Что нам дает система Брайля.

  • Работа в классе
  • docx
  • 19.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что нам дает система Брайля. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. А чтобы слепой ребенок, поступающий в школу, умел читать - это вообще большая редкость. Для решения этой проблемы необходимо налаживать дошкольное воспитание данной категории детей.Что нам дает система Брайля
Иконка файла материала брайля.docx
Сообщение зрения зональный семинар для родителей детей с нарушением Реабилитация и мы: Что нам дает Брайль Реабилитация и мы: Что нам дает БрайльЗдравствуйте уважаемые родители и гости! Я бы хотела поговорить с вами об огромном значении рельефно-точечного шрифта Брайля, который открыл незрячим широкие возможности для получения образования, освоения различных профессий. знаний, Брайль – это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль в реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно закреплена   не   только   в   российском,   но   и   в   международном законодательстве,   в   частности,   в   Конвенции   ООН   о   правах инвалидов,   которая   в   2008   году   была   подписана   Российской Федерацией». Пожалуй, самая большая беда при сильной потере зрения в том, что   человек   теряет   способность   читать.   Задумайтесь   на   миг, насколько   важна   для   каждого   человека   эта   способность.   Люди давно осознали это и пытались найти метод научить слепых людей читать. Например,   уже   в   далеком   1517   году   существовала   система гравировки букв на деревянной доске таким образом, что слепой мог узнавать их при помощи пальцев рук. Кончики пальцев чело­ века очень чувствительны, и с их помощью слепой может «читать». В   большинстве   последующих   систем   использовались   выпуклые буквы. Но все они страдали одним недостатком: слепой мог читать, но научиться писать было очень сложно. В 1829 году человек по имени Луис Брайль, преподаватель в школе слепых   и   сам   слепой,   изобрел   систему,   по   которой   незрячий   с помощью   нехитрого   приспособления   мог   читать   и   писать.  Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Выделю наиболее актуальные проблемы, существующие сегодня в данном   направлении:   зрячие   дети,   поступающие   в   школу,практически все умеют читать, а незрячие дети часто поступают в школу,   не   имея   даже   элементарных   навыков   самообслуживания, слабо   развитую   моторику   пальцев   рук,   при   этом   значительно отстают   в   физическом   развитии.   А   чтобы   слепой   ребенок, поступающий в школу, умел читать ­ это вообще большая редкость. Для решения этой проблемы необходимо  налаживать дошкольное воспитание   данной   категории   детей.   Во   многих   регионах   есть детские сады для детей с нарушением зрения, как и у нас, но туда, как правило, не принимаются тотально слепые дети. Еще есть такая проблема: многие родители оказывают  специалистам яростное сопротивление, возражая против обучения  своего ребенка по системе Брайля, если у него есть хотя бы  остатки зрения. Сама лично сталкивалась с такой позицией, когда  говорят: «Мой ребенок будет читать и писать, как все, я не хочу,  чтобы его учили читать руками». Сейчас   происходит   очень   противоречивый   процесс,   когда   мир зрячих все больше поворачивается к брайлю  И уже часто можно и этикетки   прочитать   по   брайлю,   и   обозначения   на   бытовой аппаратуре,   в   лифтах,   а   незрячие   от   брайля   все   больше отворачиваются, среди незрячих все меньше людей знают брайль и все меньше людей готовы по брайлю что­либо читать. Восприятие   информации   на   слух   и   восприятие   информации   с помощью   осязания   имеют   свои   плюсы.   Огромным   плюсом восприятия   информации   на   слух   является   возможность   беглого освоения больших информационных величин, например, книги по 700­900 страниц прослушать быстрее, чем прочитать по брайлю. Но у   восприятия   осязательного  есть   свои   преимущества.   Если   речь идет о восприятии таких вещей, как текст по математике с большим количеством   цифр   и     формул,   то   они,   конечно,   должны восприниматься исключительно по брайлю. Мне хотелось бы кратко сформулировать те особенности, в силу которых   использование   брайля   неизбежно.   