Что делать родителям когда ребенок капризничает?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей капризности. Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что то до вашего сознания. Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно.
Иконка файла материала Что делать родителям когда ребенок капризничает.doc
Что делать родителям  когда ребенок капризничает? 1. Попытайтесь   как   можно  точнее   прочитать  и   проанализировать   послание ребенка,   которое   заложено   в   его   сиюминутной   или   долгоиграющей капризности. Постарайтесь   не   относиться   к   капризам   ребенка   как   к   очередной   попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что то до вашего сознания. Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно. 2. Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли и что   собираетесь   предпринять   по   этому   поводу. (Если   ничего   не собираетесь   предпринимать,   то   об   этом   тоже   обязательно   сообщите   и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти, как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».) Если   ребенок,   прервав   нытье,   захочет   поправить   вас   или   внести   какие­то дополнения,   внимательно   выслушайте   его   и   обязательно   похвалите   за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало   гораздо   яснее,   что   именно   тебя   беспокоит.   Теперь   нам   будет   легче справиться с этим». Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии.   Он   лучше   знает,   что   именно   он   испытывает.   Не   подменяйте   его собственные   ощущения   своими.   В   дальнейшем   это   может   привести   к   очень неприятным   последствиям,   когда   уже   подросший   ребенок   будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я  сейчас   чувствую?».   Сами   понимаете,   что   полученный   ответ   не   будет   иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка. Распространенной   ошибкой   родителей   является   и   подбор   вариантов   для капризничающего   ребенка,   когда   ему   остается   только   в   буквальном   смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка: «Ванечка, ты что, устал? Может, у   тебя   головка   болит?   А   может,   животик?   А   может,   тебя   бабушка   обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?» Понятно, что и в этом случае речь будет идти не об истинном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении. Итак, проанализировав ситуацию, утвердительным тоном сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам. 3. Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами. Для этого есть один­единственный способ — родители сами должны говорить о своих   чувствах   в   присутствии   ребенка.   Уже   трехлетний   ребенок,   приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне   может   сказать:   «Я   сейчас   злой!   Я   сейчас   ужасно   злой!   Меня   кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите,   я   буду   на   кухне   злиться.   А   потом   приду,   и   вы   меня   пожалеете».(Прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына). 4. Для   профилактики   детских   капризов   и   борьбы   с   уже   развившейся эмоциональной   неустойчивостью   большое   значение   имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком. И   в   строгих,   и   в   демократических   семьях   дети   достаточно   легко приспосабливаются   к   существующим   правилам,   если   эти   правила   едины   и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока   не   начал   есть   дедушка,   и   там,   где   все   в   любое   время   едят   руками   из большой   кастрюли,   которая   всегда   стоит   на   плите,   вполне   может   вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок. Но   вот   если   мама   что­то   разрешает,   а   папа   это   же   самое   запрещает категорически,   а   у   бабушки   все   зависит   от   настроения,   а   у   дедушки   —   от состояния здоровья, а у дяди от отметок, которые ребенок получил в школе… И все это относится к чему­нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване… Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети. В семье, где много людей и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать   на   диване,   есть   сардельки   руками   и   пинать   кошку.   Иногда,   во избежание   дальнейших   разночтений,   имеет   смысл   даже   составить   на   основе достигнутых   соглашений   итоговый   письменный   документ,   в   котором   любой желающий  сможет  при  необходимости  уточнить,  как  же  поступать  в  том  или ином случае. 5. Крайне   необходима последовательность   в   утверждениях   и   требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что­то запретили маленькому ребенку, то пусть «нельзя» остается «нельзя». А если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия. Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать  в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Несмотря на все капризы. Ваша  единственная уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого  послания таков: «Иногда, при каких­то (не совсем ясных) обстоятельствах  капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое  послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать