Что такое ЗПР? Презентация. Консультация для родителей. Сообщение на родительском собрании.
Под термином «задержка развития» подразумевают синдромы временного
отставания развития психики в целом и отдельных ее функций (моторных,сенсорных, речевых,эмоционально-волевых) ЗПР- сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты разные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.Презентация Работа с родителями
Учительлогопед:
Супрун Е.И.
МБДОУ №10
Под термином
«задержка развития»
подразумевают синдромы
временного
отставания развития психики
в целом и отдельных ее
функций
(моторных,сенсорных,
речевых,эмоциональноволевых)
ЗПР- сложное
полиморфное нарушение,
детей недоразвиты разные
при котором у разных
компоненты их
психической и
деятельности.
психофизиологической
Определение «Задержка
психического развития»
также используется для
характеристики отклонений в
познавательной сфере у ребенка с
педагогической запущенностью,
обусловленной социальной
депривацией.
данным различных авторов, в
детской популяции
По
обнаруживается от 6 до
11% детей с ЗПР различного
генеза.
В целом для данного
состояния есть характерными
гетерохронность
(разновременность) проявлени
й отклонений и существенные
различия как в степени их
проявления, так и в прогнозе
последствий.
Ребенок с
ЗПР проходит в своем
развитии те
но немного с
опозданием
же этапы, что и ребенок
который
нормально развивается,
С позиции неопытного наблюдателя
дошкольники с ЗПР не так уж отличаются
от сверстников.
* Родители часто не придают значения
тому, что их ребенок чуть позже начал
ходить самостоятельно,
оперировать
предметами
что задерживается
его речевое развитие
утомляемость
сначала проявляются на
Повышенная
возбудимость, неустойчивос
ть внимания, быстрая
поведенческом уровне и толь
ко впоследствии - во время
задач учебного содержания.
выполнения
И только тогда, когда их
ребенок достигнув школьного
возраста, еще до сих пор
продолжает оставаться в
кругу дошкольных игровых
задания и выполнять их, родители
начинают «бить тревогу».
интересов и не может включиться
в школьную деятельность,
воспринимать школьные
Диагностика ЗПР на ранних
стадиях развития является
достаточно
проблематичной.
Методы диагностики
ЗПР основаны в первую
очередь на сравнительном
анализе развития ребенка с
соответствующими его
возрасту нормами.
Своевременные методы дифференциальной
диагностики позволяют
обнаружить нарушения в дошкольном
возрасте и своевременно обеспечить ребенку
коррекционнопедагогическую
помощь, направленную на преодоление имеющихся
недостатков в развитии,
на предотвращение и профилактику вторичных
Приему в специальные
детские
сады и группы для детей с
ЗПР подлежат дети с
различными
вариантами задержки
психического развития
(согласно классификации
К. С. Лебединской):
конституционного
происхождения
Преобладают
эмоциональные
реакции в поведени
и
ЗПР
ЗПР
психогенного
происхождения
Негативизм,
агрессивность,
истерики или
робость, страхи,
мутизм.
Преобладают
импульсивные
реакции, не
умеет тормозить
свои эмоции
ЗПР
Стойкие нарушения
нервно
психической сферы
ЗПР
ЗПР
Стойкая физическая и
психческая астения
Хронические
соматические
заболевания
внутренних органов :
сердца, легких,
печени, почек,
эндокринной системы
Неуверенность,
безинициативность,
капризность,
робость
соматогенного
происхождения
ЗПР
церебрально
органического
происхождения
Высшие психические
функции недостаточно
сформированы
ЗПР
Неврозоподобн
ые
расстройства
Низкий уровень
овладения всеми
видами произвольной
деятельности :
предметной, игровой,
учебной,речевой.
Самая тяжелая
форма ЗПР,
граничит с
умственной
отсталостью.
ЗПР
Динамика развития
в условиях
интенсивной
педагогической
корекции будет
достаточно
существенной
В знакомых
В знакомых
ситуациях такой
ситуациях такой
ребенок
ребенок
ориентируется
ориентируется
достаточно
достаточно
хорошо
хорошо
ЗПР
Недостаточный
уровень развития
навыков, знаний,
умений вследствии
дефицита
полноценных
эмоциональных
контактов со
взрослыми
ЗПР вследствии
педагогической
запущенности
ЗПР
*ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР
Наследств
енные
факторы
Социальны
е факторы
Патологи
я родов
Неблаго
приятное
протекание
беременности
НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ
ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
болезни матери во время беременности
(краснуха, паротит, грипп)
хронические заболевания матери (порок
сердца, диабет, заболевания щитовидной
железы);
токсикоз,особенно второй половины
беременности;
токсоплазмоз
интоксикации организма матери вследствии
употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических
и лекарственных препаратов, гормонов;
несовмевтимость крови матери и младенца по резус
фактору
ПАТОЛОГИЯ
РОДОВ
травмы вследствии
механического повреждения
плода при использовании
разных средств помощи
роженице (например,
наложение щипцов);
асфиксия
новорожденных
и ее угроза.
Педагогическая запущенность в
результате ограниченного
эмоционального контакта с
ребенком как на ранних этапах
развития (до 3х лет), так и в
более поздние возрастные
периоды
Социальны
е факторы
низкий уровень образования
родителей
наличие криминального окружения
Наследственные
факторы
Вродженная (в том числе
наследственная) неполноценность
центральной нервной системы
(ЦНС)
нагляднодейственное
Память ограничена в
Незрелость
Наличие
Несформиро
Низкий
мышление развито в большей
отставание в
Снижение
Неустойчивость
объеме, преобладает крат
нарушений
эмоциональной
ванность
уровень познавательной
степени,
внимания,
физическом развитии
работоспособности
ковременная
активности и
речевых функций
чем нагляднообразное
произвольного
сферы и мотивации
нарушения скорости
механическая над
замедленный темп
и особенно словесно
переключаемости,
поведения
логической
переработки информации
логическое
объем его снижен
Таким образом,
состав воспитанников
групп компенсирующего типа
оказывается
очень сложным,
полиморфным, что
обуславливает сложность
построения
коррекционно-развивающих
программ и процесса обучения
развития, какого бы
происхождения она ни
была, во
Задержка психического
многом поддается коррекции:
чем младше ребенок , тем
больших успехов
можно достичь.
Выпускники специальных групп,
как правило, подготовлены к
обучению в массовой
школе. Но могут быть и
исключения.
Поэтому решение о типе школы,
которая рекомендуется каждому
принимается на ПМПК.
ребенку,
Родители
получают соответствующее
заключение.