Что такое эстрадная музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.
Иконка файла материала 1.docx
Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий  собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец,  оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.  Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального  искусства, обращенный к самой широкой слушательской  аудитории.  Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К  нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни,  произведения для эстрадно­симфонических оркестров и  вокально­инструментальных ансамблей.  Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим  понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия,  общедоступная. В историческом плане к легкой музыке можно  отнести несложные по содержанию, завоевавшие всеобщую  популярность классические произведения, например пьесы Ф.  Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И.  Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В.  А. Моцарта.  В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по  характеру и эстетическому уровню области музыкального  творчества используются, с одной стороны, те же  выразительные средства, что и в серьезной музыке, с другой —  свои, специфические.Термин «эстрадный оркестр» был предложен Л. О. Утёсовым в  конце 40­х гг., что дало возможность разделить два понятия:  музыку собственно эстрадную и джазовую.  У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации,  осуществляемой ритм­секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых эстрадными и джазовыми коллективами  произведений. Но если джазовой музыке свойственны  импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а  формы современного джаза порой достаточно сложны для  восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью  музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной  ритмической простотой.  Один из самых распространенных видов эстрадных  инструментальных составов — эстрадно­симфонический  оркестр (ЭСО), или симфоджаз. В нашей стране становление и  развитие ЭСО связано с именами В. Н. Кнушевицкого, Н. Г.  Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно­симфонических  оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых  пьес и фантазий на известные темы до аккомпанемента песен и  оперетт.  Кроме непременной ритм­секции и полного духового состава  биг­бэнда (группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО  входят традиционные группы инструментов симфоническогооркестра — деревянные духовые, валторны и струнные  (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в ЭСО  приближается к симфоническому оркестру: струнная группа  доминирует, что связано с преимущественно мелодическим  характером музыки для ЭСО; большую роль играют деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок  к принятому в симфоническом оркестре, хотя наличие  постоянно пульсирующей ритм­секции и более активная роль  медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой  звучание джаз­оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО  играют арфа, вибрафон, литавры.  В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления  передаются по радио и телевидению, они чаще всего исполняют  киномузыку, участвуют в больших эстрадных концертах и  фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку  специально для ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н.  Людви­ковский, О. Н. Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С.  Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Тер­лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В. Кальварский и другие.  К жанру эстрадной музыки относятся различные виды  эстрадных песен: традиционный романс, современная  лирическая песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым  инструментальным сопровождением. Главное, что объединяет  многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их  авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии.  Корни такого демократизма — в старинном романсе и всовременном городском фольклоре.  Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так,  в советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности,  патриотизма, борьбы за мир и т. д. Недаром песни И. О.  Дунаевского, В. П. Соловьева­Седого, М. И. Блантера, А. Н.  Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня  Соловьева­Седого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли  друг друга различные виды танцевальной музыки. Так, танго,  румбу, фокстрот сменил рок­н­ролл, на смену ему пришли  твист и шейк, большую популярность имели ритмы самбы и  босса­новы. В течение ряда лет в эстрадно­танцевальной музыке был распространен стиль диско. Он возник из сплава  негритянской инструментальной музыки с элементами пения и  пластики, характерных для эстрадных певцов из Латинской  Америки, в частности с острова Ямайки. Тесно связанная в  Западной Европе и США с индустрией грамзаписи и практикой  деятельности дискотек, музыка стиля диско оказалась одним из быстротекущих направлений эстрадно­танцевальной музыки 2­й половины XX в.  Среди советских композиторов, заложивших отечественные  традиции в жанре танцевальной музыки, — А. Н. Цфасман, А.  В. Варламов, А. М. Полонский и другие.  К области эстрадной музыки можно отнести современную рок­музыку. В музыкальной культуре Западной Европы и США —  это течение, очень пестрое по идейно­художественному уровню  и эстетическим принципам. Оно представлено как  произведениями, выражающими протест против социальной  несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями,  проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же  разнородна музыкальная стилистика ансамблей,  представляющих это течение. Есть у них, однако, общая основа, некоторые отличительные черты.  Одна из таких черт — использование пения, сольного и  ансамблевого, а следовательно, и текста, несущего  самостоятельное содержание, и человеческого голоса как  особой тембровой окраски. Участники ансамблей или групп  нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.  Ведущие инструменты — гитары, а также различные  клавишные, реже духовые. Звучание инструментов усиливается  различными преобразователями звука, электронными  усилителями. От джазовой музыки рок­музыка отличается  более дробной метроритмической структурой.  В нашей стране элементы рок­музыки получили свое отражение  в творчестве вокально­инструментальных ансамблей (ВИА).  Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и  широкой популярности играла значительную роль в  эстетическом воспитании подрастающего поколения.