Брайль   максимально приближен   к   чтению   глазами.   От   системы   Брайля   не   удастся отказаться   при   обучении   детей.   Второй   аспект:   использование брайля   обязательно   для   инвалидов   по   зрению   и   слуху.   Никаких альтернатив здесь пока не предложено. Третий аспект: практика показывает,   что   есть   такие   тексты,   которые   на   слух   плохо воспринимаются.   Я   бы   таких   текстов   выделила   три   вида: математические   тексты   с   формулами,   сложные   философскиетексты   с   рядом   сложноподчиненных   оборотов,   требующие повышенной концентрации, и, наконец, ноты. Обучение использованию рельефно­точечного шрифта не требует дополнительной   квалификации   по   сравнению   с   использованием альтернативных механизмов работы с информацией. РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация из 6 точек, или шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. В представленном вам буклете изложены выдержки из пособия по обучению системе Брайля. Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, — научить Вас, в том числе и родителей, общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно — вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.Таким образом, СИСТЕМА БРАЙЛЯ – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину. Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки. Для удобства точки описываются при чтении следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз: 1 4 · · 2 5 · • 3 6 • • Принадлежности для письма по Брайлю Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки. Использование брайлевского прибора и грифеля Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 — слева. Необходимые средства обучения 1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка. 2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см. 3. Пособие для обучения системе Брайля.В такой ситуации у некоторых детей возникла необходимость изучать  систему Брайля. Ко мне за помощью обращались  родители Славы  Коваленко, Ирины Скрынниковой. С этими ребятами я получила  неоценимый опыт работы с данной категорией детей. Занятия я проводила, как правило, три раза в неделю по часу. Первые  занятия с детьми начинала с проверки чувствительности пальцев и  тренировки осязания, предлагала распознать на ощупь крупы, игрушки,  различные предметы. В дальнейшем с этой же целью использовал  упражнения из «Русской азбуки, а также свои методические наработки. Обучение письму начинали с выкладывания шеститочия на разборной  азбуке, ориентировки на листе, в приборе, в ячейке – шеститочия,    написания шеститочия, это способствовало выработке навыков  правильного (вертикального) держания грифеля, ориентировки в клетке и  строке, перехода с одной строки на другую, и, что очень важно, развитию и  укреплению мышц кисти руки, участвующих в работе при письме. Такие  упражнения применялись в течение всего курса обучения. Ученик сам  проверял написанное, находил ошибки, говорил о них, я также прочитывала и подтверждала им сказанное или поправляла. Буквы изучались в том  порядке, как они размещены в азбуке. При обучении чтению обращалось внимание на развитие осязания на  указательных пальцах обеих рук. Упражнения из точечных комбинаций, а  потом и буквенные тексты читаются ребенком поочередно правой и левой  руками, а к концу курса обучения ученик читает тексты одновременно  обеими руками. Понятно, что техника письма и чтения зависят от того, как  много ученик занимается этой работой. Когда дети учились во втором  классе массовой школы, я приучал их к переписыванию текстов одной  рукой при одновременном чтении его другой рукой. Такие навыки  значительно облегчают выполнение письменных работ. Обучал также  исправлять ошибки при письме – недоколы, переколы.1 4 3 2 53 6 Литература 1. Красноусов П.Д., Шоев Ф.И.. Луи Брайль: историко­библиографический  очерк., М., ВОС, 1976 3. Мушева М.Г., Денискина В. 2. Методика ускоренного запоминания основных знаков. М., «Педагогика»,  2000 г.  3. Потемина М.Б., Рогушин В.К. Букварь для изучающих систему Брайля»  в 2­х книгах СПб, «Чтение», 1999.  4. Потешина М.Б., Рогушин В.К. «Книга для послебукварного чтения»,  СПб, «Чтение», 1999. 6. Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться  читать и писать., М., 1987.