Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей капризности.
Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что то до вашего сознания. Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно.
Что делать родителям когда ребенок капризничает?
1. Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание
ребенка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей
капризности.
Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке
помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным
языком и пытается донести что то до вашего сознания. Помните, что положение
ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет
«родного языка», которым он владел бы совершенно свободно.
2. Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли и
что собираетесь предпринять по этому поводу. (Если ничего не
собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и
разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал и очень
сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас
нет. Так что придется идти, как шли. Я совершенно уверена в том, что ты
сможешь дойти».)
Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какието
дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за
проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне
стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче
справиться с этим». Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем
состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его
собственные ощущения своими. В дальнейшем это может привести к очень
неприятным последствиям,
когда уже подросший ребенок будет
ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что
я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь
никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.
Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для
капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле
ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка: «Ванечка, ты что, устал? Может,
у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела?
Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?»
Понятно, что и в этом случае речь будет идти не об истинном послании ребенка,
а о наиболее выгодном предложении.
Итак, проанализировав ситуацию, утвердительным тоном сообщите ребенку плод
ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить
вам.
3. Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.
Для этого есть одинединственный способ — родители сами должны говорить о
своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный
прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств,
вполне может сказать: «Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка
разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все
отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете».(Прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего
трехлетнего сына).
4. Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся
эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая
воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе
за ребенком.
И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко
приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и
поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку,
пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из
большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти
спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.
Но вот если мама чтото разрешает, а папа это же самое запрещает
категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки — от
состояния здоровья, а у дяди от отметок, которые ребенок получил в школе… И
все это относится к чемунибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на
диване… Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют
дети. В семье, где много людей и несколько воспитательских позиций, имеет
смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов
вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли
прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во
избежание дальнейших разночтений, имеет смысл даже составить на основе
достигнутых соглашений итоговый письменный документ, в котором любой
желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или
ином случае.
5. Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях,
предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.
Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы чтото
запретили маленькому ребенку, то пусть «нельзя» остается «нельзя». А если уж
позволили, то до конца вытерпите все последствия.
Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать
в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Несмотря на все капризы. Ваша
единственная уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого
послания таков: «Иногда, при какихто (не совсем ясных) обстоятельствах
капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое
послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать