«ЧТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
Иконка файла материала что такое одаренность.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ЧТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?» Одаренность  – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких   (необычных,   незаурядных)   результатов   в   одном   или   нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный   ребенок  –   это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимся   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  На   сегодняшний   день   большинство   психологов   признают,   что   уровень, качественное   своеобразие   и   характер   развития   одаренности   –   это   всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и   социальной   среды,   опосредованного   деятельностью   ребенка   (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка,   а   также   психологические   механизмы   саморазвития   личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.  Детский возраст  – период становления способностей и личности. Это время   глубоких   интегративных   процессов   в   психике   ребенка   на   фоне   ее дифференциации.   Уровень   и   широта   интеграции   определяют   особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого   процесса,   его   задержка   или   регресс   определяют   динамику   развития одаренности.  Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным   делам,   но   и   по   инициированным   им   самим   формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности,   несмотря   на   потенциально   высокий   уровень   способностей, являются   те   или   иные   трудности   развития   ребенка:   например,   заикание, повышенная   тревожность,   конфликтный   характер   общения   и   т.   п.   При оказании такому ребенку психолого­педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.  Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.  Одаренность   в   детском   возрасте   можно   рассматривать   в   качестве потенциала   психического   развития   по   отношению   к   последующим   этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности   в   детском   возрасте   (в   отличие   от   одаренности   взрослого человека).1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного   развития.   Каждый   детский   возраст   имеет   свои   предпосылки развития способностей.  2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности. 3)   Своеобразие   динамики   формирования   детской   одаренности   нередко проявляется   в   виде   неравномерности   (рассогласованности)   психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.  4)   Проявления   детской   одаренности   зачастую   трудно   отличить   от обученности   (или   шире   –  степени   социализации),  являющейся   результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые   замечательные   способности   ребенка   не   являются   прямым   и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на   то,   что   признаки   одаренности,   проявляемые   в   детские   годы,   даже   при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма   быстро   исчезнуть.   Учет   этого   обстоятельства   особенно   важен   при организации практической работы с одаренными детьми.  Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный  ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).