcho-furlanetto.jpgОпера – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается пением.

Опера объединяет в едином театральном действии вокальную (соло, ансамбль, хор) и инструментальную (симфоническую) музыку, драматургию, изобразительные искусства (декорации, костюмы), нередко хореографию. В опере находят многообразное воплощение различные  формы оперной музыки. Это номера сольного пения (ария, ариозо, песня, монолог), речитативы, ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т.д., включая большие финалы, часто с хором),хоровые сцены, танцы, оркестровые номера (увертюры, антракты и .д.)

В процессе исторического развития определились различные оперные жанры: Опера историко-героическая, историко-романтическая, историко-бытовая, героико-эпическая, народно-сказочная, лирическая, драматическая, комедийная, сатирическая и т.д.

Опера-балет.

Опера-балет (франц.  Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского  Оперы-балета типично разделение  на самостоятельные по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый спектакль общей идеей.



Жанры лирической музыки.

Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной. Ее можно исполнять без сопровождения, спеть хором; легко запоминается простая мелодия – обобщенный образ всех куплетов песни.

Шансон  (песня) – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.

Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.

Романс – жанр более развитый, чем песня. Чувство носит характер более индивидуальный, личный, предназначается для певца-солиста. Аккомпанемент часто развернутый и значительный – неотъемлемая часть произведения. Мелодия более сложная, чем в песне. Композитор откликается на каждый новый образ текста, создавая соответствующее настроение в музыке. Такое построение, в отличие от строфического, называется сквозным.

Ария – более крупный жанр вокальной лирики, составная часть оперы.

Ариетта – ария более малых масштабов в опере.

Элегия – один из жанров, проникших в музыку из поэзии. Грустная мечтательность или печальное размышление – вот обычный характер элегии. Воспоминание о невозвратном былом, об ушедшем дорогом человеке частый мотив элегий. Это жанр и вокальный и инструментальный. Элегии Грига, Рахманинова, элегичен романс Глинки «Сомнение», «Элегия» Массне. Элегии пишутся в медленных темпах и тяготеют к минорному ладу. Ее  разновидности

Размышления, Мечты. Здесь элегическая минорность не обязательна, окраска мечтаний бывает светла, прозрачна (Шуман «Грезы»).

Пастораль – пастушеская музыка, в более широком значении – сельская идиллия, чувство душевной гармонии, покоя. Фактура легка, отдельные мелодические голоса напоминают свирель, а неподвижный, покачивающийся нижний голос напоминает волынку.

Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей. Прежде всего – это лирическая песнь и колорит природы входит как элемент в общее лирическое ощущение. Начало ноктюрну в этом понимании положил Джон Фильд – ирландский композитор, много лет проживший в России, один из учителей Глинки. По ощущению покоя, умиротворенности некоторые темы ноктюрнов близки пасторальным, но отличаются от них специфическим «ночным» колоритом. В некоторых преобладают настроения сосредоточенной задумчивости или же глубокой скорби. Очень характерны аккомпанементы в ноктюрнах – звуки гармонии в них образуют мягко-извилистые, как бы баюкающие узорные линии, в которых можно уловить поэтические образы вечерней и ночной природы: колыхание волн, шелест листвы. Ощущение воздуха, сумерек.

Серенада имеет много общего с ноктюрном. Оба эти жанра в 18 веке имели общий смысл как музыка, исполняемая на открытом воздухе, но не обязательно лирическая. Слово «серенада» - «вечерняя музыка». Позже она получила значение как приветственная или любовная песня, распеваемая под окном. Отсюда сочная, иногда призывная мелодия и аккомпанемент, который подражает бряцанию аккордов гитары или мандолины, нередко с оттенком вальсового типа.

Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле  это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде. Это музыкальное изображение и мечтательного лодочника, и лодки на воде, и самой воды. Неторопливо скользит по водной глади гондола, лодочник поет песню неторопливую, как течение воды, как взмахи весел. Музыка баркаролы неторопливая, мечтательная. Мелодия выразительная, умеренный темп. В фактуре аккомпанемента элементы изобразительности: подражание всплеску волн, имитация мерного движения весел.

Колыбельная – широко распространенная в быту, она получила свое воплощение и в музыке. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».

Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии. Если это небольшое произведение, то композитор хочет подчеркнуть либо необычность, особую утонченность эмоции (Скрябин), либо ее значительность, глубину, пылкость (фортепианная «Поэма любви» Грига). В поэмах крупной формы: особое чувство вдохновенности, возвышенность, приподнятость тона, контрасты чувствований – порою очень сильные, свобода в их чередовании.

Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств. Это небольшие инструментальные произведения напевного склада. У Мендельсона 48 пьес – задушевно-лирических, ласковых, грустно-мечтательных или устремленных, бурных, порывистых. К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.

Баллада – так издавна назывались повествовательные песни с напряженно развивающимся сюжетом. Повествование это чуждо горячности, порывистости; его характер – неторопливое изложение, величаво-спокойная настроенность («эпический тон»). Предмет повествования – значительные деяния настоящего или прошлого времени. Эпосу близок элемент сказочно-легендарный, фантастический. Речь может идти о реальных исторических событиях или о поэтически воображаемых. Близко примыкают к балладе два менее распространенных жанровых названия – Сказка и Легенда. Заглавия эти уже определяют как повествовательность, так и характер ее содержания.

 

Танцевальные жанры

http://slistamos.ru/wp-content/uploads/2016/06/764.750x0.jpgТанцевальная музыка крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности. Широко развита русская народно-плясовая музыка: трепак, камаринская, «Барыня», более новые жанры – кадриль, плясовые частушечные «припевки», местные разновидности танцев. Хорошо развиты и плясовые жанры украинской (гопак, казачок), молдавской (жок, молдавеняска), белорусской (лявониха, бульба, полька-янка), дагестанской (лезгинка), грузинской (лекури или картули) народной музыки. Знамениты и танцы народов других стран – польские мазурка и краковяк, чешская полька, югославское коло, венгерский чардаш, итальянская тарантелла, испанские хота, фанданго, болеро, австрийский лендлер, немецкий гросфатер.

Ритмический рисунок – своего рода «зеркало танца». Он так передает характер движения, что по ритму, по характеру аккомпанемента мы можем угадать, каков сам танец – плавны или резки его «па», состоит ли из мелких шажков или включает смелые прыжки, горделив ли он или тих и спокоен.

Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.

Гавот – появился как видоизмененный французский бранль, широкую известность получил в 17-18 веке. Двухдольный и четырехдольный размер. Подвижный, веселый танец, исполнялся с подскоками и вприпрыжку. По характеру ему близок галоп.

Краковяк – польский танец, получил свое название от города Кракова. Характер живой, стремительный, жизнерадостный, горделивый. Движения имеют много общего с мазуркой. Ритм острый, синкопированный. Размер двухдольный.

Мазурка – национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.

«…Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком…»

Так описывал мазурку А.С.Пушкин.

Ритмика этого танца своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Эмоциональное богатство этого танца, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности. Как и вальс она стала инструментальной музыкой, но, благодаря своеобразному ритму, можно без труда узнать этот танец.

Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.

Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов.

Полька – национальный чешский танец. Живой ритм, веселый и жизнерадостный характер способствовали в 19 веке популярности среди молодежи нового бального танца. Использовали во время исполнения легкие прыжки, боковой галоп. Положение рук крест-накрест с движением вперед, кружением на месте.

Сарабанда – медленный танец испанского происхождения (с 16 века). Постепенно она приобрела величавый, скорбный характер. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трехдольный метр и акцент на второй доле такта.






 


 

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР? Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР? Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры

Лирические. 2. Хороводные

Лирические. 2. Хороводные

Симфонии пишутся для исполнения: -большим симфоническим оркестром, -неполным составом симфонического оркестра, -духовым оркестром, -оркестром народных инструментов, -оркестра и хора с солирующими голосами, -симфонии для солирующего…

Симфонии пишутся для исполнения: -большим симфоническим оркестром, -неполным составом симфонического оркестра, -духовым оркестром, -оркестром народных инструментов, -оркестра и хора с солирующими голосами, -симфонии для солирующего…

Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку

Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку

Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная завершённость форм

Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная завершённость форм

Жанры лирической музыки. Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной

Жанры лирической музыки. Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной

Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей

Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей

Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств

Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств

Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли

Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли

Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы

Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021