В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Цель деятельности учителя:
создать условия для ознакомления
обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением.
Педагогические задачи: сформировать представление о толерантном
отношении; показать, что, хотя ученики разные, в классе должна быть
дружелюбная, толерантная атмосфера; способствовать развитию уважительного
отношения обучающихся друг к другу, воспитанию чувства коллективизма,
сплоченности.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о понятии «толерантность», его
происхождении; научатся работать с текстом.
Личностные: уважают личность каждого человека, различия между людьми
принимают как положительный факт; считаются друг с другом и работают в
коллективе, не теряя своей индивидуальности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и
письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – умеют обмениваться мнениями, слушают друг друга,
строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль
учебной деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить
выполнить специальное задание (в словарях найти определение слова
«толерантность»; подготовить информацию о том, как слово «толерантный»
определяется на разных языках).
I. Вступительное слово.
Х о д з а н я т и яП е д а г о г . Добрый день! Наш разговор сегодня я хотела бы начать со
стихотворения Е. Евтушенко. Послушайте и определите, о чем оно.
У ч е н и к 1. Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если ктото незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У ч е н и к 2. У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
У ч е н и к 3. Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но чтото ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
У ч е н и к 4. Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
II. Основная часть.П е д а г о г . Какое пронзительное стихотворение. О чем же оно?
Поэт говорит о ценности каждого человека, о том, как часто нам не хватает
внимания и понимания со стороны окружающих, терпимости и уважения друг к
другу. В жизни мы нередко сердимся на окружающих за то, что нас неправильно
поняли, незаслуженно обидели. Оказывается, все эти проблемы можно решить,
если научиться быть толерантным.
Наш разговор сегодня мы посвящаем толерантности. 16 ноября –
Международный день толерантности.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется
вперед. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все
чаще и чаще слышим слова: «беженец», «жертва насилия», «теракт», «война»…
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается
катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны, точны и актуальны сегодня слова Б. Шоу:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
У ч е н и к 1. На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор.
При разных правительствах он оставался неизменным министром иностранных
дел. Этот человек был талантлив во многих областях, но более всего – в умении
учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться и при этом
сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять
ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С его именем и связанно
понятие «толерантность».
У ч е н и к 2. В краткой философской энциклопедии говорится, что
толерантность – это терпимость к иным мнениям, верованиям, поведению,
нравам, привычкам.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального
развития человека, группы, общества в целом. Все религии мира проповедуют
терпимость к другим людям, то есть толерантность.
У ч е н и к 3. В христианстве толерантность конкретизируется через понятия
«смирение» и «милосердие». В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не
судимы будете» не только содержится призыв к толерантности, но и
подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда,
выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.
П е д а г о г . Послушайте стихотворение Бахтияра Мамедова «Терпение».У ч е н и к 1. Терпение – великое умение,
Оно лишь всё расставит по местам.
А время – лишь помощница терпения,
За них двоих я многое отдам.
Терпение и время – очень ценны,
Их потеряв, ведь не вернуть их нам.
У ч е н и к 2. Терпение и время – незаметны,
Их можно только чувствовать лишь нам.
Теряя время и во всем терпение,
Мы проиграем – надо знать ведь нам.
Теряя их, попав в недоумение,
Лишь сожалеть потом придется нам.
У ч е н и к 3. Зачем же их терять, чтоб извиняться,
Зачем же их терять, чтоб сожалеть?
Нам надо лишь терпеть и удивляться,
Как долго может человек терпеть.
Терпение нам принесет удачу,
Ведь ум придет со временем к глупцам.
У ч е н и к 4. Терпение заставит извиняться,
Лишь тех, кто плохо относился к нам.
Любимых всех вернет, друзья, поверьте,
Кто любит нас – вернется точно к нам.
Терпение всегда во всем имейте,
Оно – цена тому, что нужно нам.
У ч е н и к 5. Терпение больным всем даст здоровье,
Терпение несчастным счастья даст.
Терпение обидчиков накажет
И всем по справедливости воздаст.
У ч е н и к 6. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого
взаимоуважение,
уступчивость,
как взаимопонимание,
сдержанность,
таких человеческих качеств,
ответственность,
коммуникабельность, терпимость.
доброжелательность,
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни,
убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше
время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.У ч е н и к 7. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди
различаются по внешнему виду, общественному положению, интересам,
поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою
индивидуальность.
Толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в
новых, неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя
категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от
нас жизнь.
У ч е н и к 8. Современный культурный человек – это не только образованный
человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и
интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
П е д а г о г . Что же такое толерантность? (Ответы детей.)
