Что нам дает система Брайля. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. А чтобы слепой ребенок, поступающий в школу, умел читать - это вообще большая редкость. Для решения этой проблемы необходимо налаживать дошкольное воспитание данной категории детей.Что нам дает система Брайля
Сообщение
зрения
зональный семинар для родителей детей с нарушением
Реабилитация и мы:
Что нам дает Брайль
Реабилитация и мы: Что нам дает БрайльЗдравствуйте уважаемые родители и гости! Я бы
хотела поговорить с вами об огромном значении
рельефно-точечного шрифта Брайля, который
открыл незрячим широкие возможности для
получения образования,
освоения
различных профессий.
знаний,
Брайль – это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль в
реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно
закреплена не только в российском, но и в международном
законодательстве, в частности, в Конвенции ООН о правах
инвалидов, которая в 2008 году была подписана Российской
Федерацией».
Пожалуй, самая большая беда при сильной потере зрения в том,
что человек теряет способность читать. Задумайтесь на миг,
насколько важна для каждого человека эта способность. Люди
давно осознали это и пытались найти метод научить слепых людей
читать.
Например, уже в далеком 1517 году существовала система
гравировки букв на деревянной доске таким образом, что слепой
мог узнавать их при помощи пальцев рук. Кончики пальцев чело
века очень чувствительны, и с их помощью слепой может «читать».
В большинстве последующих систем использовались выпуклые
буквы. Но все они страдали одним недостатком: слепой мог читать,
но научиться писать было очень сложно.
В 1829 году человек по имени Луис Брайль, преподаватель в школе
слепых и сам слепой, изобрел систему, по которой незрячий с
помощью нехитрого приспособления мог читать и писать. Для
слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю
является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и
независимости.
Выделю наиболее актуальные проблемы, существующие сегодня в
данном направлении: зрячие дети, поступающие в школу,практически все умеют читать, а незрячие дети часто поступают в
школу, не имея даже элементарных навыков самообслуживания,
слабо развитую моторику пальцев рук, при этом значительно
отстают в физическом развитии. А чтобы слепой ребенок,
поступающий в школу, умел читать это вообще большая редкость.
Для решения этой проблемы необходимо налаживать дошкольное
воспитание данной категории детей. Во многих регионах есть
детские сады для детей с нарушением зрения, как и у нас, но туда,
как правило, не принимаются тотально слепые дети.
Еще есть такая проблема: многие родители оказывают
специалистам яростное сопротивление, возражая против обучения
своего ребенка по системе Брайля, если у него есть хотя бы
остатки зрения. Сама лично сталкивалась с такой позицией, когда
говорят: «Мой ребенок будет читать и писать, как все, я не хочу,
чтобы его учили читать руками».
Сейчас происходит очень противоречивый процесс, когда мир
зрячих все больше поворачивается к брайлю И уже часто можно и
этикетки прочитать по брайлю, и обозначения на бытовой
аппаратуре, в лифтах, а незрячие от брайля все больше
отворачиваются, среди незрячих все меньше людей знают брайль и
все меньше людей готовы по брайлю чтолибо читать.
Восприятие информации на слух и восприятие информации с
помощью осязания имеют свои плюсы. Огромным плюсом
восприятия информации на слух является возможность беглого
освоения больших информационных величин, например, книги по
700900 страниц прослушать быстрее, чем прочитать по брайлю. Но
у восприятия осязательного есть свои преимущества. Если речь
идет о восприятии таких вещей, как текст по математике с большим
количеством цифр и
формул, то они, конечно, должны
восприниматься исключительно по брайлю.
Мне хотелось бы кратко сформулировать те особенности, в силу
которых использование брайля неизбежно. Брайль максимально
приближен к чтению глазами. От системы Брайля не удастся
отказаться при обучении детей. Второй аспект: использование
брайля обязательно для инвалидов по зрению и слуху. Никаких
альтернатив здесь пока не предложено. Третий аспект: практика
показывает, что есть такие тексты, которые на слух плохо
воспринимаются. Я бы таких текстов выделила три вида:
математические тексты с формулами, сложные философскиетексты с рядом сложноподчиненных оборотов, требующие
повышенной концентрации, и, наконец, ноты.
Обучение использованию рельефноточечного шрифта не требует
дополнительной квалификации по сравнению с использованием
альтернативных механизмов работы с информацией.
РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ
Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный
шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого
лежит комбинация из 6 точек, или шеститочия. Знак,
изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6
мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм.
Написанный таким образом текст при определённом
навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения
знаков и их компактность позволяют незрячему читателю
достаточно быстро читать текст.
Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт
Брайля является лучшим способом развития навыков
правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того,
сложные схемы и графики, которые трудно описать устно,
легко описываются посредством системы Брайля.
Изучение системы Брайля даст возможность незрячему
ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским
дисплеем и на брайлевском принтере.
Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью
указательного пальца одной или обеих рук.
В представленном вам буклете изложены выдержки из
пособия по обучению системе Брайля. Цель, с которой мы
предлагаем вам данное пособие для изучения системы
Брайля в домашних условиях, — научить Вас, в том числе и
родителей, общаться с вашими незрячими друзьями и
незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать
письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже
очень важно — вы сможете прочитать письмо, записку или
оставленный вам номер телефона, сможете свободно
общаться с друзьями и родственниками без посредников.Таким образом, СИСТЕМА БРАЙЛЯ
– это система тактильного чтения для слепых, состоящая из
шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка
состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.
Различные брайлевские знаки формируются путем
помещения точек в различные положения внутри ячейки.
Для удобства точки описываются при чтении следующим
образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху
вниз:
1 4
· ·
2 5
· •
3 6
• •
Принадлежности для письма по Брайлю
Существует два метода письма по Брайлю вручную: с
помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью
брайлевской печатной машинки.
Использование брайлевского прибора и грифеля
Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского
прибора.
Каждая ячейка пластины соответствует
брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по
углублениям в нижней пластине, чтобы получить
брайлевский знак. Так как для прочтения написанного
бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа
налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а
точки 4, 5 и 6 — слева.
Необходимые средства обучения
1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.
2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.
3. Пособие для обучения системе Брайля.В такой ситуации у некоторых детей возникла необходимость изучать
систему Брайля. Ко мне за помощью обращались родители Славы
Коваленко, Ирины Скрынниковой. С этими ребятами я получила
неоценимый опыт работы с данной категорией детей.
Занятия я проводила, как правило, три раза в неделю по часу. Первые
занятия с детьми начинала с проверки чувствительности пальцев и
тренировки осязания, предлагала распознать на ощупь крупы, игрушки,
различные предметы. В дальнейшем с этой же целью использовал
упражнения из «Русской азбуки, а также свои методические наработки.
Обучение письму начинали с выкладывания шеститочия на разборной
азбуке, ориентировки на листе, в приборе, в ячейке – шеститочия,
написания шеститочия, это способствовало выработке навыков
правильного (вертикального) держания грифеля, ориентировки в клетке и
строке, перехода с одной строки на другую, и, что очень важно, развитию и
укреплению мышц кисти руки, участвующих в работе при письме. Такие
упражнения применялись в течение всего курса обучения. Ученик сам
проверял написанное, находил ошибки, говорил о них, я также прочитывала
и подтверждала им сказанное или поправляла. Буквы изучались в том
порядке, как они размещены в азбуке.
При обучении чтению обращалось внимание на развитие осязания на
указательных пальцах обеих рук. Упражнения из точечных комбинаций, а
потом и буквенные тексты читаются ребенком поочередно правой и левой
руками, а к концу курса обучения ученик читает тексты одновременно
обеими руками. Понятно, что техника письма и чтения зависят от того, как
много ученик занимается этой работой. Когда дети учились во втором
классе массовой школы, я приучал их к переписыванию текстов одной
рукой при одновременном чтении его другой рукой. Такие навыки
значительно облегчают выполнение письменных работ. Обучал также
исправлять ошибки при письме – недоколы, переколы.1
4
3
2
53
6
Литература
1. Красноусов П.Д., Шоев Ф.И.. Луи Брайль: историкобиблиографический
очерк., М., ВОС, 1976 3. Мушева М.Г., Денискина В.
2. Методика ускоренного запоминания основных знаков. М., «Педагогика»,
2000 г.
3. Потемина М.Б., Рогушин В.К. Букварь для изучающих систему Брайля»
в 2х книгах СПб, «Чтение», 1999.
4. Потешина М.Б., Рогушин В.К. «Книга для послебукварного чтения»,
СПб, «Чтение», 1999. 6. Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться
читать и писать., М., 1987.