В общем ряду возрастных кризисов подростковый занимает особое место. Хотя бы потому, что о нем все знают. И весьма часто от совершенно несведущих в психологии людей можно услышать:
— Ну что вы хотите! Подросток! Подростковый кризис — все они такие в этом возрасте!
Действительно ли все такие? Что можно и что нельзя оправдать наступлением подросткового возраста? И что, в конце концов, такое этот самый подростковый кризис?
Что такое подростковый кризис?
В общем ряду возрастных кризисов подростковый занимает особое место. Хотя
бы потому, что о нем все знают. И весьма часто от совершенно несведущих в
психологии людей можно услышать:
— Ну что вы хотите! Подросток! Подростковый кризис — все они такие в этом
возрасте!
Действительно ли все такие? Что можно и что нельзя оправдать наступлением
подросткового возраста? И что, в конце концов, такое этот самый подростковый
кризис?
Один из очень распространенных в общественном мнении стереотипов,
поддерживаемый, впрочем, частью специалистов (как правило, врачами), говорит
о том, что именно в этом возрасте в организме человека происходит мощная
перестройка всей гормональной системы, сопровождающая превращение
девочки в девушку, а мальчика в юношу. Отсюда, де, и растут все
психологические проблемы.
Но вот что удивительно — гормональная юношеская перестройка происходит у
всех людей без исключения, однако в традиционных обществах и культурах
(первобытные и земледельческие культуры древности, а также аналогичные
современные общества) никакого подросткового кризиса попросту не
существует. Да и самого подросткового возраста, как такового, в сущности, нет.
Человек взрослеет,
очень рано приобщается к традиционному
производственному циклу (Помните — «с семи годков я гусей пасла и за малыми
ходила…»), потом проходит ту или иную форму обряда инициации, и все —
новый член влился в общество. Без всяких там подростковых кризисов.
Внимательно отнесясь к этим фактам, нельзя не признать, что подростковый
кризис — явление в первую очередь социальное, а уже потом — биологическое и
индивидуальнопсихологическое.
В современном индустриальном и постиндустриальном обществе разрыв между
биологическим, социальным и интеллектуальным созреванием индивида
составляет иногда 8–10 лет (первая менструация в 12 лет, а окончание института
и первый самостоятельный заработок — в 22 года). Именно в этот зазор и
вклинивается подростковый возраст. Именно это балансирующее ощущение
зрелостинезрелости и полноценностинеполноцености взращивает и питает ее.
Подросток активен и вынослив, но «твоя главная работа — это учеба».
Вышеупомянутые гормоны играют в крови и будоражат в жарких снах, но «мы в
твоем возрасте не о мальчиках думали, а о том, как бы профессию получить». И
так далее, и тому подобное. Во всех возможных сочетаниях. Сами понимаете —
покорно мириться с подобным положением вещей может только законченный
флегматик. Каковых немного. Остальные начинают бунтовать. В той или иной
форме.