Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Оценка 4.8
Лекции +4
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.03.2019
Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание, зрелый возраст и, к сожалению, старение. При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
подросковый период.docx
Что с ними происходит? Особенности
подросткового периода.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый
(пубертатный) период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и
психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в
это время?
Физиологические изменения
В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма.
Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду
изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится
завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много
«недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета.
Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков
и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и
ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь
уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот
переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают
переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом
деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое
время.
Противоречия в изменениях
В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть
внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек
часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время
внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного
и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и
половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я
развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого
утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но
он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не
такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое
худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой
«крикливостью» одежды, прически, манер.
Гормональная перестройка организма
Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления
оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые
гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы:
у мужчин – яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части
тестостерон), а у женщин – яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них
созревают половые клетки – сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов
вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Внешние изменения
Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры,
появлением вторичных половых признаков. Период полового созревания у
девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра,
фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них
темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться
молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания
появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более
узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста
у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке,
подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем
и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки
становятся толще – голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез,
особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко
появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение
спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки
– сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения:
увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также
помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.
Психологические особенности подросткового периода
Часто родителям кажется, что детство – самый беззаботный и легкий этап
жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но
только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально
меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового
возраста можно охарактеризовать так:
подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя,
начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой
социальной роли;
подросток кардинально изменяет свое самосознание – он начинает иначе
мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода
Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если
же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо
простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные
задачи, которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток – уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать
себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и
научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо
еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со
сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед
подростком одновременно.
Внутренняя позиция подростка
Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток,
очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как
подросток становится эмоционально
нестабильным,
вспыльчивым,
раздражительным и очень чувствительным к
внешним оценкам;
со
своей половой идентификацией, начинает
задумываться
с
противоположным полом и переживает
первый опыт сексуального возбуждения;
определяется
отношениях
подросток
об
взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает
жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В
этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как
раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться
он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его
состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю
семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно,
сложный и для родителей, и для самих подростков период?
Что может помочь?
Во-первых, подросткам следует сказать о необходимости бережного и
уважительного отношения к себе и своему телу, напомнить им, что они
становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем
роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с
уважением.
Во-вторых, важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку,
что происходит в его жизни. Знание, что многие процессы обусловлены резкой
перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям.
Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость
позиции – основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия
гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании
мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно
снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих, подросткам в это время может помочь опыт его родителей и
близких взрослых. Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и
рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и
окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему
внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже
взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец, главная помощь – это внимательное, бережное и
уважительное отношение друг к другу. Только так вы сможете сохранить
доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И
помните: любой сложный период заканчивается, отношения же – остаются. Одним
из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный)
период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая
перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?
Физиологические изменения
В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма.
Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду
изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится
завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много
«недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета.
Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков
и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и
ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь
уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот
переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом
деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое
время.
Противоречия в изменениях
В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть
внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек
часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время
внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного
и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и
половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я
развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого
утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но
он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не
такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое
худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой
«крикливостью» одежды, прически, манер.
Гормональная перестройка организма
Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления
оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые
гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы:
у мужчин – яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части
тестостерон), а у женщин – яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них
созревают половые клетки – сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов
вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Внешние изменения
Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры,
появлением вторичных половых признаков. Период полового созревания у
девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от
мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра,
фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них
темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться
молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания
появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более
узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста
у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке,
подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем
и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки
становятся толще – голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез,
особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко
появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение
спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки
– сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также
помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.
Психологические особенности подросткового периода
Часто родителям кажется, что детство – самый беззаботный и легкий этап
жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но
только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально
меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:
подросток становится эмоционально
нестабильным,
вспыльчивым,
раздражительным и очень чувствительным к
внешним оценкам;
со
своей половой идентификацией, начинает
задумываться
с
противоположным полом и переживает
первый опыт сексуального возбуждения;
определяется
отношениях
подросток
об
подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя,
начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой
социальной роли;
подросток кардинально изменяет свое самосознание – он начинает иначе
мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода
Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если
же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо
простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные
задачи, которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток – уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать
себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и
научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо
еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со
сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед
подростком одновременно.
Внутренняя позиция подростка
Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток,
очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как
взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает
жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В
этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как
раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться
он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его
состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю
семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно,
сложный и для родителей, и для самих подростков период?
Что может помочь? Во-первых, подросткам следует сказать о необходимости бережного и
уважительного отношения к себе и своему телу, напомнить им, что они
становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем
роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с
уважением.
Во-вторых, важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку,
что происходит в его жизни. Знание, что многие процессы обусловлены резкой
перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям.
Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость
позиции – основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия
гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании
мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно
снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих, подросткам в это время может помочь опыт его родителей и
близких взрослых. Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и
рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и
окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему
внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже
взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец, главная помощь – это внимательное, бережное и
уважительное отношение друг к другу. Только так вы сможете сохранить
доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И
помните: любой сложный период
заканчивается, отношения же – остаются.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.