Говорят, что музыка этого композитора — на любителя. А какая — не на любителя? Да, более всего он известен саундтреками… но какими! Не зря его имя, точнее, творческий псевдоним, известно всему миру (а настоящее — по-гречески величественно: Эвангелос Одиссей Папатанассиу — Evangelos Odyssey Papathanassiou). Знатоки не зря шутят, что он напрасно в качестве псевдонима использовал сокращенную форму первого имени, т.к. второе, Одиссей, было бы как нельзя более кстати.
Что за музыка у Вангелиса?
Говорят, что музыка этого композитора — на любителя.
А какая — не на любителя? Да, более всего он известен
саундтреками… но какими! Не зря его имя, точнее,
творческий псевдоним, известно всему миру (а
настоящее — погречески величественно: Эвангелос
Одиссей Папатанассиу — Evangelos Odyssey
Papathanassiou). Знатоки не зря шутят, что он напрасно в
качестве псевдонима использовал сокращенную форму
первого имени, т.к. второе, Одиссей, было бы как нельзя
более кстати. Дело в том, что Вангелис — большой
любитель странствий по музыкальным жанрам. И не
только к фильмам сочиняет музыку. Так, вместе сУэйном Иглингом работал над балетными постановками,
писал репертуар для Монсеррат Кабалье. Несколько лет
назад в афинском храме Зевса представил свою хоровую
симфонию «Mythodea». Для меня так Вангелис —
гимновый композитор, это чисто субъективное
восприятие, не претендующее на оценку… Но
практически каждое его произведение может стать
гимном, что прекрасно демонстрируется в знаменитом
альбоме «Voicis», в «антарктических» композициях и т.
д. Это, видимо, связано с тем, что, как отмечают
музыкальные критики, в любой самой простенькой
песенке Вангелис умудряется преподнести
величественный симфонизм и особую, неповторимуючистоту и прозрачность звучания. Музыкальный талант
был обнаружен у Эвангелоса Папатанассиу в раннем
детстве: ему было 4 года, когда сочинил первую
композицию для фортепьяно. А в 6 лет уже дал свой
первый сольный концерт, на котором исполнял
собственные сочинения. Но затем категорически
отказался учиться музыке! Он писал ее, не зная нот…
После школы юноша увлёкся битломанией, организовал с
несколькими сверстниками группу Formynx, которая
вскоре стала очень популярной в Греции. Потом уехал в
Париж с друзьями Демисом Руссосом и Лукасом
Сидерасом (1968), где они создали другую группу —
«Дитя Афродиты», причём не просто так, а в знакпротеста против фашистского путча «чёрных
полковников» на своей родине. И между прочим, в это
время Вангелис учился в Сорбонне. В 1971 году группа
записала альбом — электронную ораторию «666 —
Apocalypse of John», после чего распалась. И хотя
повсеместно утверждается, что причиной этого не была
ссора или финансовые неувязки, на самом деле
размолвка всё же была. Впрочем, она не помешала
дальнейшим приятельским отношениям бывших друзей,
так что и говорить об её сути не стоит. Необязательно
останавливаться подробно и на всей дискографии
композитора, разве что стоит упомянуть его
сотворчество с Джоном Андерсоном, вокалистом «Yes».Так, их совместный альбом «Рай и ад» (технорок,
замешанный на классике) — это выдающаяся музыка, вне
всякого сомнения. Вангелис исполнял там все
музыкальные партии, от фортепианной до ударных, а Д.
Андерсон вёл вокальную. Это событием подследовало
после того, как в 1975 году Вангелис подписал контракт
с компанией RCA и основал собственную студию
звукозаписи «Nemo Studios». А после выхода в 1981м
фильма «Огненные колесницы» он получает вместе с
новой славой и «Оскара». Но наконец наступает время,
когда музыкант после 20летних странствований по миру
возвращается в Грецию, где живёт и поныне. Он сочиняет
музыку для самых знаменательных празднеств в стране, втом числе, для открытия Олимпиады в Афинах. И при
всём при том умудряется «не мелькать» на публике, не
пускать досужих журналистов в свою личную жизнь,
заявляя: «Всё, что я пытаюсь сделать — это позволить
людям узнать, что я думаю, через мою музыку».
Впрочем, и тут есть некая сложность, так как Вангелис
исключительно строг в подходе к собственным
произведениям и далеко не все из них позволяет
записывать на диски. Для примера: даже знаменитейший
саундтрек к фильму Р. Скотта «Бегущий по лезвию
бритвы» с трудом «пробился» сквозь авторскую цензуру
на запись через восемь лет после выхода кинокартины на
экран. Вангелис — величайший маэстро страны эллинов,музыка его звучит на всей земле, и даже те, кому не
известно это имя, несомненно слышали её, так как
мелодии из кинофильмов моментально разносятся по
теле и радиоэфиру. Но сколько бы ни говорилось об его
творчестве, никакие рассказы не сравнятся со звучанием
творений.