Чтобы домашнее задание не стало проблемой.
Начало учебного года, а именно начало выполнения ребенком домашних заданий, во многих семьях, к сожалению, становится моментом потери эмоционального контакта между родителями и ребенком.
Промучившись, порой не одну неделю, а то и не один месяц, к психологу родители часто обращаются на этапе, когда выполнение уроков становится длительным (3, 4 и более часов). Такая домашняя работа лишь истощает силы ребенка, уничтожает его положительную мотивацию, нарушает эмоциональный фон в семье. Особенно сложно дается такая многочасовая работа гиперактивным и астеничным детям.
Как же родителям помочь ребенку, не навредив ему? Для этого возможно придерживаться некоторых правил:
- Ориентация на домашнее задание как на текущую учебную ситуацию. Взрослый должен объяснить ребенку, что это не дополнительные занятия по предмету, а продолжение учебной ситуации, результат которой оценит педагог в классе.
- Установка родителя на без оценочное принятие ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал, что родители любят его независимо от его школьных успехов.
- Следующий не менее сложный для выполнения родителями принцип, это исключение из речи «естественных» оценочных высказываний. Такие слова взрослого как "еще раз подумай", "ну что тебе тут непонятно", "не торопись", "будь внимательнее", "разве так можно?", "ты что? совсем глупый?", "сколько раз тебе повторять" и т.п. служат только для эмоциональной разрядки взрослого. А распространенное высказывание "ты совсем думать не хочешь» - является просто формулой прямого внушения и вариантом директивы "Не думай", оставляющей у ребенка чувство недоверия к своим мыслительным способностям. Такое недоверие как раз и приводит к познавательной пассивности.
- Помощь взрослого должна оказываться в том темпе, который удобен ребенку. Даже если родители заставят его писать быстрее, скорость мыслительных процессов от этого не возрастет, а вот неаккуратный почерк и увеличение количества ошибок вполне возможно.
Но что делать, если процесс выполнения домашнего задания не укладывается в рекомендованные 1,5-2 часа, родители старательно соблюдают все вышеописанные принципы, но выполнение домашней работы превращается в ежедневную совместную пытку.
Ответ на этот вопрос можно найти в книге Лунькова А.И. «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома». В ней он предлагает ограничивать время совместной письменной работы с ребенком, например, 1 или 1,5 часами. Если все письменные задания не прорабатываются, то оставшиеся взрослый выполняет сам, а ребенок переписывает их в свою тетрадь.
Еще одна рекомендация автора особенно хороша в работе с гиперактивными и астеничными детьми.
В ходе индивидуальной
помощи он советует родителю не предоставлять ребенку ручку и тетрадь, а писать
в ней самому взрослому. Таким образом, у ребенка остается только одно средство
взаимодействия со взрослым – устная речь. Это желательно в силу ряда причин:
1. Ребенку предоставляется роль «взрослого» контролера над действиями взрослого
«ребенка», который, правда, ставит подчас хитрые или «глупые вопросы и
совершает ошибки;
2. Ребенок упражняет свою способность к предметному рассуждению, лишившись
стереотипных и привычных средств письменного действия. Ведь дети часто не умеют
рассуждать на языке предмета, освоив лишь набор стандартных письменных действий
и коротких устных ответов, поскольку этот стандарт и оценивается педагогом в
классе.
3. Взрослый, владея ручкой и тетрадью, выполняет большую часть рутинных
письменных действий. Тем самым умственная энергия ребенка экономится ради
концентрации на основных ошибках и трудностях. Причем экономятся не только
усилия ребенка, но и время совместной работы. При этом пропадает основание для
привычных претензий взрослого к ребенку типа «пиши чисто», «следи за почерком»
и т.п. Ведь для многих детей концентрация на «чистописании» является удобным
поводом для того, чтобы избегать умственных усилий.
Как реализуется этот совет на практике. Родитель заводит себе отдельную тетрадь «для домашней работы», подписывая ее своим именем. Они с ребенком совместно обсуждают, как надо выполнить то или иное задание, причем главная роль в рассуждении отводится ребенку, он объясняет, почему надо написать такую букву или выполнить такое действие. Родитель же выполняет домашнее задание, но иногда делает ошибки. Затем ребенок проверяет написанное, исправляя ошибки красной ручкой, и даже ставит взрослому оценку. Затем просто переписывает задание в свою тетрадь. Таким образом, родители снимают у ребенка негативные эмоции и формируют навыки контроля.
К сожалению родители не всегда готовы к такому эксперименту, хотя обычно он длится 1,5 – 2 месяца, по истечении которых у ребенка снижается интерес к такой «игре», а ситуация с домашними заданиями сдвигается с мертвой точки.
Конечно, такой метод снятия негатива перед домашними заданиями и формирования действия контроля у ребенка может подойти не всем, но если ваш ребенок часами просиживает над черновиками, а переписывает «начисто» уже за полночь, то возможно именно такой способ совместной работы с ребенком поможет вашему школьнику.
Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. -.: А.П.О., - 40с., ил. – (Серия «Психологическая помощь и консультирование», вып.4).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.