ЧТО ВЛИЯЕТ НА БЫСТРОТУ ЗАПОМИНАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ?
ОБЪЕМ.
Если текст большой по объему, это сразу пугает ребенка. Для детей 3 – 4 лет рекомендуемый объем – 2 – 3 четверостишия. Для старших дошкольников – 3 – 5 четверостиший.
ЗНАЧИМОСТЬ.
Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он быстрее справится с задачей. Это может быть подарком для бабушки, деда Мороза и т.д. Только в семь – восемь лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
ВРЕМЯ.
Заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
РИТМИЧНОСТЬ.
Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены четко и ритмично. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения.
ПОВТОРЯЕМОСТЬ.
Необходимо читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и сказок.
Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Заучивать стихотворения следует эмоционально и с выражением – такова детская природа. В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного заучивания, которое превращается в монотонное.
СООТВЕТСТВИЕ ТЕМПЕРАМЕНТУ.
Шалунам лучше предлагать стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно двигаться. Детям спокойным – размеренные, плавные.
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Есть дети, которым иллюстрации помогать запоминать стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв иллюстрацию.
Почему ребенок не запоминает стихи
или плохо запоминает — причины, что делать:
рекомендации специалиста
Некоторые дети очень хорошо запоминают стихотворения. Им достаточно всего пару раз прослушать какой-то текст, и они уже повторят его наизусть. Но есть и такие детки, которым весьма трудно сохранять в памяти стихи.
Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:
Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает:
ошибки, которые могут допускать родители
Заучивание стихотворений очень важно для детского развития, так как способствует:
11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение
1. Найдите непонятные слова
Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.
Часто встречаются слова, которые для вас знакомы, а для ребёнка могут быть непонятны. Например, «посошок», «на антресоли», «перинка», «резьба», «в неволе», «покров», «в белой круче», «молвит», «величаво» и прочие.
Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.
2. Увеличивайте объём постепенно
Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.
3. Визуализируйте стихотворение
Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.
4. Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!
Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
5. Переведите рифму в прозу
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.
Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.
6. Поиграйте в театр
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку можно не просто читать, а ещё и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Или поиграйте в такой вариант «крокодила», когда все слова стихотворения надо показать жестами!
7. Используйте диктофон
Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.
8. Разрежьте стихотворения на строчки
Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.
9. Повторяйте выученное
Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь.
Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.
10. Делайте перерывы
Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.
11. Никакого принуждения
Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.
Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!
Помните, что ребенок всегда подражает своим родителям. Поэтому показывайте ему пример. Декламируйте при любом удобном случае, выразительно читайте, рифмуйте слова. А еще сами учите как можно больше поэтических произведений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.