У ч е н и к 9. Я считаю, что толерантность способствует установлению и
поддержанию общения людей друг с другом. Слово «толерантность» имеет
почти одинаковый смысл в различных языках:
– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут
думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– в китайском – готовность быть по отношению к другим великодушным;
– в арабском – готовность проявлять милосердие, терпение, сострадание,
расположенность к другим;
– в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
У ч е н и к 10. Толерантность – это качество личности. Оно проявляется,
когда взаимодействуют люди, чемлибо отличающиеся друг от друга – взглядами,
вкусами, поведением. Толерантным считается человек, который принимает
другого таким, какой он есть.
Черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность,
терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение
владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение
слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
П е д а г о г . Каждый человек неповторим, у каждого из нас есть свои
отличительные черты, личные особенности, характер и темперамент.Предлагаю поиграть в игру. Каждый из вас должен назвать свою
отличительную черту, начиная со слов «Я отличаюсь от других людей тем, что
я...».
– Какой вывод мы можем сделать? (Все люди разные, многим отличаются
друг от друга.)
У ч е н и к 1. Требование толерантности подспудно содержится в «золотом
правиле нравственности», гласящем: «Чего в другом не любишь, того сам не
делай». Толерантность предполагает стремление понять побудительные мотивы
поведения других людей, в том числе и совершающих моральные проступки и
преступления. Это качество не тождественно равнодушию к злу и
преступлениям, а, напротив, выражает готовность к деятельной помощи
заблудшим и оступившимся людям.
У ч е н и к 2. Толерантность есть свидетельство благородства и высокой
нравственной культуры человека, гуманности и цивилизованности общества.
Первые проявления нетерпимости – это дразнилки, которые употребляют
дети, например, по отношению к полному ребенку, ребенку в очках. Хорошо,
если дразнилка беззлобная.
П е д а г о г . Перед вами Цветок толерантности. Давайте рассмотрим лепестки
этого красивого цветка. Чем они отличаются? Что общего между ними? Какие
лепестки вы бы добавили? (Ответы обучающихся.)
Цветок толерантности*
У ч е н и к 1. Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать*.
П е д а г о г . Какими чертами должен обладать толерантный человек, а какие
черты личности мешают быть таковым?Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание чтонибудь делать вместе
с другим
Понимание и принятие другого
Чуткость
Доверие
Любознательность
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Пренебрежение, раздражительность
Равнодушие
Агрессивность
ЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ
Толерантный человек
Интолерантный человек
Относится к себе критически, сам старается
разобраться в своих достоинствах и
недостатках
Уверен в себе, убежден, что справится со
всем
Не перекладывает ответственность на других,
сам отвечает за свои поступки
Сам стремится к работе, творчеству;
пытается сам решить свои проблемы
Способен формировать верные суждения о
других людях, может правильно оценить и
себя, и любого другого человека
Обладает чувством юмора, способен
посмеяться над собой
Предпочитает жить в демократическом,
свободном обществе
Замечает у себя только достоинства, обвиняет
других в своих проблемах
Опасается своего социального окружения и
самого себя, во всем видит угрозу
Считает, что совершающиеся события от него
не зависят, следовательно, снимает
с себя ответственность за происходящее
вокруг. Считает, что не он причиняет зло, а
ему вредят
В сложных ситуациях отодвигает себя на
второй план («только не я»)
Оценивает окружающих со своей
субъективной точки зрения
Не обладает чувством юмора, мрачен и
апатичен
Предпочитает жить в авторитарном обществе
с жесткой властью
П е д а г о г . Вывод можно сделать такой: толерантность – это путь человека,
который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде,
понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно
относится к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантность – этопуть человека, который думает только о своей исключительности, обладает
низким уровнем воспитанности, которому присуще чувство дискомфорта от
существования в социальной среде, желание власти, неприятие иных культур,
взглядов и традиций.
Быть толерантным – значит не давать людям оценку, даже положительную, а
стараться открыто, бережно и тактично выражать свои чувства. Необходимо
избавляться от привычки слишком часто прибегать к оценкам. Нужно также
иметь в виду, что отрицательные эмоции подавлять вредно, необходимо
переключаться на чтото позитивное.
Толерантность указывает на высокий уровень культуры поведения. Всем
известно, что «ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как
вежливость». То же можно сказать и о толерантности.
У ч е н и к 1. Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнется незнакомый хмурый человек!
М. Пляцковский
III. Подведение итогов (рефлексия).
– Что такое толерантность?
– Назовите 12 черт толерантности, необходимые для идеальной личности.
(П р и м е р н ы й о т в е т : Терпение, чувство юмора, доброжелательность,
умение владеть собой, доверие, способность к сопереживанию, альтруизм,
умение слушать, чуткость, терпимость к различиям, снисходительность,
умение не осуждать других.)
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни
поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом
направлении. Важно, что вы вынесете из этого занятия в реальную жизнь, как
измените отношения с родными, друзьями, одноклассниками. Попробуйте
относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидите, получится. Всё в
жизни зависит от вас самих.